Статья "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Королева Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

Статья на тему "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

учитель русского языка

 высшей категории

Королевой И. М.

    Проблема формирования интереса к изучению русского языка вызывает необходимость развить у учащихся любовь и интерес к этому предмету,  поэтому и уроки должны быть более разнообразными и увлекательными.

   Основная задача учителя - привить любовь к  родному языку, развить творческие, интеллектуальные способности ученика, воспитать поликультурную личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом, как развить их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы, как добиться высоких результатов. Конечно, интерес к предмету появляется тогда, когда учитель в самом начале урока доводит до сведения учеников, с какой целью будет изучаться предмет, какими знаниями и умениями они должны овладеть, какие требования будут им предъявлены.

   Бесспорно, добиться повышения качества на уроках помогают новые педагогические технологии, но применение этих новшеств невозможно без заинтересованности самих учащихся.

   Лучшие учителя во все времена находятся в поиске и стремятся использовать в своей работе что- то новое, неординарное, творческое. Сегодня учителя все чаще в своей работе используют нестандартные уроки, которые приобретают наряду с традиционными статус организационной формы обучения.

   В среднем звене удаются уроки-экскурсии, игры, путешествия, в старших классах уроки-презентации, дебаты, семинары, , конференции, уроки-тренинги.  Нестандартные уроки отличаются новизной, неповторимостью: каждый урок оригинален, он представляет собой творческую находку учителя.

   Работа по станциям, позволяет учащимся работать со словарями, писать словарные диктанты, выполнять фонетико-графические задания. Правильно выполненные задания дают учащимся возможность передвигаться по станциям и получить хорошую отметку.

  В конце урока ребята анализируют, чему научились, что нового узнали, какие трудности им пришлось преодолеть, знания каких правил позволили им благополучно закончить путешествие.

  Нетрадиционные формы уроков помогают организовать воспитательный момент на уроках.

  Итоговые уроки  хорошо проводить в форме проектной деятельности. При обобщении и повторении  морфологии в 10 классе учащиеся выполняют  языко вой  анализ текста.. Проектную деятельность можно рекомендовать как дополнение к классно-урочной системе, как способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением предмета. При работе над проектами ребята проявляют фантазию и оригинальность, раскрывают свой творческий потенциал. Важно наладить  поисковую деятельность  на уроке.   А для этого в среднем звене ученики охотно делают книжки-загадки, книжки-сказки, сборники пословиц и поговорок. В старших классах удачно проходят презентации поэтических сборников. Необычность таких заданий активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность.

  Применение и использование ресурсов Интернета, позволяют учащимся самостоятельно подготовить сообщения о жизнедеятельности поэтов и писателей, защиту рефератов, творческие выступления, которые проходят в форме презентаций.

  Еще один метод повышения интереса- проведение дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету в 5-7 классах. Один из постулатов китайской философии гласит: «Пока человек играет – он развивается». Ведь игры помогают быть не только внимательными, но и тренируют память, развивают орфографическую зоркость. Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Игры самые разнообразные «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Холодные и горячие слова», «Люблю - ненавижу», «Собери слово», «Найди лишнее слово», «Лингвистически е задачки», «Русская рулетка», «Рыбалка», «Капсула», «Юный архитектор», «Бюро находок», «Конверт», «Телефонист».  Благодаря опыту практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что дидактическая игра повышает интерес к русскому языку стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

  В системе уроков можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении школьников. Игра не  потеряла своей значимости и постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.  Выполняя различные упражнения,  творчески мыслят , развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.

  В процессе своей работы часто используем hand-out как дидактический материал. Это позволяет проверить знания ребят, экономит время на уроке, активизирует самостоятельную работу детей, разнообразить урок.

  Крайне важно включать занимательные упражнения, которые дают информацию не из учебников. При подготовке к уроку включаю дополнительный материал по рубрикам: «Знаете ли вы?», «Это интересно». Темы могут быть разными «Как учили грамоте на Руси», «Как возникла письменность?», «Как имена собственные превратились в нарицательные» и т.д.

  На уроке обязательно уделяется время развитию речи, а для этого предлагаю задания творческого характера, которые развивают монологическую речь учащихся: сделать прогноз погоды, рекламировать какую-либо продукцию, выступить с речью перед горожанами.

  Хорошим итогом может быть внеклассное мероприятие «Знаем русский язык», на котором конкурсные задания охватывают большой материал, а итоговым творческим заданием служит воспроизведение литературного произведения в трех жанрах: комедии, трагедии, драмы.

  Живыми, яркими и интересными уроки будут тогда, когда учитель сам обладает высокими личностными качествами и глубокими разносторонними знаниями, проявляя при этом требовательность к себе и систематически проводя работу над собой.

Таким образом, чем содержательнее урок ,тем интереснее и эффективнее проходит он , тем интереснее учащимся, а значит, интерес к самому русскому языку растёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

"Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

В статье представленны формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка....

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Как показывает практика, в преподавании русского языка и литературы одной из серьезных проблем школы является снижение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы и, к...