Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Стефеева Лариса Анатольевна

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_zimnee_utro.docx24.84 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_o_stihotvorenii_zimnee_utro.ppt548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коротышская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по литературе

в 6 классе

 «Единство красоты человека,

красоты природы, красоты жизни

в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Учитель русского языка

                                                                            и литературы  

  Стефеева Л.А.

2019 г.

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения

 

Задачи урока:

1. продолжить ознакомление учащихся с отличительными признаками и особенностями пейзажной лирики;

 уточнить знания учащихся о литературоведческих терминах, необходимых при анализе стихотворного текста (размер, строфа, средства выразительности: сравнение, олицетворение, антитеза),

продолжить обучение анализу стихотворного произведения,

учить видеть его тему и идею, выделять мотивы, пронизывающие текст; совершенствовать навык чтения с точки зрения его выразительности и  сознательности,

активизировать деятельность учащихся с помощью включения в урок интеграции с музыкой, живописью,

заинтересовать детей ярким образным рядом с помощью компьютерной презентации

2. Способствовать развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление, воображение.

3. Воспитывать любовь к литературному наследию, музыкальному достоянию, произведениям живописи, родной культуре

   

Оборудование:  

  • репродукции картин русских художников, посвященных зиме (Шишкин И.И., Грабарь И.Э., Крымов Н.П., Юон К.Ф..);
  • аудиозапись (Чайковский П.И. «Времена года»);
  • стенд «Идет волшебница-зима» (стихотворения русских поэтов

     о зиме);

  • стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина.
  • презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний учащихся

- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с лирикой великого русского поэта А.С.Пушкина. Его поэзия прочно вошла в нашу жизнь. Неповторимые строки  его стихов мы впервые слышим в раннем, детском возрасте и уже не расстаемся с ними на протяжении всей жизни. В его стихах есть «что-то особенно благородное, кроткое, нежное … и грациозное», - писал В.Г.Белинский. Темы  пушкинских стихотворений бесконечны: любовь, дружба, Родина, природа. Наш разговор сегодня пойдет о пейзажной лирике, о стихотворении, посвященном природе.

     Вы знаете, что очень многие поэты с благоговением изображали картины родной природы, музыканты и художники, вдохновленные пейзажем, создавали замечательные произведения.

Почему же природа, пейзаж способны вдохновить человека? (красота природы способствует творчеству, пробуждает спящие в человеке таланты, вдохновляет, никого не оставляет равнодушным)

            Что значишь ты без трав и птиц

            И без любви к пчеле жужжащей,

            Без журавлей над хвойной чащей,

            Без миловидных лисьих лиц?

                                                        (Семен Кирсанов.)

     Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры. (М.М.Пришвин.)

     Эмоциональный, тонко чувствующий человек, поэт не мог остаться равнодушным к красоте родной природы. Прекрасным пейзажам, временам года посвящены проникновенные строки его стихотворений.

     Давайте вспомним, какое время года было любимым для поэта? (Осень) Какие стихотворные строки он посвятил осени?

 («Унылая пора! Очей очарованье..!

   Приятна мне твоя прощальная краса.

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и золото одетые леса».)

Осень дарила поэту вдохновение (вспомним Болдинскую осень), творческий подъем.

     И мысли в голове волнуются в отваге,

     И рифмы легкие навстречу им бегут,

     И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

     Минута – и стихи свободно потекут.

Поэт признается: «Из годовых времен я рад лишь ей одной».

     Но вот промелькнул золотой октябрь, подходит к концу ноябрь.

     Вот север, тучи нагоняя,

     Дохнул, завыл – и вот сама

     Идет волшебница-зима…

     …блеснул мороз и рады мы

     Проказам матушки-зимы.

Если пушкинская осень одета в багрец и золото, то зима под его пером блестит и переливается серебром в свете луны или солнца. Какие же стихотворения поэта о зиме вы читали, знаете?

«Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет…)

«Зимняя дорога» (Сквозь волнистые туманы…)

«Бесы» (Мчатся тучи, вьются тучи…)

«Зимнее утро» (Мороз и солнце…)

Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»:

«Зима, крестьянин торжествуя…»,

«Вот север, тучи нагоняя…»

3. Целеполагание

     Сегодня на уроке мы  внимательно вчитаемся в пушкинское стихотворение «Зимнее утро», проникнемся его настроением, проследим, с помощью каких средств языка поэту удалось создать такой яркий образ – сияющую радостную зимнюю картину. Кроме того, мы попытаемся найти аналогичные чувства в музыке и в живописи, а также научимся выразительно читать это стихотворение. Посмотрим, только ли о природе оно.

4. Чтение стихотворения подготовленным учеником, первичное восприятие  текста стихотворения

    - Послушайте эти замечательные пушкинские строки и подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение? Одинаково ли настроение во всех строфах? (Чтение стихотворения учителем.)

5. Проверка восприятия (первое впечатление после прочтения)

Каким же настроением проникнуто стихотворение? Легко ли нам это определить?

Одинаково ли настроение на протяжении стихотворения? Одинаковы ли чувства при чтении стихотворения?

Какие же чувства передает нам поэт?

Как вы думаете, что перед нами: порыв души или тщательно обдуманные строки? (порыв души) Как это можно доказать? (поэт восхищается тем, что увидел, что его поразило)

Дома вы должны были определить, каким размером написано это стихотворение? (ямбом) Это очень энергичный, выразительный, живописный, динамичный размер, что и проявляется в стихотворении. – Предварительная  тема и идея стихотворения? (изображение природы и человека в их неразрывном единстве)

6. Чтение стихотворения по строфам и его анализ

     - Давайте прочитаем стихотворение по строфам и подумаем над тем, что же хотел сказать поэт этим произведением.

А) чтение и анализ первой строфы:

- Как вы думаете, какая ситуация предшествовала созданию стихотворений? (Полутемная комната, освещенная пламенем свечи, за окном вьюга, метель. Изредка сквозь тучи пробивается лунный свет. А на следующее утро поэта разбудили яркие солнечные лучи. От вчерашней метели не осталось и следа, голубое утро сияло за окном. Мороз и солнце!)

- Прежде чем обратимся к чтению, разберемся, все ли слова понятны? (нега – блаженство, а также страстное томление, ласка; вечор – вечер)

- Какие картины вы себе представляете при чтении первой строфы? (в комнате – тишина, покой, полусон – необходимость пробуждения, т.к. на улице солнце, блеск, яркость красок, свежесть – «день чудесный»)

- Какие чувства передает первая строфа? (чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными блесками снега, восхищения красотой женщины, бодрость)

- Кто такая Аврора? (римская богиня утренней зари)

- Вспомните, как говорит Гомер о наступлении утра в «Одиссее»? («Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)

- Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (придает торжественность, возвышенность пейзажу и героине стихотворения)

- Что поразило поэта? (противопоставление: мороз и солнце – чудесный день; мороз – холод, солнце – тепло)

- Как называется противопоставление в литературном произведении? (антитеза – противопоставление образов, эпизодов, слов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи)

- Есть ли здесь еще противопоставление? (северная Аврора – красавица)

- Что такое утро для человека? (пробуждение ото сна)

- Какие слова говорят об этом? (еще ты дремлешь, проснись)

- Как вы понимаете слово «явись»? (пробуждение наступило, но человек еще не вошел в ритм с природой)

- Что же в этой строфе самое главное? (природа влияет на состояние человека, они находятся в единстве)

- Обратим внимание на синтаксис строфы. Почему в первых предложениях нет подлежащего? (не важно действие, важен предмет)

- Какие предложения по цели высказывания здесь представлены? (во первых двух строках – повествовательные, в остальных – побудительные)

- С чем это связано? Чему это служит? (яркая природа влечет к действию: проснись, открой, явись, пора)

- Итак,  даже синтаксис помогает нам выразить тему первой строфы. Давайте попытаемся ее сформулировать. (картина ясного утра, поразившая поэта и сильное впечатление, которым хочется поделиться: природа проснулась – нет покоя и человеку)

- Какой еще художественный прием есть в первой строфе? (сравнение в творительном падеже: звездою севера явись)

- Какой цели служит сравнение?

- Как же нужно прочитать первую строфу, какие чувства предать?

Выразительное чтение первой строфы.

Б) чтение и анализ второй строфы:

- Какое настроение создает лексика второй строфы? (тревожный тон, мрачное настроение)

- Какие слова это передают? (вьюга злилась, мгла носилась)

- Какие картины вы себе представили при  чтении?

- Какой литературный прием здесь используется? (олицетворение)

- Какова роль олицетворения? (помогает почувствовать мощь и неподвластность природы)

- Каково основное чувство второй строфы? (тревога, печаль)

- Какие определения использует поэт, подчеркивая это чувство? (мутное небо, тучи мрачные, луна – как бледное пятно, ты печальная)

- Какие приемы использует автор для создания картины природы? (сравнение, антитеза)

- Что же  противопоставлено этой строфе?

(1 строфа: утро – вечер)

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности)

- Строфа  очень активная, энергичная. За счет чего это достигается? (глаголы в конце строфы – акценты на действие, мы как бы видим природу в действии)

- Меняется ли настроение на протяжении строфы? – «А нынче … погляди в окно» Для чего здесь многоточие? (неожиданный переход от тоски, печали, непогоды, бури к солнцу, радости, веселью)

- Как же нужно прочитать эту строфу? (монотонно и динамично, соблюдая интонацию в конце строфы, показывая переход от печали к радости)

- Какова  тема второй строфы? (грозный лик природы вчера)

Выразительное чтение второй строфы.

В) чтение и анализ третьей строфы:

- Какие картины природы мы видим? (небеса голубые, снег сравнивается с великолепными коврами, отсюда ощущение мягкости, уюта, роскоши, лес прозрачный, зеленеет ель, речка блестит)

- Какие художественные приемы здесь используются? (сравнение – великолепными коврами, антитеза - вчера – сегодня, мрачный вечер – радостное утро)

- Это самая насыщенная цветом строфа. Какие цвета видим? (голубые небеса, прозрачный лес, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит – определения и глаголы)

- Кажется, что зимой природа замирает, спит, но можно ли говорить об этом в стихотворении? (нет, природа оживает, действует)

- За счет чего создается такое настроение? (обилие глаголов, причем они стоят в конце строки, отсюда акцент на действие, динамичность, движение, неуемную энергию природы)

- Давайте обратим внимание на то, как фонетика помогает нам передать радостное настроение строфы. (строфа очень мелодична, нет «неудобных» согласных, преобладают широкие, добрые, нежные звуки, в особенности [э], обозначенный буквой е)

- Каково же основное чувство этой строфы? (жизнеутверждение и оптимизм)

- Как меняется настроение человека?

- Определим тему третьей строфы (благосклонность природы сегодня) (Картина природы яркая, насыщенная сияющая, все стремится к жизни, разделяя чувства поэта, природа не только пробуждает чувства, но и зовет вперед, к движению. Обратите внимание, опять мы приходим к мысли о единстве человека и природы.)

Попробуем передать чувства при чтении этой строфы.

Г) чтение и анализ четвертой строфы:

- Какую картину поэт рисует здесь? (уютная теплая комната)

- Каковы настроение и чувства, передаваемые поэтом в этой строфе? (покой, умиротворенность в начале, но стремление вперед, к движению)

- Какие слова помогают передать эти чувства? (янтарный блеск, веселый треск)

- Куда стремится герой из уюта комнаты? (мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение свободы, воли, простора)

- Есть ли здесь антитеза? Какова ее роль? (противопоставление покоя и движения, домашнего уюта, замкнутости пространства и безграничного простора полей, дороги)

- Итак, тема этой строфы – тепло и уют дома, которые хочется променять на движение.

Попробуем передать эти чувства при чтении.

Д) чтение и анализ пятой строфы:

- Попробуйте сразу определить ее тему.

(долгожданное движение)

- Каково настроение пятой строфы? (гармония, удовольствие, стремление вперед, порыв, но и легкая грусть в конце стихотворения)

- Как синтаксис помогает это передать?

- Какое предложение по цели высказывания составляет эту строфу? (побудительное) Это помогает передать стремление к движению. Образ-символ коня также передает стремление вперед.

- Что особенного есть еще в пятой строфе? (обращение)

- Поэт не одинок, он жаждет разделить свои чувства с любимым человеком, а чувства вспыхивают и разгораются под впечатлением от увиденного прекрасного, яркого, солнечного, сияющего пейзажа. Снова мы приходим к выводу о единстве человека и природы в этом стихотворении, о красоте жизни. Мы сказали, что в пятой строфе передается не только чувство радости, но и грусть, легкая тоска. – С чем это связано? (с пережитым, при встрече с родными местами героя охватывают воспоминания)

Выводы:

- Что же изобразил поэт в стихотворении?

(картинку природы, пейзаж, а через них свое настроение, свои чувства и переживания, в этом проявляется единство человека, природы и красоты жизни)

Учитель: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Но природа для поэта – зеркало, в котором отражается человек. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека.

     Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к воспоминаниям.

     При чтении этого стихотворения возникает чувство радости, поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Поэт открывает нам, как простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и восхищение, и нежность одновременно.

   Н.В.Гоголь писал о стихах Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

7. Включение нового знания в систему знаний

Связь литературы с музыкой и живописью

     - Вы знаете, что одни и те же чувства можно передать и с помощью слов, и с помощью звуков, и с помощью цвета. Попробуем найти соответствие пушкинскому стихотворению в музыке и в живописи.

А) Прослушайте два отрывка из цикла П.И.Чайковского «Времена года» и  подумайте, какой из них более точно передает настроение и чувства пушкинского стихотворения, объясните свой выбор.

Звучит первый отрывок из музыкальной пьесы «Ноябрь. На тройке».

Звучит второй отрывок «Декабрь. Святки».

(Конечно же, «На тройке». Здесь слышится то же стремление к движению, видится широта и красота русской природы и зимнего пейзажа. Отрывок «Святки» больше подходит по настроению к строфе, передающей чувство тепла и уюта дома.)

Б) Обратите внимание на репродукции картин, посвященных зиме:

И.И.Шишкин «Зима»

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

Н.П.Крымов «Зима»

К.Ф.Юон «Конец зимы. Полдень»

- Какая картина, на ваш взгляд, более точно передает содержание и эмоциональный настрой стихотворения А.С.Пушкина? Докажите свою мысль.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Подведение итогов урока

- Какова же основная мысль стихотворения? (природа прекрасна, она находится в единстве с человеком и побуждает его к творчеству, заряжает радостью и энергией)

- Каковы основные чувства, пережитые поэтом и вами?

- Что нового открыл вам поэт своим стихотворением?

     - Таким образом, мы с вами сегодня на уроке внимательно вчитались в стихотворение, попытались проникнуть в авторский замысел, проследить, с помощью каких художественных приемов автор создал свой шедевр, прочувствовать все то, о чем говорил поэт.

9. Домашнее задание

     - Дома вы должны будете подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть с учетом всей той информации, которую сегодня получили. Постарайтесь передать все чувства и переживания. А также выполните задания для самостоятельной работы № 1 или  № 2 (на выбор).

10. Комментарий оценок


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных.Развитие навыков чтения ,тренировка лексических навыков и навыков чтения.Совершенствование орфографического навыка...

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Мотивы единства красоты человека и природы. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкин"Зимнее утро".

Предмет: ЛитератураКласс 6Урок  творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира.  А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тип урок...

Урок - поиск на тему "Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" (5 класс)

На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий), ...