Урок - поиск на тему "Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шабанова Татьяна Дмитриевна

На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий), ответственности, креативности, а также универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Согласно технологии создаются на каждом этапе урока (7 этапов) ситуации, которые побуждают учеников к личностным проявлениям, умственным и практическим действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-poisk._a.s.pushkin_zimnee_utro.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Ермоловская СОШ

Учитель русского языка и литературы Шабанова Т.Д.

Урок-поиск по литературе на тему «Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий), ответственности, креативности, а также универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Согласно технологии создаются на каждом этапе урока (7 этапов) ситуации, которые побуждают учеников к личностным проявлениям, умственным и практическим действиям.

Планируемые результаты

Предметные: научиться анализировать текст стихотворения; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста.

Метапредметные УУД

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:  формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике

Личностные УУД

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

1. Мотивирующее начало.

Для создания мотивационно-смысловой ситуации учитель читает строки:

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите ключевые слова, которые помогли вам увидеть образ осени.

- Какие средства художественной выразительности использовал в этом отрывке автор?

- А если бы не было эпитетов и метафоры, образ природы был бы столь ярок?

- Итак, что помогает  создавать художественный образ природы?

(Изобразительно-выразительные средства).

- Послушайте ещё одно стихотворение.

Учитель читает «Зимнее утро»А.С.Пушкина.

2. Формулирование проблемы урока.

- Понравилось стихотворение?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.О чём мы сегодня будем говорить?

(Дети с помощью учителя называют тему).

- Чем будем заниматься?

(- Анализировать стихотворение.

- Отыскивать изобразительно- выразительные средства.)

3. Индивидуальная работа.

Вначале дети читают стихотворение «Зимнее утро» про себя, затем вслух. Отвечают индивидуально на вопросы, ответы на которые найдут в учебнике, кратком словарике литературоведческих терминов, словарях, сети Интернет.

1. Нарисуйте словами зимний пейзаж, представившийся вашему воображению благодаря А.С.Пушкину.

2. Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?

3. Как вы понимаете строки «навстречу Северной Авроры звездою севера явись?

4. Какие устаревшие слова вы нашли в стихотворении? Объясните их значение. При необходимости воспользуйтесь словарём.

5. Прочтите в учебнике на стр. 59  об  антитезе. Запишите определение в свой справочник. Найдите антитезу в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».

6. Повторите, опираясь на «Краткий  словарь литературоведческих терминов», что такое эпитет, метафора, сравнение,  олицетворение. Найдите их в стихотворении «Зимнее утро»,  выпишите в тетрадь.

7. Рассмотрите на слайдах репродукции картин И. Шишкина «Зима», С. Жуковского «Иней», М. Ромадина «Зима», «Зимний день», Л. Бродского «Русская зима», И. Горющкина-Сорокопудова «Солнце на лето- зима на мороз», Н. Крымова «Зима», С. Андрияки «Погожий денёк», «Морозное утро». Какой из этих пейзажей вы бы выбрали в качестве иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Почему?

На этом этапе урока ученики ощущают дефицит знаний. Возникает проблемная ситуация. Она активизирует мышление. Ученики используют учебник, словари, другие источники информации.

Каждый думает сам, работает индивидуально.(Учитель советует, на что обратить внимание, консультирует при возникновении вопросов).

4. Самостоятельный поиск информации в учебнике,словарях, сети Интернет.

Дефицит знаний и проблемная ситуация, которая означает «начало» мышления, способствуют появлению потребности в самостоятельном познании, которая переходит в состояние личностной самоорганизации. Включаются волевые, интеллектуальные, нравственные усилия для вхождения в учебную деятельность (чтение учебника, работа с компьютером, словарями).

Складываются ситуации информационного запроса, «открытия» новых знаний, личностной самоорганизации. (В случае возникновения вопросов учитель может дать уточняющую информацию).

5. Работа в малых группах.

Учитель создаёт ситуацию рефлексии, осмысления пройденного и изучаемого материала и принятия позиции другого.

Ученики объединяются в группы, обсуждают ответы, сопоставляют, корректируют. Группа «заражает» пассивного ученика творческим поиском.

Психологическое воздействие друг на друга выражается в убеждении, внушении, подражании. Диалоги создают ситуации рефлексии (осмысления) изучаемого, умения выразить личную позицию, взять ответственность на себя, ситуации формирования  коммуникативной культуры.

6. Межгрупповая дискуссия.

Группы учащихся и учитель предъявляют результаты своего поиска на всеобщее обсуждение.  Ответы учителя дают повод для дискуссии и корректировки учащимися выполненных заданий. Дискуссия способствует осмыслению, пониманию изучаемого. В результате создаются ситуации превращения индивидуализированных знаний в объективные знания, самореализации учеников.

7. Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний.

Учитель даёт задание по выбору: написать мини-сочинение о зиме, используя эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, антитезы; или сочинить синквейн (во втором ряду стихотворения будут эпитеты, в третьем – олицетворения); или нарисовать картину зимы.

Учащиеся, анализируя познанное, выдают индивидуальный творческий продукт – сочинение, синквейны, рисунки.

Примеры синквейнов:

Зима.

Пушистая, снежная.

Пришла, завьюжила, околдовала.

Где ты живёшь, зима?

Тайна.

Снежинка.

Хрупкая, нежная.

Родилась, закружилась, упала.

Тысячи танцующих снежинок!

Снегопад.

Литература

  1. Анохина Г.М. Технология развития универсальных учебных действий в основной и средней общеобразовательной школе: учебно- методическое пособие. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. - С.156- 161.
  2. Соловей Т.Г. «День чудесный». Урок по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»// Уроки литературы. – 2007.- №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.

Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Презентация "Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева". 6 класс

Человек и природа в стихотворенияхФёдора Ивановича Тютчева . 6 классСтихотворения «Неохотно и несмело…»,«С поляны коршун поднялся…», «Листья»...

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С.В. РАХМАНИНОВА»

Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...