УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С.В. РАХМАНИНОВА»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэтов и в жизни композитора, прочесть стихи поэтов и прослушать музыкальные произведения композитора.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Е.А. БАРАТЫНСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С.В. РАХМАНИНОВА»

Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэтов и в жизни композитора, прочесть стихи поэтов и прослушать музыкальные произведения композитора.

Оборудование: компьютер, диски с композициями С.В. Рахманинова, видеопрезентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит «Вокализ»).

Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце свое, сердце, полное песен,

Не расплескав до Тебя донесу.

(В. Набоков)

В этих строках В. Набокова, поэта XX в., восхищение красотой и совершенством мира, и, прежде всего, восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение духовного богатства от общения с ней, т.е. чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии русских поэтов XIX в.: Полонского, Тютчева, Фета, Майкова, А. Толстого и в музыке русских композиторов: Глинки, Чайковского, Рахманинова.

Природа — это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого. (Музыка звучит еще немного. Музыку выключить.)

2.Объявление темы урока.

На прошлом уроке мы знакомились со стихами Полонского и Фета о родной природе. Тема нашего сегодняшнего урока — «Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В. Рахманинова».

3.Эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

В этих строках заключена основная мысль нашего урока.

II. Беседа о «Вокализе» С.В. Рахманинова и о его жизни.

Мы начали урок с музыки С.В. Рахманинова. Прослушайте эту композицию еще раз и ответьте на вопросы. (Звучит «Вокализ», 30 сек.)

1.Как называется это произведение Рахманинова? (Это «Вокализ».)

2.Что такое вокализ? (Запись на доске и в тетрадях: вокализ — это песня без слов.)

3.Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Природу, широту полей, раздолье степей, богатство лесов, ширину рек.)

4.Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как все понятно без слов.)

Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала: «Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:

— Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

— Давайте поговорим о композиторе, которого слушает не одно поколение. Мы знаем, что его жизнь связана с тамбовским краем. Одна из учениц готовила дома рассказ о Сергее Васильевиче Рахманинове по книге «С.В. Рахманинов» (сост. Е. Рудакова). (Название книги и составителя записать на доске и в тетрадь.)

Вопросы к учащимся.

1.Как С.В. Рахманинов связан с тамбовским краем? (С.В. Рахманинов лето и начало осени часто проводил в Ивановке, своем имении, которое находится под Тамбовом.)

2.Почему ему нравилось проводить лето в Ивановке? (Его восхищали великолепные русские пейзажи.)

После революции 1917г. Рахманинов навсегда уезжает из России сначала в Европу, а затем в Америку. Но там, в далекой Америке, он часто вспоминал родную Ивановку: поля и степи, леса и луга.

Вспоминал свой родной тамбовский край, долгое время живя вдали. от родины, и поэт XIX в. Евгений Абрамович Баратынский.

III. Рассказ о поэзии Баратынского.

И, пробужденный вдохновеньем,

Природу снова обниму...

(Е.А. Баратынский)

Один из учеников познакомит нас с биографией поэта и прочтет стихотворение.

Е.А. Баратынский родился 7 марта 1800 г. в Тамбовской губернии в родовом имении Мара. Село раскинулось в живописной местности. «Начальной любовью» называл Баратынский тамбовские степи, где протекли его первые годы. Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родному дому, к родной природе.

Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Стансы», написанного в 1827 г., когда поэт приезжал весной в Мару. Это стихотворение я хочу прочитать в сопровождении «Вокализа» Рахманинова.

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаще

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще —

Приют младенческих годов.

— Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются ее красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей.)

— Кто желает прочитать стихотворение Баратынского о природе родного края?

Один из учеников читает отрывок из стихотворения «Запустение», оно написано в 1834 г., и речь в нем идет о Маре.

В осенней наготе стояли дерева

И неприветливо чернели,

Хрустела под ногой замерзшая трава,

И листья мертвые, волнуяся, шумели.

С прохладой резкою дышал

В лицо мне запах увяданья;

Но не весеннего убранства я искал,

А прошлых лет воспоминанья.

Группа учащихся приготовила анализ этого стихотворения(отвечала на вопросы,предложенные учителем)

1.Как состояние героя связано в стихотворениях Баратынского изображением природы? (Душа природы созвучна душе человека. Если человек грустит, то природа грустит вместе с ним.)

2.Откройте учебники. Готовясь к уроку, вы учили стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...».. Кто желает прочитать стихотворение?

А представитель от второй группы,готовившей анализ этого стихотворения,прочитает свою работу.

3. Обратите внимание на последнее четверостишье. Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы. Если природа радостна, весела, то и настроение человека становится радостным, веселым.)

Душа поэта соединяется с душой природы в единое целое (запись в тетрадь).

IV. «Поэт русской природы».

Так называли русского художника XIX в. И.И. Левитана его современники. А.П. Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.

— Кто такой пейзажист? (Это художник, рисующий пейзажи.) Пейзаж — это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Русский живописец Коровин считал, что в пейзаже «должна быть история души», «он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже на музыку...». В этих строках он объединяет пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровение души.

Давайте рассмотрим картину Левитана «Весна — большая вода».Одна из учениц выступит в качестве искусствоведа. Она расскажет о композиции, о ритме картины; о том, какие краски использует художник и т.д.

Учитель:

Вот как выразил свое чувство от этой картины знаток и ценитель русской живописи Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели...».

6.Какие строки из стихотворения Баратынского «Весна, весна!" как воздух чист...» созвучны репродукции картины Левитана? Прочтите их.

7.Что различного в этих двух произведениях? (Ритм. В стихотворении быстрый, стремительный, а на репродукции картины медленный, спокойный.)

Левитан — это любимый художник Рахманинова.

8.Давайте послушаем романс Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева. Какую весну изображает Рахманинов: тихую, спокойную или яркую, радостную?

Слушаем романс.

9.Какую картину весны вы увидели у Рахманинова? (Радостную, яркую.)

10. Какому произведению наиболее созвучно настроение и содержание романса стихотворению Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» или репродукции картины Левитана «Весна — большая вода»? (Стихотворению.)

11.Какие строки это подтверждают? («Шумят ручьи».)

12.Какими средствами музыкальной выразительности передано настроение?

С.В. Рахманинов большое значение уделял аккомпанементу. Давайте вспомним:

— Что такое аккомпанемент? (Аккомпанемент — музыкальное сопровождение.)

Включается музыка.

— Что изображено в аккомпанементе? (Бурлящий, стремительный поток. Это показывают каскады восходящих и ниспадающих аккордов.)

— Темп — это движение музыки. Значит, какой темп в романсе? (Быстрый.)

А можно ли сравнить то состояние, которое происходит в природе, с состоянием души человека? (Да, ощущение свободы, полета может быть и в душе человека.)

«Весенние воды» — гимн весне.

В романсе Рахманинова есть эпизод, близкий по своей красочности к репродукции картины Левитана «Весна — большая вода». (Слушаем фрагмент.) Весна, о которой трубят ручьи, приход которой ждали, наконец-то пришла и разлилась по всему миру, поит своими живительными водами все вокруг.

Мы нашли общие элементы в разных произведениях: в стихотворении Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...», в репродукции картины Левитана «Весна — большая вода» и в романсе Рахманинова на стихи Тютчева«Весенние воды».

- Что объединяет все эти произведения? (Природа.)

Запись в тетрадь: природа сближает разных людей, способна объединить их.

IV. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело».

Итак, мы перешли ко второй поэтической странице.

«Созвучье полное в природе» (Ф.И. Тютчев).

И.А. Бунин вспоминал: «При моей первой встрече с Рахманиновым мы провели ночь в разговорах о прекрасном, вечном, высоком искусстве... и говорили, говорили все горячей и радостнее уже о том чудесном, что вспоминалось нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета...»

Один из учеников готовил дома выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева о весне «Неохотно и несмело». Третья группа учащихся готовила анализ этого стихотворения-слово представителю от команды.

Чтение стихотворения «Неохотно и несмело».

В чем созвучие человека и природы в стихотворении? (Состояние противоборства, происходящее в природе, созвучно состоянию души героя, борющегося с невзгодами жизни.)

Записать в тетрадь: душа поэта созвучна душе природы.

    Другой поэт XIX в. А.А. Фет вспоминал: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. С подобными ощущениями раскрываю стихотворения Ф.И. Тютчева. Можно ли в такую "маленькую книжку" вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии! Каждое из его стихотворений — солнце, т.е. самобытный, светящийся мир».

V. Один из учащихся читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной ...».

— Определите на слух, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор рисует живописную картину осени? (Дивная пора (эп.), день как бы хрустальный (ср.), лучезарны вечера (мет.), где серп гулял... (ол.), паутины тонкий волос блестит на праздной борозде (мет.).)

— Как поэт относится к родной природе?

Записать в тетрадь: автор восхищается красотой природы. Н.А. Некрасов называл стихи Ф.И. Тютчева «пейзажами в стихах», в которых человек и природа объединяются в одно нерасторжимое целое.

VI.Прослушивание романса Рахманинова «Сирень».

Природа! Каждый стремится к ней, восхищается ее красотой и гармонией, простотой и величием, и находит счастье, полностью раскрыв свое сердце навстречу природе, как у Рахманинова в романсе «Сирень».

В жизни счастье одно мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет...

Звучит романс «Сирень»

-Что вы представили ,слушая этот романс?Что  почувствовали?

-Какие образы возникли у вас?

VII. Подведение итогов.

 Итак, вернемся к эпиграфу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

— Что увидели и почувствовали в произведениях о природе мы на нашем уроке?

1. Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой природы.

2.Душа поэта и композитора созвучна душе природы и образует единое целое.

3. Природа сближает людей.

4.Человек, наблюдающий природу, становится лучше.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике стихотворения Е.А. Баратынского «Чудный град...» и Ф.И. Тютчева «Листья».

1.В чем созвучие этих стихотворений? (Какие общие мысли, чувства, образы, художественные особенности, темы присутствуют в стихах?)

2.Какое стихотворение вам ближе, почему? Выучите его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .

Урок русской  литературы  в 7 классе с применением  ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения  «Вечер», «Еще шумел веселый де...

презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .

презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения  «Вечер», «Еще шумел веселый день» ....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "

hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...