Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Татьяна Алексеевна Яковлева

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте есть фрагменты урока, на которых ведётся работа по теории литературы. Особенно она помогает ребятам, которые пытаются создавать свои стихи. К конспекту прилагается презентация. Она помогает сконцентрировать внимание учеников на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Миньяра

Челябинской области

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Выполнила: Яковлева Т.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №4» г. Миньяра

г. Миньяр

2015г.

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Требование учитывать индивидуальные способности ребёнка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной степени отличаются друг от друга.

Возникает необходимость создания оптимальных условий для развития личности. Путь создания этих условий – личностно-ориентированное обучение, которое устраняет перегрузки учащихся, развивает у детей активность и самостоятельность в приобретении знаний и их закрепления, повышает качество образования, создаёт комфортные условия для обучения и развития личности ребёнка.

Применение личностно-ориентированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённых программных знаний, умений и навыков. Основная задача применения на уроке личностно-ориентированных технологий – раскрыть индивидуальные способности учащихся и помочь этим способностям развиться.

         Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он  - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

Особенности личностно – ориентированного урока

1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

На уроке литературы  по теме: «Образы природы в русской поэзии Х1Х века» в 5 классе использовалась технология личностно – ориентированного обучения, где ребятам предлагались задания: нарисовать иллюстрации к стихотворным строчкам уральских поэтов, включив своё воображение; подобрать дома стихотворение о природе; нарисовать иллюстрацию к подобранному стихотворению.

Предлагаю конспект урока с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и некоторые творческие работы ребят, которые готовились учениками к уроку и которые они выполняли после проведённого урока. К конспекту прилагается и презентация, что говорит об использовании информационно-коммуникационной технологии, которая помогла решить поставленные на уроке цели.

Конспект урока

«Образы природы в русской поэзии Х1Х века»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о родной природе;
  2. Прививать детям навыки выразительного чтения;
  3. Развивать воображение, мышление;
  4. Работать над пополнением словарного запаса;
  5. Пробудить положительную мотивацию к анализу художественного текста.

Оборудование:

  1.  медиапроектор, экран, ноутбук;
  2. репродукции картин;
  3. творческие работы учащихся.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Не секрет, что многие люди  не считают поэзию серьёзным искусством. Так думают те, кто не видит за строчками ничего, кроме белого листа. Наша задача – 1) увидеть, представить, вообразить картины природы, нарисованные поэтами; 2) понять, как им это удавалось делать. Запишем тему урока в тетрадь.
  2. Проверка домашнего задания. Слайд: Когда мы думаем о поэзии и говорим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем? (Ответы учеников). Слайд: Мои любимые строчки о природе.
  3. «Поэтические ассоциации». (Слайды) Назовите русских поэтов, которые писали стихи о природе.

В.А.Жуковский тщательно работал над отделкой своих стихов.

А.С.Пушкин писал о любимом времени года.

А.А.Фет. Лирический поэт, тонкий наблюдатель природы. Он умел точно, взволнованно запечатлеть увиденное. Душа его переполнена чувством восторга перед природой. Ни одного глагола, которым обычно передаётся движение. С помощью существительных поэт передал признаки весны. Всего-навсего два прилагательных («синий» и «ночной»), а какая полная, захватывающая душу картина встает перед читателем.

Ф.И.Тютчев свою жизнь написал около 400 стихотворений. У него нет больших произведений – поэм, но зато каждое маленькое стихотворение – это незабываемы поэтический шедевр.

          4. Работа с учебником-хрестоматией. Прочитать статью «Русские поэты о Родине, о родной природе». Найти предложения, которые связаны с нашей работой. (Слайд). Проверьте себя (слайд).

         Сегодня мы начинаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике поэтов Х1Х века. (Учитель и подготовленные ученики читают стихотворения о весне, данные в учебнике.)

- Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?

- Какой образ весны складывается у нас под впечатлением от этих стихотворений? (Весна молодая, нежная, радостная).

      5. Творческие работы Мартыновой Ирины и Иониной Анны. (Девочки расскажут о том, как они создавали иллюстрации к стихотворениям. (Слайды). А как справились ребята с творческим заданием, которые должны были вообразить картины природы всего лишь по нескольким строчкам, которые были взяты из стихотворений уральских поэтов. Поработайте в парах. Оцените работу одноклассника. Поднимите руки, чей сосед по парте справился с творческим заданием дома. Какую бы оценку вы ему поставили? Почему?

6. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» (Слайд)

- Почему так названо стихотворение?

- Найдите рифмы в стихотворении и запишите их в тетрадь столбиком. (Слайд: проверь себя).

- Какой способ рифмовки использовал автор? (Слайд: способы рифмовки).

- Выпишите из стихотворения глаголы. (слайд: проверь себя).

- Какое ощущение помогают передать эти глаголы? (Движение)

- При описании природы очень трудно обойтись без эпитетов. Давайте вместе с вами  вспомним, что такое эпитеты. (Слайд) Для закрепления предлагаю сопоставить словосочетания и определить, где эпитеты. (Слайд). Писателю и поэту важно создать определённый художественный образ в сознании читателя.

7. Подведение итогов. Чем запомнится вам этот урок? Почему так важно внимательно читать стихотворения?

8. Домашнее задание. Выучить стихотворение уральских поэтов о природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Яковлева Т.А., учитель 1 категории МКОУ «СОШ №4» г.Миньяра Челябинской области

Слайд 2

Когда мы говорим о поэзии и говорим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем?

Слайд 4

Поэтические ассоциации Зима Весна Лето Осень * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Запишите свои ассоциации к словам. Поделитесь своими впечатлениями.

Слайд 5

Назовите русских поэтов, которые писали стихи о природе

Слайд 6

Русские поэты о Родине, о родной природе Найдите предложения, которые связаны с нашей работой. Запишите эти предложения в тетрадь.

Слайд 7

Проверьте себя! «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года.» «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и частью его души…»

Слайд 8

Творческая работа Иониной Ани, 5А класс Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой… И.Бунин

Слайд 9

Творческая работа Мартыновой Ирины, 5А класс Солнышко проснулось. Рассветает. Розовеет утро вдалеке… На ладошке неба Звёзды тают, Как зимой снежинки На руке. С.Пшеничных

Слайд 10

Рифма?

Слайд 11

Найдите в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды» рифмы и запишите их в тетрадь. Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк

Слайд 12

Проверьте себя! снег концы идёт шумят идёт дней брег гонцы хоровод гласят вперёд за ней

Слайд 13

Способы рифмовки?

Слайд 14

Способы рифмовки а б а б – перекрёстная рифмовка а а б б – парная рифмовка а б б а – опоясывающая (кольцевая)

Слайд 15

Б е л е е т, ш у м я т, б е г у т и б у д я т, б л е щ у т и г л а с я т

Слайд 16

Эпитет?

Слайд 17

Эпитет – художественное определение предмета или явления , которое помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Слайд 18

Сопоставьте словосочетания и определите, где эпитеты. Берёзовая роща Золотая роща Осенний дождь Грустный дождь Хрустальная ваза Хрустальный снег

Слайд 19

Проверьте себя! Сонный брег, молодой весны, тихих, тёплых, майских дней, румяный, светлый хоровод.

Слайд 20

Домашнее задание Выучить стихотворение уральских поэтов о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская природа в русской поэзии"

Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

Презентация. Русская поэзия 19 века. Урок литературы в 8 классе.

Мультимедийный урок литературы в 8 классе. Русская поэзия 19 века....

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Конспект урока по литературе «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Конспект урока по литературе "Русские поэты XX века о родине и родной природе"...