Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне
Работы по сооружению железной дороги начались 27 мая 1843 г. одновременно с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Москвы. На строительстве работало до 63 тысяч человек ежегодно. Основные орудия труда - кирка, лопата и тачка. Закончилось строительство в ноябре 1851 года.
В 1862 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога». Это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе, в силы которого верит поэт: Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.
В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью.
Повествование открывается картиной природы, которая дает особое ощущение свежести и красоты.
Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это рассказ о страданиях строителей дороги.
Многие – в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.
Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, противопоставлена с картиной сна Вани. ...Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено... Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божии ратники, мирные дети труда».
Картина пробуждения Вани. Здесь проявляется явная ирония. «На сцену» выходит генерал – отец Вани. О ком генерал произносит следующие слова: … Варвары! дикое скопище пьяниц!..
По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ способен только разрушать
Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Все хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю...
Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа
А.Эйнштейн говорил: «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее».
Домашнее задание: Выучить из второй главы три последние строфы со слов: «Эту привычку к труду, благородную…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....

Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».
Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога
Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова
Технологическая карта урока по литературе направлена на развитие читательской грамотности учащихся через изучение стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Урок включает в себя компл...

