Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Наталья Николаевна Киселева

Описание разработки

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демократическую направленность стихотворений Н. А. Некрасова на примере «Железной дороги».

Задачи: работать над выразительным чтением лирических произведений; обучить анализу лирического произведения на материале стихотворения «Железная дорога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

«Своеобразие композиции стихотворения  Н. А. Некрасова  «Железная дорога»».

 Урок познакомит учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширит представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; покажет демократическую направленность стихотворений Н. А. Некрасова на примере «Железной дороги».

Описание разработки

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демократическую направленность стихотворений Н. А. Некрасова на примере «Железной дороги».

Задачи: работать над выразительным чтением лирических произведений; обучить анализу лирического произведения на материале стихотворения «Железная дорога».

Ход урока.

 «Я лиру посвятил народу своему»

(Н. А. Некрасов)

1. Проверка домашнего задания.

 Выразительное чтение стихотворений А. А. Фета.

2. Слово учителя.

 Н. А. Некрасов – поэт, чья популярность в своё время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

  - Вам знакома лирика Некрасова по программе прошлых лет. Вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали. Что вам запомнилось? («Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Дед Мазай и зайцы»).

 Сегодня мы познакомимся с несколькими фактами биографии Некрасова.

3. Работа с учебником.

 Чтение статьи В. И. Коровина о Н. А. Некрасове (с. 210 - 212).

4. Беседа с классом.

  - Где учился Некрасов? Когда у него появился интерес к литературе?

  - С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?

  - Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

  - Когда Некрасов ощутил свой признание - быть поэтом?

  - Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?

5. Заочная экскурсия в село Карабиха (Ярославская область).

 Многие стихотворения Некрасова посвящены родной русской реке Волге. На берегу этой реки, в родительском имении Грешнево, прошли молодость и юность Некрасова. Позже Некрасов покупает у потомков князя Голицына усадьбу Карабиха, расположенную на другом берегу Волги. Сюда он приезжал летом на протяжении многих лет (с 1862 по 1875гг).

6. Работа с учебником. Чтение стихотворения «Железная дорога».

7. Слово учителя. «Железная дорога».

 Стихотворение было написано Некрасовым в 1962г., а опубликовал он его спустя 3 года. В этом стихотворении речь идёт о постройке в 1846 - 1851гг. Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги, соединявшей тогда столице Петербург с Москвой. Этой постройкой руководил граф Клейнмихель. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было самое бесчеловечное. Клейнмихель, желая выслужиться перед царём и быстрее построить дорогу, не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: сотни и тысячи умирали от недоедания, болезней, холода.

 Обратим внимание на эпиграф к этому стихотворению. Он построен в форме диалога. Оформлен эпиграф как миниатюрная пьеска – указаны действующие лица, имеются авторские ремарки. Мальчик спрашивает отца, кто построил эту железную дорогу. Папаша ответил, что граф Клейнмихель. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав ответ отца, посчитал необходимым вмешаться в разговор и рассказать мальчику о подлинных строителях Николаевской железной дороги.

8. Беседа с классом.

  - Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.

  - В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?

  - Какую песню поют мужики - призраки, о чём они напоминали едущим в поезде?

  - Чем заканчивается вторая часть стихотворения? (Некрасов не ограничивается нарисованной картиной, он раскрывает своё отношение к народу, к его труду, к результатам этого труда.)

 Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

 Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добьётся освобождения.

 Прочитаем конец второй главы.

  - Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?

  - Что он говорит о людях? (По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ – «Варвары! Дикое скопище пьяниц!. . », способен только разрушать).

  - Какие «светлые» картины показывает поэт в последней, заключительной части? В чём их иронический смысл?

  - Поняли ли рабочие, что их обманули? (Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да и махнули рукой).

  - Каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»? (Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа).

  - Какое значение имеет описание осени в начале стихотворения? (Прекрасная картина родной природы, в которой «всё хорошо под сиянием лунным» и которая так мила автору, противостоит тем безобразиям, которые описываются дальше).

 Приём антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения народа, страдающего от угнетения и рабства.

9. Словарная работа. В стихотворении Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику.

 Ядрёный - сильный, здоровый и крепкий.

 Кочи – кочки.

 Десятник – Лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих (преимущественно на строительных работах)

 Колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок.

 Заступ – устаревший синоним для копательной лопаты.

 Скопище – Толпа, сборище; скопление

 Подрядчик – лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определённую работу.

 Лабаз – сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу

 Недоимка – Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных выплат.

10. Домашнее задание.

 1. Выучить наизусть первую главу «Славная осень!» или 3 последних четверостишия второй части (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Безопасность на дорогах"

Обобщающий урок, направленный на закрепление лексического и грамматического материала по теме Road Safety (Безопасность на дорогах)....

методическая разработка урока по предмету "Композиция"

Вид занятий: работа по представлению в 3 классе    Детской художественной школы  ( возраст учащихся 13-14 лет)  урок композиция по теме: « Югра – край, в котором я живу» созда...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ КОМПОЗИЦИЯ «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСКУССТВУ»

На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают важное  место и имеют большое значение в развитии творчества детей. Композиция даёт учащимся возможность приобрести умение пе...

Методическая разработка урока ИЗО «Составление композиции с использованием сочетания конусов и цилиндров» Использование индивидуальной образовательной траектории

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классеБлок-схема  составления заданий для отработки УД Использование  индивидуальной образовательной траекторииТема: «Составление композиции с исп...

Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. ...

Методическая разработка урока по станковой композиции "Стилизация изображения животных"

Тип урока: урок формирования новых знаний и применения их на практике.Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного....