методическая разработка урока по предмету "Композиция"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Карбовская Александра

Вид занятий: работа по представлению в 3 классе    Детской художественной школы  ( возраст учащихся 13-14 лет)  урок композиция по теме: « Югра – край, в котором я живу» создание композиции в любой технике работы. ( Бумага формата   А 2, гуашь, масляная пастель, акварель, цветные карандаши)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_karbovskaya_a.v.docx761.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств»

Методическая разработка урока по предмету «Композиция»

На тему: «Югра – край, в котором я живу»

Номинация «Культурное наследие края»

Карбовская Александра Викторовна

Преподаватель изобразительного искусства

2010г.

Аннотация

Вид занятий: работа по представлению в 3 классе    Детской художественной школы  ( возраст учащихся 13-14 лет)  урок композиция по теме: « Югра – край, в котором я живу» создание композиции в любой технике работы. ( Бумага формата   А 2, гуашь, масляная пастель, акварель, цветные карандаши)

Тема урока

Композиция на тему: « Югра – край, в котором я живу»

Количество часов по теме – 21 час.

Продолжительность занятия – 3часа

Тип урока: комплексный

Цель урокаРазвитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания.

Задача

Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 2 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы.

Оборудование

Для преподавателя: 

1.Наглядно методические пособия схем композиционного решения.

2.Фотографии и репродукции картин природы Северного края и местных жителей.

3.Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Югорские мотивы».

Для учащихся: Бумага формата А2,кнопки,краски гуашь, масляная пастель, акварель, цветные карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды.

Музыкальный  ряд: Хантыйская музыка .(на национальных инструментах: Тырых-юх,Томра.Наркас-юх,Нынь-юх.)

План урока

1.Организационная часть -2 мин.

2.Эмоциональный настрой -3мин.

3.Теоритическая часть – объяснение учебного материала 10 мин.

4.Практическая часть. Самостоятельная работа -20 мин.

5.Подвение итогов урока (просмотр-анализ) -10 мину

Пояснительная записка

Предмет «Композиция» в учебном плане школы является профилирующим. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, истории искусств, скульптуры и пленэром. Композиция  воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие об единстве формы и содержании, в котором первичным является идея, а композиция - средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой), изучение элементов композицией не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства, применяя различные техники исполнения (графика, живопись, гроттаж, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися  упражнений и практических работ.

Цель учебной дисциплины: ознакомить учащихся с теорией композиции, дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление.

Основными задачами обучения являются:

обучающие: знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета; поэтапное ведение работы над композицией. Применение различных изобразительных материалов и техник. Умелое применение на практике полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и «Живописи».Развитие композиционно-образного мышления; развитие познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.

  • воспитательные: воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, развить способность учащихся к выработке своих взглядов и суждений на произведения искусств; формирование способности к восхищению и удивлению; эмоционально – образному восприятию;
  • развивающие: развитие таких черт как работоспособность, настойчивость, сознательность, творческой самореализации в учебных заданиях по композиции; формирование у каждого учащихся потребности художественному творчеству;
  • общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;

Основной формой учебной и воспитательной работы  является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние

Виды уроков:

  • традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).
  • комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.
  • практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.

Режим занятий:  1 - 4 классы по 3 академических часа.

Периодичность занятий: I – IV классы: 1 раз в неделю.                                              

Продолжительность урока – 45 минут – 1 академический час.

Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.

Методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный;
  • личностно – ориентированные;
  • репродуктивный;
  • методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;
  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

Принципы обучения:

  • доступность в обучении и воспитании;
  • индивидуальный подход;
  • коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;
  • наглядность;
  • научность;
  • принцип сотрудничества;
  • прочность, осознанность и действенность результатов;
  • связь теории с практикой;
  • систематичность и последовательность;
  • сознательность, активность, самостоятельность;
  • уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Ход урока

1.Организационный момент(2мин.)

Подготовка занятию обустройство своего рабочего места.

2.Эмоциональный настрой.(3мин.)

Приветствие учащихся. Сообщение цели и задач урока.

3.Теоретическая часть. Сообщение учебного материала. (10мин.)

Преподаватель в диалоге с учащимися вспоминает и обсуждает посещение краеведческого музея. Обсуждает историю и географию расположения местности, культуру народов ханты и манси. Показывает фотографии и рисунки с изображением природы. Рисунки на Югорскую тему учащихся школы. Обращает внимание учащихся на национальную одежду местных жителей. Что способствует вовлечению учащихся в поиск творческого решения. В процессе дискуссии преподаватель подводит учащихся к поиску эмоционально образного решения, национальной тематики.

Объяснение учащимся, как лучше закомпоновать предметы на формате листа бумаги, определить их пропорции и объём. Дать понятие  правильного композиционного решения.

Приложение №1 (посещение музея, фотографии местного населения, национальные костюмы ит.п.)

4.Порядок работы над композицией.

Работа карандашом:

1.Размещение предметов на формат лита бумаги  А 2 с готового эскиза. ( Поиск правильного композиционного решения)

2.Определение правильных пропорций предметов.

3.работта по переносу эскиза.

4.Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся-20 мин.

В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

5.Подведение итогов урока -10мин.

Проводиться просмотр работ учащихся. Отмечаются лучшие работы. Разбираются ошибки. Выставляют оценки. Приводят в порядок класс.

Литература

1.// «Юра» 2008-2009гг.

2.// «Художественная школа» 2009г.-2010гг.

3.// «Художественный совет»2009г.

Методические рекомендации

Наша задача - научить детей понимать красоту, творить, поддерживать их порыв созданию нового.

Для более полного раскрытия и понимания темы рекомендую посетить с учащимися Краеведческий музей, Музей Изобразительного искусства, выставку работ местных художников города. Побывать на «Празднике оленевода». Изучить особенности национального костюма, географию расположения местности, природу и фауну. Культуру народов Севера, послушать национальную музыку. В музее сделать зарисовки национальных костюмов, бытовых предметов, животных и т.п. Такая интеграция поможет учащимся более глубоко изучить тему и выразить её в правильном композиционном решении.

Для создания ситуации успеха из выполненных работ сделать ,экспозиционную выставку.

Работы Учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...