Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

    Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

    Задачи. Сформировать у учащихся

    • - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
    • - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
    • - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    • - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

    Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

    УМК: "Биология. Человек". 8 класс. Учебник. Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. ;

    "Биология: Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь".Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

    Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

    Задачи. Сформировать у учащихся

    1. - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
    2. - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
    3. - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    4. - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

    Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Возможные приёмы и методы.

    Актуализация уже имеющихся знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств», активизация учащихся

    мотивация для дальнейшей работы.

    I. Самоопределение к учебной деятельности.

     Стадия вызова. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию, задают уточняющие вопросы.

    Выяснение и уточнение известной информации, рассказ – предположение по ключевым терминам, систематизация материала.  Индукция (предъявление намёка на предполагаемый результат). Индивидуальная работа и фронтальная.


    Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к  «новому». Типы вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические.

    II. Период. Учебно-познавательная деятельность. Обмен информацией разных групп по отдельным блокам, благодаря чему должно сложиться общее представление по изучаемому вопросу.

    Работа в рабочей тетради:

    №197: составление схем условного и безусловного рефлекса;

    №198: работа с таблицей на основе изученного материала:

    Факты

    Объяснение



    Заполнение таблицы с целью сравнения характеристик сущности закона взаимной индукции

      Индивидуальная работа (самоконструкция) Презентации учащихся

     (информационно-иллюстративные).

    Социализация (предъявление результатов своей работы другим, обсуждение, оценка).

    Групповая работа (социоконструкция).

    Вернуть учащихся к первоначальным  исходным данным по изучаемой проблеме, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

    III. Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят  «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся в парах и в группах.

    Установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым терминам, ответы на поставленные вопросы, обобщение и формулирование выводов. Социализация (обсуждение, оценка)

    Тема

    Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

    Урок «Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период». 

    Цель изучения темы

    Сформировать знания  об особенностях постэмбрионального развития.

    Планируемый результат

    Сформировать у учащихся:

    знание  этапов постэмбрионального развития;  

    понимание  биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;  

    умение устанавливать взаимосвязь эмбрионального и постэмбрионального развития, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы;

    развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы;

    воспитание ответственности за состояние  личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в  обществе.

    Основные понятия

    Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональное развитие.

    Методы работы с информацией

    «Контекст»,  «Глосс»,  «Структур»,  «Конструкт», «Реконструкт»,  «Аргумент»

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    УУД

    Биология. География. История.

    Работа фронтальная,

    индивидуальная,

    в парах,

    в малых группах

    Учебник А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа».

    Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания.

    Презентации учащихся:

    «Дети-вундеркинды», «Демографическая ситуация в РФ»

    I период. Самоопределение к деятельности.

                      Личностные УУД.

    II период. Учебно-познавательная деятельность.

    III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Познавательные УУД, Личностные УУД.

    IV. Рефлексивная деятельность.


    Технология проведения.

    I. Проверка знаний 

    Цель:  Проверка знаний о периодизации онтогенеза и событиях, предшествующих постэмбриональному периоду.

    Метод «Конструкт» (1,2,4)

    Метод «Структур» (3)



    1. Раскройте смысл термина «эмбриональное развитие».

    2. Каким образом и где происходит имплантация зародыша у плацентарных животных?

    3. Укажите связи: какие ткани и органы формируются из зародышевых листков? (интерактивное задание)

    4. Каким образом происходит взаимное влияние частей развивающегося зародыша? 

    I Период. Самоопределение к учебной деятельности.

    (Стадия вызова)

    Цель:  

    Мотивирование  учащихся к учебной деятельности





    Метод «Реконструкт» (1)

    Метод «Аргумент» (2)

    Проблемная ситуация.

     «Дети – наше будущее»… 

     Влияют ли особенности эмбрионального развития на дальнейшее развитие организма, т.е. на будущее потомства?  Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?

    Задание.

    В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать.

    Вопросы  §37 учебника:

    1. Вспомните формулировку биогенетического закона.

    2. Почему дробление оплодотворенной яйцеклетки у курицы и кролика происходит по-разному?

    II Период. Учебно-познавательная деятельность. 

    Целеполагание

    и методы

    Обучающие задания каждого этапа

    Диагностическое  задание

    каждого этапа


    Цель. Освоить понятия и их характеристики:

    периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональ-

    ное развитие.


    Метод «Контекст».

    (З-1)

     Метод «Структур».

    (З-2) Метод«Конструкт»

    (П-1,2; У-1)

     Метод «Аргумент».

     (П-3, 4, 5, 6;  У-2)

    Структура содержания этапа.

    Задания на «знание» (З):

    1. Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие «постэмбриональное развитие»

    2. На основании статьи назовите периоды постэмбрионального развития.


    Задания на «понимание» (П):

    (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio и выполнение учащимися интерактивных заданий).

    1. Раскройте смысл терминов: «ювенильный», «пубертатный», «старение».

    2. Укажите отличия между прямым и непрямым развитием.

    3. Объясните: в чем заключается биологическая роль непрямого развития.

    4. Сравните развитие  однояйцовых близнецов и разнояйцовых: могут ли однояйцовые близнецы иметь разный пол?


    Задания на «умения» (У).

    1. В рабочей тетради составьте и заполните таблицу: « Этапы постэмбрионального развития»

    Этап постэмбрионального развития

    Характеристика этапа








    2. Проанализируйте возможности клонирования. Стоит ли заниматься решением проблемы клонирования человека? Ответ обоснуйте.

    (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio).

    Задание (Д)

    (Интерактивные задания) «Знание»:

    З-1. Укажите последовательность этапов развития с полным превращением (с помощью стилуса).

     «Понимание»

    П-1. Подберите к  этапам постэмбрионального развития соответствующие характеристики (с помощью стилуса).

    П-3.1. Объясните: на каких стадиях развития колорадского жука и почему человеку следует вести борьбу с этим вредителем?

    П-3.2. Объясните: почему у насекомых с полным превращением большее число видов, чем у насекомых, которые имеют неполное превращение?(Можно дать учащимся вопросы для ответа одновременно по вариантам -

     1 и 2 вариантам).

    III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


    Цель –  формировать способность к самоорганизации в решении проблемной ситуации.


    Метод «Аргумент»

    Метод «Пробдемус»

    Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность (ИПД).

    1) Для репродуктивного варианта.

    Обоснуйте (аргументируйте) биологический смысл старения и смерти?

     2)  Для импровизационного варианта.

      Какое влияние оказывает внешняя среда на развитие организма? Ответ аргументируйте.

    3) Для эвристического варианта. 

    Предварительные задания: презентация или сообщение (доклад)

    1. «Вундеркинд – врожденно и пожизненно?»

    2. «Демографическая ситуация в РФ: причины, проблемы и возможные решения».

    IV период. Рефлексивная деятельность


    Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности

    Продолжите предложение.

    1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я  получил ---

    2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---

    3. На уроках по теме «…» я :     - узнал……  - понял……  - научился…

    4. Наибольшего успеха я достиг в …..    Наибольшую трудность я испытал в …..

    5. Изменения, которые произошли у меня:- в знаниях….  в понимании…  в умении…..

    6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…

    Домашнее задание.

    Подготовиться к проверочной работе по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Повторить §28-37: термины и понятия; записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы).

    ГОУ СОШ №619 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга. Учитель биологии Андрианова И.А.

    *Использованы материалы образовательного курса «Инновационная технология: теория и практика». 

     Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.

    Конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности

    (Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.)

    Задания на «знание»

    На «понимание»

    На «умение»

    - назови (дай имя, озаглавь)

    - опиши (изложи)

    - ознакомься

    - сообщи (объяви)

    - расскажи, перескажи

    - выдели, вырази

    - укажи, покажи (уточни)

    - сравни,  соотнеси, сопоставь, установи соответствие

    - найди

    - определи, установи

    - рассмотри

    - отгадай

    - раскройте особенности

    - раскрой смысл термина

    -объясни, почему термин имеет разное значение

    - обоснуйте выбранную структуру

    - обоснуйте основания, лежащие в основе данной структуры текста

    - ранжируйте... и обоснуйте...

    - проанализируйте и дополните

    -укажите связи между…

    - выделите условия, при которых..

    - обоснуйте (аргументируй) свое мнение

    - сделайте вывод о ...

    - приведите аргументы, подтверждающие..

    - подбери и обоснуй  

    - подбери близкое (противоположное) по смыслу слово и обоснуйте

    - разделите текст на части по смыслу и определите их количество

    - найдите в тексте (модели, схеме и т. п.)  подтверждение того….. .

    - напишите (конспект,  ключевые слова тезисы, план)

    - сформулируй определение понятия, термина на основе выявленной структуры

    - предложите новую (свою) классификацию...

    - представьте информацию в другой форме (таблица, график, текст  и т.д.)

    - составьте (распорядок дня, правила, перечень)

    - постройте классификацию

    - составьте таблицу, график, кроссворд

    - напишите реферат, статью

    - восстановите (недостающие данные, классификацию...

    - дополните (недостающие данные)

     - решите (задачу, кроссворд, уравнение)

    - предложите свой  (вариант., способ, возможный  сценарий развития)...

    - разработайте способ решения проблемы

    - составьте вопрос к тексту, заданию, иллюстрации; - обведите контуры..

    - сосчитайте; - нарисуйте, раскрасьте

    - метод «Контекст»  используется для определения однозначного смысла полученной информации, выделения его ведущего содержания;

    - метод «Глосс» используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения смысла всех используемых в тексте терминов;

    -метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;

    - метод «Конструкт» предполагает создание собственной «информационной конструкции» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;

    - метод «Реконструкт» предполагает восстановление образа  чего-либо (события, явления, предмета и т.п.) путем  отбора и использования необходимой информации из различных источников;

    - метод «Проект» предполагает деятельность по  созданию некого продукта по  решению обозначенной  проблемы на основе заданных критериев;

    - метод «Проблемус» предполагает формирование умения ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;

    - метод «Оптимум» предполагает формирование умения сокращения объема текста с сохранением смысла содержания;

    - метод «Планус» предполагает формирование умения составлять план- оглавление;

    - метод «Аргумент» предполагает формирование умения обосновывать свою точку зрения, быть убедительным и доказательным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"

    Урок - презентация  по теме ВНД человека...

    Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

    Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

    Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

    Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

    Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс

    Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...


     

    Комментарии

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.