Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

    Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

    Задачи. Сформировать у учащихся

    • - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
    • - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
    • - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    • - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

    Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

    УМК: "Биология. Человек". 8 класс. Учебник. Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. ;

    "Биология: Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь".Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

    Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

    Задачи. Сформировать у учащихся

    1. - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
    2. - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
    3. - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    4. - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

    Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Возможные приёмы и методы.

    Актуализация уже имеющихся знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств», активизация учащихся

    мотивация для дальнейшей работы.

    I. Самоопределение к учебной деятельности.

     Стадия вызова. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию, задают уточняющие вопросы.

    Выяснение и уточнение известной информации, рассказ – предположение по ключевым терминам, систематизация материала.  Индукция (предъявление намёка на предполагаемый результат). Индивидуальная работа и фронтальная.


    Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к  «новому». Типы вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические.

    II. Период. Учебно-познавательная деятельность. Обмен информацией разных групп по отдельным блокам, благодаря чему должно сложиться общее представление по изучаемому вопросу.

    Работа в рабочей тетради:

    №197: составление схем условного и безусловного рефлекса;

    №198: работа с таблицей на основе изученного материала:

    Факты

    Объяснение



    Заполнение таблицы с целью сравнения характеристик сущности закона взаимной индукции

      Индивидуальная работа (самоконструкция) Презентации учащихся

     (информационно-иллюстративные).

    Социализация (предъявление результатов своей работы другим, обсуждение, оценка).

    Групповая работа (социоконструкция).

    Вернуть учащихся к первоначальным  исходным данным по изучаемой проблеме, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

    III. Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят  «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся в парах и в группах.

    Установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым терминам, ответы на поставленные вопросы, обобщение и формулирование выводов. Социализация (обсуждение, оценка)

    Тема

    Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

    Урок «Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период». 

    Цель изучения темы

    Сформировать знания  об особенностях постэмбрионального развития.

    Планируемый результат

    Сформировать у учащихся:

    знание  этапов постэмбрионального развития;  

    понимание  биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;  

    умение устанавливать взаимосвязь эмбрионального и постэмбрионального развития, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы;

    развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы;

    воспитание ответственности за состояние  личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в  обществе.

    Основные понятия

    Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональное развитие.

    Методы работы с информацией

    «Контекст»,  «Глосс»,  «Структур»,  «Конструкт», «Реконструкт»,  «Аргумент»

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    УУД

    Биология. География. История.

    Работа фронтальная,

    индивидуальная,

    в парах,

    в малых группах

    Учебник А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа».

    Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания.

    Презентации учащихся:

    «Дети-вундеркинды», «Демографическая ситуация в РФ»

    I период. Самоопределение к деятельности.

                      Личностные УУД.

    II период. Учебно-познавательная деятельность.

    III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Познавательные УУД, Личностные УУД.

    IV. Рефлексивная деятельность.


    Технология проведения.

    I. Проверка знаний 

    Цель:  Проверка знаний о периодизации онтогенеза и событиях, предшествующих постэмбриональному периоду.

    Метод «Конструкт» (1,2,4)

    Метод «Структур» (3)



    1. Раскройте смысл термина «эмбриональное развитие».

    2. Каким образом и где происходит имплантация зародыша у плацентарных животных?

    3. Укажите связи: какие ткани и органы формируются из зародышевых листков? (интерактивное задание)

    4. Каким образом происходит взаимное влияние частей развивающегося зародыша? 

    I Период. Самоопределение к учебной деятельности.

    (Стадия вызова)

    Цель:  

    Мотивирование  учащихся к учебной деятельности





    Метод «Реконструкт» (1)

    Метод «Аргумент» (2)

    Проблемная ситуация.

     «Дети – наше будущее»… 

     Влияют ли особенности эмбрионального развития на дальнейшее развитие организма, т.е. на будущее потомства?  Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?

    Задание.

    В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать.

    Вопросы  §37 учебника:

    1. Вспомните формулировку биогенетического закона.

    2. Почему дробление оплодотворенной яйцеклетки у курицы и кролика происходит по-разному?

    II Период. Учебно-познавательная деятельность. 

    Целеполагание

    и методы

    Обучающие задания каждого этапа

    Диагностическое  задание

    каждого этапа


    Цель. Освоить понятия и их характеристики:

    периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональ-

    ное развитие.


    Метод «Контекст».

    (З-1)

     Метод «Структур».

    (З-2) Метод«Конструкт»

    (П-1,2; У-1)

     Метод «Аргумент».

     (П-3, 4, 5, 6;  У-2)

    Структура содержания этапа.

    Задания на «знание» (З):

    1. Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие «постэмбриональное развитие»

    2. На основании статьи назовите периоды постэмбрионального развития.


    Задания на «понимание» (П):

    (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio и выполнение учащимися интерактивных заданий).

    1. Раскройте смысл терминов: «ювенильный», «пубертатный», «старение».

    2. Укажите отличия между прямым и непрямым развитием.

    3. Объясните: в чем заключается биологическая роль непрямого развития.

    4. Сравните развитие  однояйцовых близнецов и разнояйцовых: могут ли однояйцовые близнецы иметь разный пол?


    Задания на «умения» (У).

    1. В рабочей тетради составьте и заполните таблицу: « Этапы постэмбрионального развития»

    Этап постэмбрионального развития

    Характеристика этапа








    2. Проанализируйте возможности клонирования. Стоит ли заниматься решением проблемы клонирования человека? Ответ обоснуйте.

    (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio).

    Задание (Д)

    (Интерактивные задания) «Знание»:

    З-1. Укажите последовательность этапов развития с полным превращением (с помощью стилуса).

     «Понимание»

    П-1. Подберите к  этапам постэмбрионального развития соответствующие характеристики (с помощью стилуса).

    П-3.1. Объясните: на каких стадиях развития колорадского жука и почему человеку следует вести борьбу с этим вредителем?

    П-3.2. Объясните: почему у насекомых с полным превращением большее число видов, чем у насекомых, которые имеют неполное превращение?(Можно дать учащимся вопросы для ответа одновременно по вариантам -

     1 и 2 вариантам).

    III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


    Цель –  формировать способность к самоорганизации в решении проблемной ситуации.


    Метод «Аргумент»

    Метод «Пробдемус»

    Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность (ИПД).

    1) Для репродуктивного варианта.

    Обоснуйте (аргументируйте) биологический смысл старения и смерти?

     2)  Для импровизационного варианта.

      Какое влияние оказывает внешняя среда на развитие организма? Ответ аргументируйте.

    3) Для эвристического варианта. 

    Предварительные задания: презентация или сообщение (доклад)

    1. «Вундеркинд – врожденно и пожизненно?»

    2. «Демографическая ситуация в РФ: причины, проблемы и возможные решения».

    IV период. Рефлексивная деятельность


    Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности

    Продолжите предложение.

    1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я  получил ---

    2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---

    3. На уроках по теме «…» я :     - узнал……  - понял……  - научился…

    4. Наибольшего успеха я достиг в …..    Наибольшую трудность я испытал в …..

    5. Изменения, которые произошли у меня:- в знаниях….  в понимании…  в умении…..

    6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…

    Домашнее задание.

    Подготовиться к проверочной работе по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Повторить §28-37: термины и понятия; записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы).

    ГОУ СОШ №619 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга. Учитель биологии Андрианова И.А.

    *Использованы материалы образовательного курса «Инновационная технология: теория и практика». 

     Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.

    Конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности

    (Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.)

    Задания на «знание»

    На «понимание»

    На «умение»

    - назови (дай имя, озаглавь)

    - опиши (изложи)

    - ознакомься

    - сообщи (объяви)

    - расскажи, перескажи

    - выдели, вырази

    - укажи, покажи (уточни)

    - сравни,  соотнеси, сопоставь, установи соответствие

    - найди

    - определи, установи

    - рассмотри

    - отгадай

    - раскройте особенности

    - раскрой смысл термина

    -объясни, почему термин имеет разное значение

    - обоснуйте выбранную структуру

    - обоснуйте основания, лежащие в основе данной структуры текста

    - ранжируйте... и обоснуйте...

    - проанализируйте и дополните

    -укажите связи между…

    - выделите условия, при которых..

    - обоснуйте (аргументируй) свое мнение

    - сделайте вывод о ...

    - приведите аргументы, подтверждающие..

    - подбери и обоснуй  

    - подбери близкое (противоположное) по смыслу слово и обоснуйте

    - разделите текст на части по смыслу и определите их количество

    - найдите в тексте (модели, схеме и т. п.)  подтверждение того….. .

    - напишите (конспект,  ключевые слова тезисы, план)

    - сформулируй определение понятия, термина на основе выявленной структуры

    - предложите новую (свою) классификацию...

    - представьте информацию в другой форме (таблица, график, текст  и т.д.)

    - составьте (распорядок дня, правила, перечень)

    - постройте классификацию

    - составьте таблицу, график, кроссворд

    - напишите реферат, статью

    - восстановите (недостающие данные, классификацию...

    - дополните (недостающие данные)

     - решите (задачу, кроссворд, уравнение)

    - предложите свой  (вариант., способ, возможный  сценарий развития)...

    - разработайте способ решения проблемы

    - составьте вопрос к тексту, заданию, иллюстрации; - обведите контуры..

    - сосчитайте; - нарисуйте, раскрасьте

    - метод «Контекст»  используется для определения однозначного смысла полученной информации, выделения его ведущего содержания;

    - метод «Глосс» используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения смысла всех используемых в тексте терминов;

    -метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;

    - метод «Конструкт» предполагает создание собственной «информационной конструкции» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;

    - метод «Реконструкт» предполагает восстановление образа  чего-либо (события, явления, предмета и т.п.) путем  отбора и использования необходимой информации из различных источников;

    - метод «Проект» предполагает деятельность по  созданию некого продукта по  решению обозначенной  проблемы на основе заданных критериев;

    - метод «Проблемус» предполагает формирование умения ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;

    - метод «Оптимум» предполагает формирование умения сокращения объема текста с сохранением смысла содержания;

    - метод «Планус» предполагает формирование умения составлять план- оглавление;

    - метод «Аргумент» предполагает формирование умения обосновывать свою точку зрения, быть убедительным и доказательным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

    Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

    Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"

    Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...

    Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

    Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...

    методическая разработка уроков по теме " Отечественная война 1812года"

    Данная методическая разработка - это блок из 4-х уроков, в ходе которых последовательно изучается тема " Отечественная война 1812года" , с применением разных педтехнологий и ИКТ на уроке истории в 8 к...

    методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812года"

    Разработка урока " Отечественная война 1812 года". Представлены цели, ход урока урока, его заключительная часть, итог. Имеется дополнительный материал к каждому этапу урока. Данный урок  пос...

    Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"

    Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...


     

    Комментарии

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

    Андрианова Ирина Анатольевна

    Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.