конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД.

Цель: формирование знаний о высшей нервной деятельности, ознакомление с работами отечественных ученых в изучении ВНД, особенностями условных и безусловных рефлексов

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение организма человека , воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов.

Метапредметные: формирование умений находить информацию, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (между строением и функциями органов пищеварения), делать краткие записи

Предметные:

1. Определить типы рефлексов и их отличия.

2. Изучить роль отечественных ученых в исследованиях высшей нервной деятельности

3. Изучить схему образования условных рефлексов.

4. Рассмотреть понятие доминанты, торможения и возбуждения.

Этапы урока:

1.Организационный.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест к уроку.

Уселись все поудобней, спинки выпрямили, приготовились к уроку, улыбнулись весеннему солнышку. Ну что, вы готовы!

2. Ориентировочно-мотивационный этап:

б) Актуализация знаний.

а) Сегодня мы начнём изучать новую главу учебника, которая называется «ВНД человека. Поведение . Психика». Великий русский физиолог И.П. Павлов говорил: «Никогда не переходи к изучению нового, не усвоив предыдущего». Давайте вспомним материал о нервной системе.

1. «Мозговой штурм». 

-Как называется нервная клетка?( нейрон)

-Что такое нейроглия? (вспомогательные клетки)

-Из чего состоит нейрон?

- Дендрит- это…(отросток, передающий нервный импульс к телу нейрона)

-Аксон- это… (длинный отросток, который передаёт информацию от тела к следующему нейрону или рабочему органу)

-Нервные волокна-это длинные отростки аксона, покрытые миелиновыми (защитными) оболочками)

-Нервы-это пучки нервных волокон, покрытые общей оболочкой

-Синапсы-это места контактов между отдельными нейронами или между нейронами и управляемыми им клетками)

-Чувствительный нейрон-это нервная клетка, которые находятся «на входе» в нервную систему

-двигательный нейрон-это нервная клетка, которая находится «на выходе» из нервной системы

-Вставочные нейроны- обрабатывают полученную информацию

б) Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени? Определите социальные факторы эволюции.(у него хорошо развит мозг, имеется речь, мышление, разум, то есть у него есть сознание, владеет речью, способен к трудовой деятельности, имеет познавательные процессы) Одним словом человек обладает высшей нервной деятельностью. 

-Откройте тетради, запишите число, тему урока «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» –это нам предстоит выяснить на нашем уроке, с помощью терминов и на основе работ известных российских ученых .

 в)Постановка задач урока: Исходя из темы, давайте попробуем поставить задачи к нашему уроку.

1. Что такое ВНД?

2. Изучить роль отечественных ученых в исследованиях высшей нервной деятельности.

-Каковы функции нервной системы человека? (постоянство внутренней среды, согласует работу всех органов, обеспечивает выживание организма и психические функции человека)

- Используя текст учебника, дайте определение ВНД человека.

Из предыдущих параграфов вы узнали о том, что нервная система регулирует работу органов и систем организма, обеспечивает поддержание постоянства его внутренней среды, а также формирует поведение человека в социальной и природной среде. Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой

- Материальной основой ВНД является?  (головной мозг).

-И это неслучайно. Именно Головной мозг, являясь материальной основой ВНД, обеспечивает осуществление психических процессов.

-Что такое психика?

Психика- это внутренний мир человека, субъективное отражение действительности. Это ощущения, восприятия, память, мышление, фантазия, чувства, воля и т.д.

Внутренний мир человека принадлежит только ему, конкретному человеку, существует только в его мозге. Мы можем рассказать о своих переживаниях, но вложить их «в другую голову» не в состоянии.

- Однако, согласны ли вы, что суть психической деятельности и поступков людей определяется г.м. и обстановкой, в которой живёт человек, особенно семейной обстановкой. ( с самого рождения человек усваивает какие-то правила, они определяют поведение человека, его материальные и духовные запросы.)

-ВНД человека направлена на приспособление организма к постоянно меняющимся условием среды.

Изучение высшей нервной деятельности в России связано , прежде всего с именами

великих российских ученых-физиологов.

 - Как вы думаете, кому могут принадлежать эти слова?

«Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»

Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, возникла в глубокой древности, но каким образом это происходит, оставалось загадкой.

Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами  великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова (1829— 1905) 

Его главный труд – книга «Рефлексы головного мозга».

Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

Экспериментальное доказательство правильности идей И.М.Сеченова было получено другим ученым Иваном Петровичем Павловым. Все рефлексы он разделил на безусловные и условные.

Безусловные- врождённые, передаются по наследству, видовые (у всех особей вида), постоянные (сохраняются в течение жизни), дуга заложена в организме, могут образовываться как на уровне головного, так и спинного мозга. Они возникают на строго определённый раздражитель( одни-на пищу, другие- на боль, третьи-на появление новой информации (ориентировочный рефлекс)

Условные- вырабатываются после рождения, у одних особей могут быть выработаны (индивидуальны), а у других отсутствовать, изменчивы (подвижны), рефлекторные дуги формируются в течение жизни человека и проходят через кору КБП, именно об этом говорил И.П.Павлов.

 Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. 

Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, в нашем примере — с зажигания лампочки. Обозначим зажженную лампочку буквой Л, а центры, которые возбуждаются в зрительной зоне коры большого мозга, буквой Л1 (рис. 113). После проявления ориентировочного рефлекса на свет лампочки животному дают пищу. Она вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение П1 в пищевой зоне коры. После этого несколько раз сочетают свет лампочки Л с кормлением П. В головном мозге последовательно возникают возбуждения Л1 и П1. Между этими центрами появляется временная связь Л1— П1. 

После ее образования проявляется условный рефлекс.

Включается лампочка. Возбуждается центр Л1. По образовавшейся связи Л1—П1 возбуждение достигает пищевого центра П1. По нисходящим путям оно переходит на слюноотделительный центр продолговатого мозга. Оттуда идет к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пищи (включение лампочки) еще до того, как появится сама пища.


Торможение условного рефлекса. 

У собаки с уже выработанным условным рефлексом изменим условия опыта: включим лампочку, но давать пищу после этого не будем.

Сначала животное будет реагировать на лампочку как на сигнал пищи — будет происходить условно-рефлекторное слюноотделение. Однако затем начнется угасание условного рефлекса: слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Через некоторое время рефлекс слюноотделения на лампочку восстановится — произойдет растормаживание. Однако если условный рефлекс не подкреплять и в дальнейшем, то выработается тормозная временная связь: свет лампочки станет сигналом отсутствия пищи, и голодное животное перестанет искать корм в кормушке. Из этого примера следует, что условные рефлексы могут быть как положительными, так и отрицательными, или тормозными. 

Благодаря образованию положительных и отрицательных условных рефлексов животное учится отличать сигналы важных событий от похожих на них раздражителей, не имеющих такого значения.

Метод условных рефлексов.

С помощью метода условных рефлексов можно решать ряд экспериментальных задач, например выявить способность животного различать те или иные цвета, следить за движением процесса возбуждения в коре большого мозга и подкорковых центрах.

С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции. Он заключается в том, что очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Например, сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма, вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаивает пищевой центр. В результате слюна перестает выделяться и собака временно забывает о корме.

Бывают случаи, когда торможение вызывает противопо¬ложный процесс — возбуждение. Так, уставшие за день дети, у которых в коре мозга начинается процесс торможения, вдруг начинают «буйствовать»: прыгать, смеяться, капризничать. Это объясняется тем, что очаги торможения в коре вызвали процессы возбуждения в подкорковых центрах, связанных с проявлением эмоций.

С законом взаимной индукции связана смена образов при восприятии двойственных изображений. Если вам удалось четко увидеть в рисунке два образа, например кролика и утку, то через некоторое время они начнут сменять друг друга. Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий (рис. 114).


Разные формы торможения.

И. М. Сеченов открыл центральное торможение. И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни.
К врожденному торможению относится
 внешнее торможение.

Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. Такое торможение и называется внешним потому, что очаг торможения возникает вне функционирующей рефлекторной дуги. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности.


К приобретенному торможению относится внутреннее тор¬можение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании. Оно развивается в нейронах самой рефлекторной дуги условного рефлекса и потому было названо внутренним.


Доминанта.

Поведение определяется жизненными потребностями. Все они проявляются периодически. Сама по себе потребность, например в пище, существует всегда. Но она то выходит на первый план (возникает ощущение голода), то временно угасает (при насыщении ощущение голода исчезает).

При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.
Доминантный очаг отличается рядом особенностей.

Во-первых, он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Во-вторых, достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.
Доминанта проявляет себя в самых различных ситуациях.

Например, когда мы сильно увлечены делом, то не слышим, как к нам обращаются, забываем, что происходит вокруг. И нередко это способствует успешному результату. С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть

На рисунке изображен головной мозг, и мы сразу воспроизводим его в своем сознании, не вглядываясь в детали. Этот доминирующий образ многим мешает заметить подвох: вместо извилин мозга изображены дети.

  1. Поведение человека определяется жизненными потребностями . Представьте такую ситуацию: Вы сидите за компьютером и смотрите захватывающий фильм или играете. А мама вам сказала сходить в магазин, пришла из школы сестра, на улице уже стемнело. А вы ни чего не заметили, почему? Ответьте на вопрос, опираясь на текст учебника («Доминанта»)

 (У вас был доминантный очаг возбуждения, который затормозил все конкурирующие очаги. Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. )

  1. Приведите примеры доминанты, опираясь на текст учебника, рис. ,и жизненный опыт.
  2. Назовите особенности доминанты.

Доминантный очаг отличается рядом особенностей:

1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения.

2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

3- В состоянии доминанты все поступающие возбуждения притягиваются к доминантному очагу, и он усиливается за их счет. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.

Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И.П. Павловым, это связано.

Теория доминанты А. А. Ухтомского. Беседа с использованием рис.

при рассмотрении рисунка М. Эшера многие обычно обращают внимание лишь на черные фигуры и только потом начинают замечать белые. Причина в том, что белые участки страницы воспринимаются нами как фон, значимые элементы книги — рисунки, шрифт — чаще всего даются черным цветом. Вот почему при взгляде на рисунок черные фигуры оказываются для нас более «видимыми». Они доминируют в нашем сознании.

Задание Из перечня предложенных выберите примеры безусловных рефлексов: чихание, выключатель в комнате ,слюноотделение, наркотическая зависимость, отдергивание руки при болевом раздражении, питьевой, режим питания, половой, ориентировочный, определенное спальное место в комнате.

(примеры безусловных рефлексов (чихание, слюноотделение, отдергивание руки при болевом раздражении, питьевой, половой, забота о ребенке, ориентировочный) условных рефлексов (выключатель в комнате, определенное спальное место в комнате, режим питания, реакция на яркий свет, наркотическая зависимость))

Интересно знать, что…

1. У новорожденных, в первые минуты жизни, хорошо развиты безусловные рефлексы. Одним из них является рефлекс Робинсона.

Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх.

2.Психическая зависимость от наркотических веществ формируется также благодаря возникновению условных рефлексов (организм «запоминает» приятные ощущения, возникшие при потреблении того или иного наркотического вещества).

Д/З 53 вопросы , раб. Тет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...

Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс

В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...