Главные вкладки

    Разработка урока "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Тельнова Мария Алексеевна

    УМК Пасечник В. В.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    Цель: познакомиться со вкладом российских ученых в изучении высшей нервной деятельности.

    Задачи:

    А) Образовательные:

    1) Раскрыть роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;

    2) Разъяснить сферы приложения наук о высшей нервной деятельности и психологии;

    3) Повторить знания о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах;

    4) Разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения;

    5) Познакомиться с понятием доминанты.

    Б) Воспитательные:

    1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

    2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

    В) Развивающие:

    1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

    2) Развивать умения обобщать, анализировать;

    3) Развивать навыки учебной деятельности.

    Оборудование: модель головного мозга; таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги безусловных и условных слюноотделительных рефлексов, безусловного и условного торможения, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом», строение кожи, носовой полости, органов обоняния и органов вкуса.

    Тип урока – комбинированный.

    Методы – словесно-наглядные.

    Структура урока:

    1. Организационный момент (1 минута)
    2. Изучение нового материала (27 минут)
    3. Закрепление полученных знаний (7 минут)
    4. Домашнее задание (1 минута)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного для вас. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. Давайте для начала отметим отсутствующих.

    Изучение нового материала

    Ребята, давайте вспомним ранее изученное. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какая из систем органов контролирует и  регулирует работу наших организмов?

    Работу наших организмов контролирует и регулирует нервная система.

    Правильно. А какие еще функции выполняет нервная система?

    Нервная система так же обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма, или его гомеостаз, и участвует в формировании поведения человека в социальной и природной среде.

    Молодцы. Сегодня мы начнем более подробно рассматривать последнюю из перечисленных вами функций нервной системы. Открываем тетради, записываем число и тему нашего сегодняшнего урока «Высшая нервная деятельность. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

    И сразу же давайте запишем определение, что же такое высшая нервная деятельность.

    Высшая нервная деятельность – это те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. Как вы думаете, что может относиться к высшей нервной деятельности человека?

    Мышление, речь, сон.

    Кто же изучал высшую нервную деятельность? Первыми ее начали изучать наши соотечественники – Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов.

    Главной заслугой Сеченова является то, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Открытие центрального торможения принесло Сеченову всемирную известность и призвание. Так же он доказал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижестоящих отделов. Это доказывало многоуровневую организацию работы мозга. как вы считаете, что Сеченов хотел этим сказать?

    Наверное, что чем выше отдел мозга – тем сложнее выполняемые им функции.

    Верно. А какие отделы головного мозга называются высшими?

    Это большие полушария мозга.

    Павлов продолжил исследования Сеченова и установил, что рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы: условные и безусловные. Что такое рефлексы? И какие рефлексы являются условными, а какие – безусловными?

    Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.

    Верно. Павлов считал, что выработка условных рефлексов связана с работой коры больших полушарий мозга. по его мнению, условные рефлексы возникают только при сочетании незначительного раздражителя и жизненно важными раздражениями, и эти раздражители становятся сигналами. Давайте вспомним опыт Павлова, с которым мы познакомились при изучении темы «Пищеварение». В чем он заключался?

    Перед кормлением собаки включали либо лампочку, либо звонок, и у собаки начиналось слюноотделение и отделение желудочного сока тогда, когда она еще не видела пищу. Получается, что когда еду подавали – организм собаки был уже готов к перевариванию пищи.

    Молодец. Звонок или лампочка воздействовали на слуховой или зрительный анализаторы животного, по рефлекторной цепи сигнал передавался в пищевой центр головного мозга собаки, поэтому и возникал слюноотделительный рефлекс. Если собаку кормить таким образом постоянно, то у нее выработается условный рефлекс на воздействие звонка или лампочки. Но если после этого воздействия пищу не подавать – рефлекс понемногу начнет угасать. Если условный рефлекс долго не подкреплять – начнется его торможение.

    Сеченов открыл центральное торможение, Павлов же выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он доказал, что торможение может быть врожденное и приобретенное в течение жизни (условное).

    Поведение любого организма определяется его жизненными потребностями. Например, потребность в пище. когда мы голодны – мы больше ни о чем не способны думать, кроме как о еде. Но когда мы поели – мы о ней не вспоминаем, пока снова не проголодаемся. При усилении потребности в мозге возникает очаг возбуждения, направленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господствующего возбуждения доминантой. Доминанту отличают рядом особенностей: этот очаг способен временно затормозить все остальные очаги возбуждений, и когда доминанта активна – достаточно любого раздражителя извне. Какие можно привести примеры?

    Когда мы голодны – даже картинка еды может привести к началу слюноотделения.

    Совершенно верно. А какие еще примеры проявления доминантного очага возбуждения вы знаете?

    Когда мы чем-то сильно заняты, то можем не услышать, что к нам кто-то обращается, или что происходит вокруг.

    С проявлением доминанты также может быть связаны иллюзии установки. Давайте сейчас откроем учебник на странице 271 и посмотрим на рисунок 115. Что на нем изображено?

    Головной мозг.

    Вот и сработала наша с вами доминанта. А сейчас внимательно присмотритесь, что же всё-таки изображено на рисунке.

    Много детей.

    Правильно. Все увидели? Вот так вот доминанта воздействует на наш мозг. Мы посмотрели на рисунок и  наш мозг сразу же воспроизвел то, что нам более знакомо, не вдаваясь в детали.

    Закрепление знаний

    Давайте рассмотрим еще один пример проявления доминанты. Откроем учебник на странице 270 и внимательно посмотрим на рисунок под цифрой 2. Этот рисунок можно воспринимать по-разному: либо как 2 профиля лиц, смотрящих друг на друга в черном варианте изображения, либо как белую вазу. Найдите оба изображения. Удалось?

    Мы попеременно видим то лица, то вазу.

    Совершенно верно, так как доминанта одного восприятия затормаживает другую и наоборот. А теперь рассмотрим рисунок под номером 3. Что мы видим на нем?

    Мы видим то кролика, то утку.

    Домашнее задание

    Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 53, разобрать рисунок 113 и уметь рассказывать с его помощью о возникновении и затормаживании условных рефлексов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"

    Урок - презентация  по теме ВНД человека...

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

    Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии»

    Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии» предназначена для работы с суворовцами 7 классов (3 часа в неделю, уровень подготовки: средний), изучающими английск...

    Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

    Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

    Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

    Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

    Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

    Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...