Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
    методическая разработка по химии (10 класс) на тему

    Лященко Вера Олеговна

    Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.

    Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_aminy_anilin.docx21.31 КБ
    Microsoft Office document icon urok._mnogoatomnye_spirty.doc26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-лаборатория  «Амины. Анилин».

    Лященко.В.О.

    Данный урок является первым при изучении темы «Азотсодержащие органические соединения». В ходе изучения данной темы учащиеся должны познакомиться с аминами и анилином, их физическими и химическими свойствами, строением молекул, взаимным влиянием атомов в молекулах на примере аминов и анилина, получением и применением аминов и анилина. Аминокислотами и белками, особенностями строения молекул и биологической ролью.

    Данный урок является уроком-лекцией, то есть предполагаются  совместные усилия учителя и учеников, направленные на решение общей проблемной познавательной задачи. В ходе урока предполагается, что  у учащихся должны быть сформированы следующие учебные компетентности: составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ на основе их химического строения.

    На уроке были использованы следующие средства обучения: Интерактивная доска, персональный компьютер, медиапроектор, а также демонстрационный эксперимент (изменение цвета индикатора в растворе аммиака)

    Тема урока: «Амины. Анилин»

    Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами, физическими свойствами, основами номенклатуры и классификации аминов. Дать представления о химических свойствах анилина и взаимном влиянии атомов в молекуле анилина.

    Задачи урока: Дать определение аминов, выяснить признаки классификации аминов, объяснить химические свойства аминов и анилина на основе взаимного влияния атомов.

    В первой части урока обучающиеся знакомятся с определениями класса аминов. Затем учащимся предлагается на основании структурных формул найти различия в молекулах аминов и на основании этих различий охарактеризовать признаки классификации аминов.

    В тетради обучающиеся записывают признаки классификации аминов, и на какие группы амины можно разделить по данным признакам.

    В следующей части урока обучающиеся знакомятся с основами номенклатуры аминов и дают названия веществ, приведенных на карточках и слайдах. Правильность выполнения задания проверяется с помощью слайдов презентации.  Затем учащиеся читают и выбирают в параграфе 16 физические свойства аминов и анилина и записывают их физические свойства в тетради.

    В следующей части урока обучающимся демонстрируется эксперимент:  изменение цвета фенолфталеина в растворе аммиака и его взаимодействие с раствором кислоты. Далее, так как,  анилин ядовитое вещество провести эксперимент непосредственно с ним мы на уроке не сможем, следовательно, обучающимся предлагается провести мысленный эксперимент аналогичный предыдущему.  После проведения  мысленного эксперимента обучающимся предлагается ответить на вопрос: Почему анилин взаимодействует с кислотами? Для ответа на этот вопрос учащиеся выдвигают гипотезу, что сходство химических свойств анилина и аммиака обусловлено наличием атома азота и в молекуле аммиака и в молекуле анилина. Затем учащиеся знакомятся с взаимным влиянием атомов в молекуле анилина и химическими свойствами аминов и анилина, при этом часть заданий учащиеся выполняют самостоятельно на основании имеющихся уже уравнений реакций, отражающих химические свойства аминов.

    В качестве домашнего задания обучающимся будет предложено рассмотреть промышленное применение анилина и аминов на основании их химических и физических свойств.

    В данном уроке была использована идея «мысленного эксперимента», как метода научного познания, в связи с невозможностью проведения эксперимента реального, а также для демонстрации этапов построения гипотезы. В данном случае  построение гипотезы может быть рассмотрено как некий «надпредметный элемент», так как  уметь выдвигать, строить гипотезы учащиеся на третьей ступени  обучения должны на уроках различных предметных дисциплин. На данном уроке демонстрируются такие этапы построения гипотезы как формулирование посылок  одного уровня значимости и проведение эксперимента (в данном случае мысленного). В ходе данного урока посылки для построения гипотезы были представлены в вербальной форме. А ход построения гипотезы оформлялся схематично в невербальной форме. Также в данном уроке (в первой части урока) был использован деятельностный подход к освоению нового для обучающихся материала.

    Литература

    1. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян – М.:Дрофа, 2011. – 189 с.;
    2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2001.-159 с.
    3. О. С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа,  2009.-143 с.
    4. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая. Органическая химия. Упражнения и задачи. – СПб.: Оракул, 1997.-124 с.
    5. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ – М.: Дрофа, 2008.-703 с.

    Приложение.

    Пример раздаточного материала, использованного на уроке.

    Амины и анилин. Номенклатура, физические и химические свойства.

    • Определения

    Амины – органические соединения, в молекулах которых атомы водорода замещаются на амино-группу.

    NH2- амино-группа

    Амины – органические соединения, которые образованы замещением атомов водорода в молекуле аммиака (NH3) на углеводородные радикалы.

    • Классификация и номенклатура

    Классифицируйте и назовите вещества:

    H2C=CH-CH2-NH2

    • Химические свойства.

    Самостоятельно напишите уравнение реакции анилина с соляной кислотой.

    Самостоятельно напишите реакцию горения метиламина

    Самостоятельно напишите реакцию взаимодействия анилина с бромной водой.



    Предварительный просмотр:

    Урок лаборатория, 101 класс,

    учитель Лященко В.О. высшая квалификационная категория

     Тема урока: «Многоатомные спирты. Номенклатура, изомерия».

    Цель урока: Познакомить учащихся с номенклатурой и изомерией многоатомных спиртов, закрепить представления о спиртах. Продолжить формирование мыслительной операции перенос на примере номенклатуры и изомерии многоатомных спиртов.

    Оборудование: таблица «Номенклатура».

    Урок начинается с проверки домашнего задания, один из учащихся у доски изображает структурные формулы спиртов и определяет среди них изомеры. Остальные учащиеся отвечают на вопросы теста по материалам предыдущего урока. Выполнение теста и ответ учащегося проверяются с помощью медиапроектора. В ходе проверки домашнего задания учащиеся повторяют определение спиртов и основные признаки спиртов, наличие –ОН –группы.

    На уроке учащиеся пользуются карточками, на которых отражены основные моменты урока.

    Затем учащимся демонстрируют 3D модели молекул многоатомных спиртов, после чего на основании данных моделей учащиеся дают определение многоатомных спиртов.

    В следующей части урока учащимся предлагается назвать вещества, структурные формулы которых изображены у них на карточках. При выполнении этого задания учащиеся выполняют уже известные им действия по составлению названий органических веществ применительно к новому для них классу органических веществ. На данной части урока у учащихся продолжается формирование мыслительной операции перенос. Правильность выполнения задания проверяется также  с помощью медиапроектора.

    После проверки правильности выполнения задания учащиеся возвращаются к изображениям структурных формул спиртов и вспоминают виды изомерии характерные для спиртов. Уже известные виды изомерии учащиеся переносят на новый вид многоатомных спиртов и делают вывод о возможных для них видах изомерии. Правильность предположений учащихся проверяется с помощью медиапроектора.

    Затем учащиеся выбирают изомеры среди формул, изображенных на карточках.

    В заключительной части урока учащиеся знакомятся с применением некоторых многоатомных спиртов.

    Урок сопровождается презентацией. На первых четырех слайдах текст теста, выполняемого учащимися и задание на доске, а также ответы на вопросы и структурные формулы спиртов. На пятом слайде гиперссылка на 3D модели многоатомных спиртов и определение многоатомных спиртов. На шестом слайде основные правила номенклатуры и правила номенклатуры многоатомных спиртов. На седьмом слайде названия многоатомных спиртов, приведенных на карточках у учащихся. Восьмой и девятый слайды посвящены изомерии спиртов. На десятом слайде приведены фотографии изделий производимых с использованием многоатомных спиртов. Фотографии образцов косметической продукции.

    Образец карточки, по которой учащиеся работают на уроках.

    Многоатомные спирты. Номенклатура, изомерия.

    • Проверка домашнего задания.
    • Определение.

     Пользуясь пояснениями учителя, дайте определение многоатомных спиртов.

    • Номенклатура многоатомных спиртов.

    Перечислите основные положения номенклатуры. Ответьте на вопрос: чем отличается номенклатура многоатомных спиртов?

    Дайте названия веществам:

    Н2С(ОН)-СН(ОН)-СН3;  Н3С-(ОН)С(СН3)-СН(ОН)-СН3;  Н2С-(ОН)-НС(ОН)-СН2-СН2-СН3;

    Н3С-НС(ОН)-НС(ОН)-СН2-СН3;  Н2С(ОН)-НС(ОН)-Н2С-НС(СН3)-СН3;  

    Н2С(ОН)-(СН3)С(СН3)-СН2(ОН);  Н2С(ОН)-СН(ОН)-СН2(ОН).

    • Изомерия многоатомных спиртов.

    Ответьте на вопросы: Что такое изомеры? Какие виды изомерии характерны для спиртов? Среди перечисленных веществ выберите изомеры


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по химии "Спирты""

    Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя...

    Методическая разработка урока по химии 9 кл. по теме: "Спирты"

    Урок разработан с использованием системно-деятельностного приёма обучения...

    Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"

    Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя стал...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

    Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

    Методическая разработка урока "Спирты"

    Методическая разработка по теме "Спирты" содержит весь учебный материал для полноценного проведения урока. Конспект урока, презентация для проведения урока, презентация о роли спиртов. Урок соответств...