Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА
    методическая разработка на тему

    Рыжиков Сергей Николаевич

    Содержание

     

    Содержание составных частей методической разработки

    3

    Требования к изложению и оформлению методических разработок

    6

    Требования к содержанию основной части

    6

    Требования к языку и стилю изложения

    6

    Рубрикация текста

    7

    Оформление работы

    7

    Подготовка методической разработки к сдаче

    10

    Рецензирование

    11

    Примерное содержание рецензии

    11

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vypolnenie_metodicheskoy_razrabotki_uroka.doc461.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

    МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

    Лебедянь, 2013-2014 уч. год


    Содержание

    Содержание составных частей методической разработки

    3

    Требования к изложению и оформлению методических разработок

    6

    Требования к содержанию основной части

    6

    Требования к языку и стилю изложения

    6

    Рубрикация текста

    7

    Оформление работы

    7

    Подготовка методической разработки к сдаче

    10

    Рецензирование

    11

    Примерное содержание рецензии

    11


    Методические указания по выполнению

    методической разработки урока

    СОДЕРЖАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

    1. Титульный лист

    На титульном листе указывается ведомственная принадлежность (Министерство сельского хозяйства РФ) и название учебного заведения, полное название методической разработки, инициалы и фамилия автора (коллектива an торов), место написания (издания) - город, поселок и др., год выпуска.

    Важно правильно сформулировать заглавие работы. Оно должно быть 6ез слова «тема», иметь по возможности меньший набор слов и адекватно выражать основную идею содержания работы. Заглавие может быть. сформулировано в форме повествовательного предложения (иногда к вопросительного, но это предложение или словосочетание должно быть в функции существительного.

    Например, название методической разработки семинарского занятия по учебной дисциплине можно сформулировать так: «Методика проведения обобщающего семинара по дисциплине...», раскрывая в аннотации, что рассмотрен урок с использованием игровых приемов. Заглавие разработки по методике проведения того же семинара: «Технология проведения игры «Умники и умницы» на уроке по дисциплине...» следует считать как неудачное.

    2. Аннотация

    Аннотация — краткая характеристика подготовленной методической работы (издания), в которой в сжатой форме указывается ее вид (методическая разработка, методические рекомендации, указания и т. п.), цель написания, для какой категории пользователей она предназначена, отражаются существенные признаки содержания, которые позволяют выявить практическое значение работы, новизну и другие особенности. Примерный объем аннотации - 8-12 строк текста.

    3. Оглавление

    (содержание)

    Оглавление и содержание - это указатели заголовков издания. Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста одного произведения с указанием номеров страниц, с которых начинаются рубрики текста; содержание – используется в сборниках и содержит перечень заголовков разделов с указанием фамилий авторов (если сборник не авторский), например, содержание в журналах.

    В оглавлении (содержании) может быть отображено полное наименование основных рубрик (например, только разделов и глав текста) или  всех составных частей текста, обозначенных заголовками. В последнем случае найти нужное в тексте пользователю будет проще и быстрее. Чем полнее оглавление (содержание), тем оно нагляднее позволяет представить, о чем пойдет речь и основной части.

    Оглавление (содержание) лучше размещать в самом начале, перед введением.

    Заголовки в оглавлении (содержании) даются в точном соответствии с заголовками в тексте. Изменять их или сокращать нельзя.

    4. Введение

    Во введения обычно дается краткое обоснование выбора темы, раскрывается ее актуальность и практическая значимость; указываются особенности работы, приводятся данные об использовании конкретного педагогического опыта, на основании которого она написана; желательно привести сведения о порядке размещения материала и пояснить принципы его деления на разделы. Таким образом, пользователь подготавливается к работе с излагаемым далее текстом.

    При описании методики обучения здесь также отражаются вопросы, связанные с местом конкретной учебной дисциплины среди других дисциплин учебного плана, в будущей практической деятельности специалиста; формулируются основные задачи изучения; могут быть кратко изложены некоторые теоретические положения, необходимые для лучшего понимания основной части текста.

    Во введении могут быть рассмотрены наиболее рациональные формы работы с конкретным учебно-методическим материалом (особенно, если он адресован студентам).

    Следует отметить, что окончательное содержание введения может определиться только после того, как будет полностью написана основная часть методической разработки. По ее завершению и можно будет писать введение, раскрывая указанные вопросы.

    Если разработка представляет собой коллективный труд, то следует указать конкретный вклад каждого автора в ее написание.

    5. Основная часть

    Основная часть — самый важный раздел методической разработки. В ней подробно раскрываются пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности автора.

    Как было указано в п.2, содержание методической разработки не должно дублировать материал литературных источников, в том числе и централизованно изданных методических работ по аналогичной тематике. В рекомендациях автора разработки отражаются, прежде всего, методы и приемы, используемые им самим, порядок его работы при обучении студентов, поэтому все описываемые в разработке методы и способы деятельности, методические приемы могут носить только рекомендательный характер. Это относится и к выбору типа урока, его организационных форм.

    По наиболее интересным в методическом отношении занятиям (уроки с применением новых педагогических технологий, комплексным использованием технических средств обучения, компьютеров при изучении различных дисциплин и т. п.) могут быть приведены сценарии с образцами поурочных планов.

    Организация и методика проведения занятия (занятий) излагаются в методической разработке по всем его этапам,

    • организация занятая;
    • проверка ранее усвоенного, выполнения домашнего задания (способы проверки, оценка знании, умении и навыков студентов);
    • изучение нового материала (методы, используемые преподавателем  при актуализации[1] знаний, сообщении повой информации, руководство деятельностью студентов при се самостоятельном освоении или при выполнении заданий и упражнений по применению знаний, формированию умений и навыков);
    • задание на дом;
    • закрепление и углубление знаний студентов (порядок и методы закрепления).

    Организация занятия. В этой части даются краткие методически рекомендации по организации занятия (включая его организационную част! которую нередко называют организационным моментом), излагаются соображения, исходя и которых автор разработки рекомендует данную форму организации урок: Например, с чего следует начать занятие: с опроса студентов ил сообщения новой темы, цели и основных вопросов ее изучения, а возможно, демонстрации какого-то видеофрагмента по теме и т. п.

    Проверка ранее усвоенного материала. Цели этой части урока мог быть различными: подготовка студентов к изучению нового материала, проверка уровня усвоения ранее изученного, чтобы внести коррективы в намеченный план изучения материала на уроке; проверка выполнения студентами домашнего задания и оценка знаний.

    В зависимости от цели намечается форма проверки, даются рекомендации по выбору наиболее целесообразных форм организации проверки yceoei материала; могут быть приведены конкретные задания, упражнения, графи схемы и т. п., рекомендуемые автором. Формулировки вопросов, которые nai чается ставить перед студентами во время опроса, должны отвечать  общедидактическим требованиям. Они должны быть краткими по форме и точными по содержанию, соответствовать подготовленности обучаемых и побуждать их самостоятельному мышлению. Не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы (по типу «да», «нет»), «коварных» вопросов, заведомо подталкивающих на неправильные ответы.

    6.Изучение нового материала.

    В этом разделе следует указывать последовательность изучения нового учебного материала, обосновывать выбранные  для этого методы (беседа, лекция, объяснение, анализ производственных ситуаций и др.), описывать методические приемы раскрытия основных понятий формулировать выводы. Особое внимание следует уделять способам поддержания устойчивого внимания и активизации познавательной деятельности студентов на уроке. Здесь же могут быть даны рекомендации по постановке вопросов к студентам в ходе изложения нового материала, развитию их умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать собственные выводы. Наиболее подробно следует раскрывать методику  проблемного изложения отдельных вопросов темы.

    В рекомендациях нужно четко выдели п. и раскрыть методику и организацию самостоятельного изучения студентами учебного материала по учебнику, учебному пособию, с применением справочников, технической документации, стандартов и т. п.

    Если в процессе изучения нового материала используются наглядные пособия, технические средства обучения, то автор методической разработки дол жен указать, какие конкретно наглядные пособия и технические средства применяются на данном уроке, обосновать свой выбор. При этом следует раскрыть пути наиболее эффективного их использования, описать, когда, в какой последовательности и в каком сочетании применяются дидактические средства, какие пояснения даются при этом.

    На конкретных примерах нужно показать, как преподаватель осуществляет связь изучаемой темы с реальностью, знакомит студентов с новой техникой, приборами, современными технологиями, обеспечивает ли индивидуальный подход к студентам и как рекомендует это делать/

    Если изучение нового материала рекомендуется проводить путем эвристической беседы, то необходимо четко выделить соответствующую часть изучаемого материала, сформулировать основные узловые вопросы беседы, указать вероятные ответы студентов и возможные пути дальнейшего развития беседы в зависимости от этих ответов. Вопросы следует расположить в порядке их постановки перед студентами, дать рекомендации по организации беседы, сформулировать выводы.

    Задание на дом. В этой части методической разработки необходимо дать рекомендации, как лучше объяснить студентам конкретную цель задания на дом, раскрыть его содержание, определить наиболее рациональный порядок и способы самостоятельного выполнения домашнего задания. Задание на дом целесообразно объяснять перед закреплением материала, так как иногда наблюдается, что закрепление занимает времени больше, чем запланировано и преподаватель вынужден давать задание после звонка об окончании урока.

    Закрепление и углубление знаний студентов. В методической разработке по каждой теме занятий нужно дать рекомендации по выбору наиболее рациональных форм и методов закрепления, углубления и повторения учебного материала (ответы на вопросы, пересказ нового материала, тестирование, решение задач и выполнение упражнений, воспроизведение опорного конспекта и др.). При этом главное внимание следует уделить учебному материалу, являющемуся основным для данной темы (подтемы), а также вопросам, при изучении которых студенты, как правило, испытывают затруднения и допускают типичные ошибки. Материал, используемый при закреплении, необходимо полностью приводить в разработке в той последовательности, в которой он используется автором.

    Закрепление учебного материала может предусматриваться не только в конце урока, но и в ходе его по отдельным вопросам темы занятия. Одним из наиболее эффективных средств закрепления и повторения учебного материала являются упражнения, выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Закрепление и повторение учебного материала производится также в процессе устного опроса студентов при изучении темы. При этом предпочтение отдается тем вопросам, которые способствуют развитию мыслительной деятельности студентов. Вопросы должны быть конкретными и краткими по форме, требующими четкого ответа.

    Для быстрой проверки усвоения материала на занятии, его закрепления может быть проведен экспресс-опрос студентов всей группы с помощью тестов или карточек программированного опроса с выбором правильного ответа из двух вариантов ответов. Тесты или содержание карточек также должны быть полностью приведены в работе.

    Заключение

    В заключительной части методической разработки кратко обобщается основная идея содержания, раскрываются практически значимые следствия, предполагаемые результаты из общего содержания работы. Здесь же автор должен показать возможные пути дальнейшего совершенствования и развития изложенных педагогических решений, методических рекомендаций.

    Заключение не всегда оформляется в виде специальной части разработки со своим заглавием. Однако подведение итогов, написание выводов почти всегда желательно.

    Заключительная часть методических рекомендаций должна быть конкретной и краткой по объему.

    Литература (оформление списка)

    В конце методической разработки приводится перечень использованных методических и учебных пособий, брошюр, справочников, другой педагогической и технической литературы. Эта часть является ценным указанием на источники по теме работы для тех, кто будет пользоваться материалом и захочет более подробно ознакомиться с литературой по теме разработки. Кроме того, список литературы позволяет судить о педагогической и профессиональной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

    В методических указаниях для студентов, учебных и учебно методических пособиях обязательно приводятся рекомендуемые произведения, справочники и другие издания. Без такого рекомендательного списка созданные преподавателями учебные материалы (учебные книги) не могут в полной мере выполнять ставящиеся перед ними задачи. Рекомендательные списки могут быть составлены отдельно по основной и дополнительной литературе.

    Литературные источники (книги) обычно приводятся в следующем порядке: по алфавиту фамилии и инициалы авторов, полное и точное название источника, место издания (для Москвы и Санкт-Петербурга сокращенно ~М. СПб., для всех остальных городов — их полное название), издательство, год издания (в качестве примера оформления можно использовать список Литература в конце данных рекомендаций). Источники (статьи) из периодических изданий оформляются несколько иначе.

    Все описания в списке литературы составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

    3.8. Приложения

    Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть разработки и в полном объеме нарушают стройность композиции текста, следует помещать в приложении.

    По содержанию приложения могут быть очень разными: это справочные и расчетные данные, образцы дидактического материала, планов уроков, сценариев, отдельные положения из инструкций и правил, копии документов и т. п.

    По форме приложения представляют собой самостоятельные произведения в виде текста, рисунков, графиков, таблиц, карт и т. д. и дополняют основную часть.

    Приложения, могут быть обязательными и информационными. В свою очередь информационные приложения, которыми обычно и сопровождаются учебно-методические материалы, могут быть рекомендательного или справочного характера. В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

    Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, ориентирующий читателя в содержании приложения. При наличии в работе более одного приложения они должны иметь и нумерационный заголовок, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

    Вместе с тем, при написании методических разработок, отражающих вопросы конструирования при обучении техническим дисциплинам, составлении методических указаний для студентов по курсовому и дипломному проектированию следует учитывать требования ГОСТ 2.105-95 ЕСКД, в соответствии с которыми приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с Л, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ, например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д.

    Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц всей работы.

    Все приложения должны быть перечислены в оглавлении (при наличии) с указанием их обозначений и заголовков.

    ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

    При написании данного раздела учитывались требования стандартов по издательскому делу и рекомендации, общие для большинства издательств.

    Требования к содержанию основной части

    Материал методических работ следует излагать просто по построению и, как указано ранее, в рекомендательной форме.

    Не следует загромождать методические разработки, рекомендации и указания маловажным фактическим материалом, пересказом учебной информации из учебников и учебных пособий, вопросами второстепенного значения, быстро устаревающими сведениями, общими рассуждениями.

    Не следует без особой необходимости применять большое количество цифрового и статистического материала, который обычно помещается в таблицах. Однако, если в методической разработке можно обойтись без таблиц, то лучше их не включать, а в случае необходимости использования такого материала в разработке, в тексте должны быть ссылки на источники цифровых и других фактических данных.

    При написании разработки автор должен учитывать потребности и уровень подготовки предполагаемых пользователей. Материал нужно излагать доходчиво, доказательно: не только «что» и «как» делает или рекомендует делать автор, но и «почему так». Особенно ценно, если передовой опыт автор раскрывает в развитии, т.е. «что было», «как стало», «каков эффект».

    Каждую практическую рекомендацию следует подкреплять примерами из реальной педагогической практики. Примеры должны быть достаточно типичные (не случайные для педагога). Если они значительны по объему (образцы поурочных планов, дидактического материала, договоров, памяток, сценарии

    Требования к языку и стилю изложения

    Изложение материала должно быть последовательным, логически законченным, отличаться четкостью формулировок, исключающим различные толкования и неправильное понимание информации.

    Текст необходимо излагать в соответствии с нормами русского языка технически и педагогически грамотно. Удачное изложение и грамотный литературный язык являются достоинством работы. Плохо оформленный текст, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самого интересного и оригинального произведения. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Неясность может возникать даже из-за неправильного порядка слов в предложении.

    Язык методических работ не требует художественности, эпитетов, эмоциональных средств выражения Не следует текст излагать от первого лица («я пришел к выводу», «я использую»), применять обороты разговорной речи. Как правило, при написании методических материалов используется стиль безличного изложения. Обычно применяются конструкции предложений с глаголами в неопределенной форме («рекомендуется выполнить», «необходимо использовать», «следует определить» и т. д.). При изложении в тексте обязательных требований применяются слова «должен», «следует», «необходимо» и т. п. При изложении других положений, рекомендаций используются слова «могут быть», «как правило», «при необходимости», «в случае» и т. д.

    Сокращения слов допускаются только общепринятые, установленные правилами русской орфографии. Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований. Допускается использование вводимых автором аббревиатур из соответствующих областей знания. При этом впервые упоминаемые такие аббревиатуры приводятся в круглых скобках после полного наименования. Далее по тексту они даются без расшифровки.

    В работе должно быть выдержано единообразие используемой терминологии, формульных символов. Необходимо избегать применения для одного и того же понятия различных терминов и словосочетаний (синонимов), которые могут восприниматься читателем как разные по смыслу, например: «рейтинговый показатель» и «индивидуальный кумуляционный индекс».

    Порядковые числительные пишутся словами: первый, седьмой, двадцатый или обозначаются арабскими цифрами с падежным окончанием, если стоит перед существительным: 5-й корпус; если порядковое числительное, записанное цифрами, стоит после существительного, к которому относится, то падежные окончания не пишутся: в гл. 3, в табл. 2, на рис. 3.

    Количественные числительные без обозначения единиц физических величин до девяти записываются словами, с обозначениями единиц физических величин - цифрами, например: пять машин (не 5 машин), длина трубы 5 м, многозначные числительные записываются цифрами, например: 45 растений, 12 шагов. Нельзя отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).

    Излишнее «наукообразие» текста, использование сложных педагогических формулировок и определений, специальных психологических терминов затрудняет восприятие текста. Иностранные слова и специальные термины следует употреблять, если нет равнозначных русских слов. В таком случае, в сноске или в специальном словаре терминов в конце работы (перед списком литературы) следует давать их разъяснения. Новые и редко употребляемые термины или понятия также должны сопровождаться разъяснениями.

    Рубрикация текста

    Рубрикация позволяет организовать более рационально работу с текстом, быстрее находить нужную информацию. Она представляет собой результат подразделений текста на составные части, которые могут сопровождаться заголовками, нумерацией, выделяться шрифтом, цветом, рамками. При делении текста, на рубрики важно правильно учитывать смысловые части учебного материала, приемы изложения, предполагаемые формы работы с текстом. Простейшим видом рубрикации является деление текста на небольшие смысловые части с помощью абзацев — отступов при начале новой смысловой части.

    Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти ударам пишу щей машинки (1,27 или 1,5 см при печатании в Word шрифтом 14) по всей работе. Логическая целостность текста, выделенная абзацем, способствует лучшему восприятию его содержания. Поэтому правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает его осмысление и работу над ним.

    Деление текста на более крупные составные части диктуется логикой содержания. Разделы и подразделы (главы и параграфы) текста должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию излагаемого материала, а логика взаимосвязи составных частей должна отражать основную тему (название) методической разработки. В заголовках следует избегать сокращений, узкоспециальных терминов, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, но в то же время они не должны состоять из одного слова, так как такой заголовок теряет конкретность.

    Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, в пределах всей работы. Если разделы поделены на подразделы, номера последних составляются из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой, например, номера подразделов в разделе 2: 2.1, 2.2, 2.3 и т. д. Подразделы могут состоять из пунктов. Их номера составляются из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой, например, пункты в подразделе 2.1 нумеруются так: 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 и т. д. Более мелкое дробление на подпункты с нумерацией в методических разработках нежелательно.

    Такая система нумерации допускает отсутствие в наименованиях рубрик слов «часть», «раздел», «глава», «параграф».

    При рубрикации текстовых документов, содержащих или поясняющих машиностроительные и строительные чертежи, которые являются неотъемлемой частью курсовых и дипломных проектов по техническим специальностям, в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 в конце номера раздела, подраздела или пункта точка не ставится, если далее следует заголовок, например: 1 Общая часть; 2.2 Конструкция поперечного профиля.

    Оформление работы

    Оформление текста. Правильно оформленная работа лучше воспринимается, в ней легче ориентироваться. Текстовой материал, выполненный одним шрифтом, без отступов, заголовков, трудно читать. Чтобы с текстом было легко работать, необходимо выделять заголовки, оформить подзаголовки в соответствии с их уровнем (заголовки одного уровня рубрикации должны иметь одинаковые шрифт и состав номера), установить межстрочные интервалы, удобные для чтения.

    Если текст набирается на компьютере в текстовом редакторе Word то следует использовать удобочитаемый шрифт размера 14 и одинарный межстрочный интервал. Перед названием нового раздела (главы) после предыдущего текста следует пропустить два межстрочных интервала. После заголовка подраздела и последующим текстом пропускается один интервал.

    Заголовки не подчеркиваются. Если заголовки состоят из двух предложений, их разделяют точкой. При переносе части длинного заголовка на следующую строку не следует оставлять предлоги и союзы на первой строке. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок располагается посредине строки, то в конце заголовка точка не ставится.

    Каждая страница должна иметь поля не менее: слева - 25 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - по 20 мм.

    Все страницы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не проставляется.

    Формулы. Формулы могут быть выполнены машинописным или чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается. На компьютере формулы следует набирать с помощью редактора формул. В формулах следует применять символы, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

    Переносить длинные формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

    Формулы, если их больше одной и если на них будут в дальнейшем ссылки, следует нумеровать арабскими цифрами. Порядковый номер без знака «№» и точки в конце записывается в круглых скобках у правого края страницы на уровне формулы. В работах, где формул немного, применяется их сквозная нумерация. При большом количестве формул допускается нумерация в пределах раздела, например: (2.3). Если ссылок в тексте на формулы не будет, нумеровать их необязательно. Если номер не умещается на одной строке с формулой, то он ставится в следующей строке ниже формулы.

    - Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в скобках, например: в формуле (1), в уравнении (2.3).

    Если в тексте встречаются условные обозначения из формул, то они выделяются курсивом.

    Иллюстрации. Методические рекомендации иллюстрируются необходимыми рисунками, схемами, чертежами, диаграммами, фотографиями макетов, моделей или натуральных наглядных пособий и т. д. Иногда проще бывает привести схему, рисунок, чем подробно излагать описание чего-либо. Иллюстративный материал в одних случаях может подтверждать эффективность предлагаемых методик, а в других - быть готовым дидактическим материалом для преподавателей или служить им в качестве образца при создании собственных дидактических средств. Все иллюстрации должны быть связаны с текстом и должны дополнять его. Рисунки не следует перегружать мелкими деталями, линиями, обозначениями, размерами.

    Иллюстрации могут быть расположены как по тексту работы (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце ее. Все иллюстрации в тексте для удобства ссылок на них должны нумероваться арабскими цифрами, например: «Рис. 1», «Рис. 12». Нумерация иллюстративного материала обычно делается сквозная в пределах всего текста. Если рисунок один, то он может не нумероваться, достаточно назвать только вид изображения (схема, чертеж, рисунок, диаграмма и др.) или употребить слово «иллюстрация». Иллюстрации, не требующие ссылок в тексте, нумеровать не обязательно, к ним указывается только тематический заголовок (без точки в конце).

    В методических работах, где отражаются вопросы конструирования, иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями ЕСКД и СПДС (Система проектной документации для строительства). Нумерация иллюстраций в этих случаях выполняется по форме: слово «рисунок» без сокращения и порядковый номер иллюстрации (без точки в конце). При необходимости иллюстрации могут иметь тематический заголовок и пояснительные данные. Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных (экспликации) и располагают следующим образом: «Рисунок 1 - Схема устройства ...». Детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие пояснения выносят в подрисуночную подпись. Иллюстрации приложений в таких работах обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения прописной буквой, например: «Рисунок А.2».

    Построение таблиц. Цифровой материал, как правило, оформляется и виде таблиц. Таблицы в тексте должны быть помещены после абзацев, содержащих ссылку на них. В зависимости от размера таблицы допускается ее размещение на следующей после ссылки странице. Таблицы, имеющие много граф, допускается помещать вдоль длинной стороны листа.

    Для упрощения связи таблиц с текстом при ссылках на них таблицы нумеруют. Наиболее распространенная форма: слово «Таблица» и номер арабскими цифрами без знака «№» и точки в конце. Если таблица одна, то перед ней слово «Таблица» не пишется.

    Нумерационный заголовок обычно ставят над тематическим заголовком, сдвинув в правый край формата таблицы или, если данная работа требует компактности, непосредственно перед тематическим заголовком (в строку с ним), в этом случае нумерационный заголовок будет расположен слева.

    В приложениях таблицы со своей порядковой нумерацией обычно обозначают иначе, чаще всего римскими цифрами, чтобы упростить ссылки на эти таблицы в основном тексте и не запутать читателя.

    Для работ, где необходимо строго следовать требованиям ЕСКД, СПДС нумерация таблиц выполняется по форме: над левым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица...» с указанием ее порядкового номера и затем (после знака тире) название таблицы (при наличии) с заглавной буквы, например: «Таблица 1 - Значения коэффициентов...».

    Тематический заголовок определяет тему и содержание таблицы. Он нужен для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в содержании таблицы, не обращаясь к основному тексту. Название таблицы может быть опущено, если таблица нужна по ходу чтения основного текста, т. е. носит вспомогательный характер и лишена какого-либо самостоятельного значения.

    Тематический заголовок таблицы должен быть выразительным и кратким. Неточны заголовки, которые не полностью охватывают содержание таблицы или определяют тему не прографки, а только головки (боковика).

    Заголовки граф и строк таблицы  следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки и подзаголовки указывают в единственном числе, точки после них не ставят.

    Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

    Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.7

    Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

    При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера, заголовок не повторяется. Дублирование головки таблицы при переносе удобно для читателя, но если ее содержание громоздкое, то допускается головку заменять номерами граф. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы. Нумеровать графы целесообразно также в тех случаях, когда в тексте есть ссылки на какие-либо показатели в таблице. По аналогии допускается перенос боковика, в этом случае нумеруют строки.

    Графу «Номер по порядку» (№ п/п) в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей (или других данных) порядковые номера следует указывать в боковике таблицы перед их наименованием.

    Примечания и сноски к таблицам должны помещаться непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам и таблицам обозначаются звездочками.

    Оформление ссылок. Ссылки в тексте для экономии места и, чтобы внимание читателя не отвлекать от основного содержания, рекомендуется дать в сокращенной форме. Ссылки в ходе изложения на нумерованные иллюстрации, таблицы, страницы, пункты текста делаются следующим образом: «...конструкция сооружения (рис. 3)...», «...рассмотренные значения величин (табл.2)», «...как видно из схемы (с. 5)», «...как об этом говорится в гл. 4». Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то они пишутся в тексте полностью, например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т. д. При ссылках на приложения обычно сокращения не делают, если ссылка дается без скобок, например: «... даны в приложении 2»; если ссылка" заключается в скобки, то рекомендуется давать ее в сокращенной форме, например: «... в расчетах используются коэффициенты (прил. 2)...».

    Иногда, и только при необходимости, в ссылке используется в круглых скобках сокращенное слово «см.» - смотрите. Его рекомендуется употреблять:

    - при ссылках на предыдущие или последующие рубрики, положение, рисунок и т. д. во избежание неясностей, что речь идет о другом месте текста, например: (см. чертеж в п. 3);

    - при развернутых ссылках, когда без этого слова могут возникнуть затруднения в прочтении текста, например: «...о конструкциях этого типа см. гл. 4, с. 21)».

    Ссылки на нумерованные иллюстрации, таблицы, приложения в работах, учитывающих требования ЕСКД, оформляются без сокращений слов, например: «...в соответствии с рисунком 5», «...в таблице 1» или «...в приложении А...». Если таблицы или рисунки приведены в приложении, то б ссылках на них вначале приводится обозначение приложения, а потом порядковый номер таблицы или рисунка, например: «...в таблице АЛ», «...на рисунке А.2».

    Оформление цитат. Каждая цитата из технической и научной литературы, приведенная в тексте, должна иметь сноску с указанием инициалов и фамилии автора, полного названия источника, издательства и года издания. Выписки из официальных документов также должны сопровождаться подробными сносками.

    Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста она начинается с прописной буквы. Если цитата органично входит в состав какого-либо предложения методической разработки, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если цитируемое предложение вошло в текст частично (без своего начала), то после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо (цитируемое предложение без концовки) цитата начинается с прописной буквы и заканчивается многоточием перед кавычкой.

    При ссылке на литературные источники указывается в квадратных скобках порядковый номер источника по списку. Если дается ссылка на несколько источников, то она оформляется следующим образом: [3, 5], если указываются конкретные страницы в источнике, го последние также заключаются в скобки. например: [6, с. 151 - 155].

    ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ К СДАЧЕ

    Перед сдачей методическая разработка должна быть тщательно проверена и считана, все ошибки исправлены (к сожалению, иногда методические материалы с большим количеством ошибок поступают и на смотры-конкурсы, проводимые по разным направлениям педагогической работы, что снижает их уровень и соответственно оценку в баллах).

    Каждая цитата, включенная в содержание, должна быть тщательно сверена с источником, особенно строго следует выполнять это правило при ссылке на официальные документы, нормативы.

    Подготовленную методическую разработку необходимо рассмотреть и утвердить на заседании предметной (цикловой) комиссии. Для этого председатель комиссии предварительно организует ее рецензирование внутри учебного заведения. На заседании комиссии целесообразно заслушать мнения рецензентов, а не текст самой разработки, что позволит дать более объективную оценку работе, сэкономить время на обсуждение. Рецензенты дают рекомендацию, какую следует выполнить доработку представленного материала, и в каком направлении необходимо вести дальнейший анализ и обобщение опыта по рассмотренной проблеме, кому использовать данный материал в своей педагогической работе.

    С целью распространения опыта, заслуживающего внимание, целесообразно практиковать проведение открытого урока по теме, описанной автором.

    Председателю предметной (цикловой) комиссии или заведующему педагогическим (методическим) кабинетом рекомендуется осуществлять контроль за использованием готовых методических разработок и их обновлением.

    Преждевременное ознакомление с учебной информацией (например, предварительная выдача раздаточного материала, заблаговременное вывешивание плакатов и т. д.) или предъявление большого объема информации посредством нескольких пособий одновременно недопустимо, так как снижает эффективность их применения.

    Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью студентов. Поэтому, анализируя фактический материал для написания методической разработки, необходимо тщательно продумать, правильно ли используются наглядные пособия в конкретной учебной работе, и как лучше их подать, как активизировать и направить познавательную деятельность студентов в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств.

    В процессе обучения преподаватель должен осуществлять обязательный контроль усвоения знаний, умений и навыков обучаемых. На основе полученных сведений о результатах текущего контроля преподаватель может при необходимости вносить коррективы в свою деятельность. Но для осуществления оперативного и объективного контроля преподавателю необходимы соответствующие средства контроля (тесты, карточки с контрольными заданиями, упражнениями, технические средства и др.).

    Следует заметить, что до сих пор единого подхода к пониманию составных частей и содержания комплексного учебно-методического обеспечения л педагогике нет. Однако из изложенного выше следует, что комплексное учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как целое включает в себя следующие составные части:

    • учебно-методическая документация (в т.ч. и нормативная);

    • средства обучения;

    • средства контроля.

    Учебно-методические комплексы по дисциплинам входят в состав учебно-методических комплексов специальностей в учебном заведении; их состав и содержание в данной работе не рассматривается.

    РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

    Рецензирование — один из важнейших видов методической работы преподавателей ссузов и заведующих педагогическими (методическими) кабинетами. Рецензии пишутся на учебники и учебные пособия, учебные программы, методические разработки.

    Рецензия должна давать всестороннюю и объективную оценку рукописи, содержать анализ ее достоинств и недостатков, оценивать научный уровень, соответствие содержания государственному образовательному стандарту и программе учебной дисциплины, качество иллюстра1ивного материала, включать рекомендации по применению. Практическую ценность имеет рецензия, если она направлена на улучшение содержания рассматриваемой работы и может содействовать эффективности ее использования в учебном процессе.

    Небрежно или неправильно написанные рецензии, а также рецензии, написанные в недоброжелательном тоне, могут принести большой вред и даже погасить желание преподавателей и методистов заниматься такой важной творческой работой, как создание методических материалов.

    Содержание рецензии должно быть четким, конкретным, стиль изложения официально-деловым (но доброжелательным).

    Следует заметить, что в начале рецензии обычно приводится краткая констатирующая часть, в которой раскрывается структура и содержание составных частей работы, а затем делается ее анализ. Однако главной является аналитическая часть рецензии, которая для автора гораздо важнее, поэтому ей, прежде всего, и должно быть отведено место. Последовательность и содержание анализа рукописи в рецензии могут быть выполнены на основании приводимой ниже памятки рецензенту.

    ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

    (памятка рецензенту)

    1. Название рецензируемой работы, инициалы и фамилия автора, место его работы (образовательное учреждение).

    2. Краткая констатирующая часть (иногда опускается); основные достоинства работы;

    3. Анализ работы с раскрытием следующих вопросов (примерная схема):

    • актуальность темы; правильно ли сформулировано название работы и соответствует ли оно ее содержанию;

    • соответствие содержания работы требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программы конкретной дисциплины;

    • особенности данной работы в отличие от других, опубликованных на ту же тему; достаточно ли раскрыта данная тема;

    • соответствие работы методическим требованиям обучения данной дисциплине;

    *

    • соответствие содержания работы, наглядности современному состоянию науки и техники; использован ли передовой опыт;

    • язык и стиль изложения; на кого рассчитана работа (преподавателей, студентов), соответствует ли этому стиль ее изложения и само содержание;

    • наличие лишнего текстового и иллюстративного материала, таблиц, приложений, которые можно изъять без ущерба работе;

    • правильность использования терминологии, буквенных обозначений, формульных символов, выдержано ли их единообразие; правильность использования нормативных источников;

    • постраничные замечания;

    • предложения по устранению недостатков.

    4. Заключение

    • выводы и четкие рекомендации по дальнейшему использованию работы (целесообразность распространения в средних специальных образовательных учреждениях России или в регионе базового учебного заведения).

    5. Подпись рецензента с указанием места работы и должности.

    Рецензия пишется в двух экземплярах на официальном бланке того образовательного учреждения, в котором работает рецензент, либо на обычных стандартных листах бумаги (формата А4) и заверяется печатью.


    ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

    МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ


    [1] Актуализация - переход из состояния возможности в состояние действительности; осуществление чего-либо


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания по выполнению лабораторных работ VBA

    В методических указаниях рассмотрены основы работы с VBA.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной и заочной фор...

    НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для учащихся НПО для всех специальностей

    В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание...

    Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Защита растений"

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮКУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ110202 – «Плодоовощеводство и виноградарство»...

    Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов

    Самостиоятельная работа студентов по физической культуре  Практика показывает, что в настоящее время существует большое несоответствие между умственной и физической деятельностью учащихся ССУЗ-о...

    Методические указания по выполнению практических работ МДК 02.01

    Методические рекомендации, ход выполнения практических работ 66 часов...

    Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"

    Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и  практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...