Методическая разработка урока по химии "Спирты""
методическая разработка по химии на тему

Черепанова Лариса Николаевна

Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_himii_spirty.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

                     Департамент экономического развития Белгородской  области

                     ГОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна»

 

Методическая разработка  урока по химии

«Одноатомные спирты»

Выполнила:

 преподаватель  химии и биологии Черепанова Л.Н.

 

                                                          2010г.

        План-конспект урока «Спирты»

 

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Сюжетно-ролевая игра

Обоснование формы урока: Игра способствует развития  интереса к предмету, творческих способностей студентов. При подготовке к нему студенты приобщаются  к чтению научно-технической, исторической литературы.

Представительская конференция в стране «Органическая химия»

Цели и задачи:   активизировать деятельность студентов посредством участия в игре;

систематизировать знания о свойствах спиртов путем повторения, закрепления с помощью демонстрации;

способствовать получению общего представления о свойствах отдельного класса органических веществ и их применения;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов с литературой;

способствовать формированию алгоритмического  мышления об органических веществах по схеме: состав вещества – строение – свойства - применение;

      способствовать формированию у студентов наиболее полного гармоничного восприятия окружающего мира.

 

Оснащение занятия:

 

  Мультимедийный  проектор, интерактивная доска

  Индивидуальные задания

  Дидактический материал

   Реактивы

 Действующие лица игры:

Преподаватель,

Секретарь,

Историк,

Представитель министерства здравоохранения,

Представитель МВД,

Технолог,

Нарколог,

Педиатр,

Социолог,

Химик,

Уксусная кислота,

Этанол,

Метанол.

Ход урока

 

Вступительное слово преподавателя:

С самого детства мы все вовлечены в игру «Изучение окружающего мира». Мысленно перенесёмся в страну «Органическая химия».   У нас у всех есть визы в эту стану, т.к. мы являемся объектами и субъектами этой страны.  Сегодня в этой стране, представительская конференция, на которой мы как на чашу весов положим знания о вредных и полезных свойствах органических веществ, представителями которых являются спирты. Слово для ведения конференции представляется секретарю.

Секретарь:

Сегодня в зале заседания собрались представители элиты страны «Органической химии». Мы должны выявить положительные и отрицательные стороны облика таких граждан, как Этанол, Метанол и других представителей этого класса.    Итак,  заслушаем делегатов.

Представим  слово историку:

Историк:

Великие деятели человечества говорили о спиртах следующие:

Аристотель: «Пьянство - добровольное безумие».

Французский писатель

Эдгар По: «Спирт и опиум – близнецы ада и гибели».

Вильям Шекспир: «Человек вгоняет в рот врага, который берёт его ум, а потом сам с радостью и весельем превращается в скота»

«Похитителями рассудка» называли алкоголь в древности.

Об опьяняющем действии спиртов люди знали за 8000 лет до нашей эры, с появлением керамической посуды, давшей возможность получить напитки из мёда, винограда, соков растений, т.е. раньше земледелия. В новой Гвинее путешественник  Миклухо – Маклай видел, как папуасы приготавливали хмельные напитки, но при этом не умели добывать огонь. В 6 -7 веках арабы получили спирт и назвали его «алкоголь - одурманивающий».

В 860 араб  Рагез изготовил первую бутылку водки. А за два века до этого основоположник  ислама Магомед ввёл запрет на употребление алкоголя, в 7 веке закон вошёл в Коран, отступника  жестоко наказывали.

В западной Европе итальянский алхимик  Валентиус,  согласно легенде получил спиртные напитки путём перегонки вина, при этом спиртное считалось эликсиром, превращающим человека  добрым, весёлым. Крепкие напитки распространились по всему миру. Немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер говорил: «Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол – добрая бочка вина ».

Распространение пьянства на Руси было политикой господствующих классов. Было даже мнение о традиции русского народа со ссылкой на летописи: «Веселие на Руси – есть пить!»

Русский этнограф Н.И.Костомаров (1818 - 1885) опроверг это мнение. В Древней Руси пили медовуху, бражку крепостью 5 – 16 градусов, при этом чаша шла по кругу, отпивали немного. Питьё в будни считалось грехом и позором.  Пьяниц  называли  «питухами».

С 1894года  из соображения выгодности продажа водки стала царской монополией. Статистика: в 1985 году при объявлении войны пьянству бюджет недосчитался 50 миллиардов рублей. Через два года возросла продолжительность жизни в СССР, это сберегло 700 тысяч жизней. А с 1999 года в России каждая четвёртая бутылка водки фальсифицирована. Это всего лишь цифры статистики – но за ними жизни людей. Секретарь:

Заслушаем мнение представителя Министерства Здравоохранения                 Представители Минздрава:

Существует выражение: «Выпьем-согреемся!»

Спирты поэтому называются «горячительными напитками».  На  одном из  съездов врачей  в начале 20 века приняли  резолюцию: «нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя».

Академик Бехтеров писал:

«…пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни и в нашем быту, породило целую систему питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения».

Действие алкоголя на организм, как считаем мы, следующее:

- в кровь алкоголь поступает через две минуты, после испития;

- ухудшаются условия рефлекторной деятельности;

            - тормозятся сложные движения;

- изменяется соотношение возбуждения и торможения;

- при содержании 0,05% человек теряет контроль над собой;

- при    6,3% наступает отупение;

- при    6,4% потеря сознания;

- при    6,6% наступает смерть.

Секретарь:

Предоставим слово врачу- наркологу:

Нарколог:

Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь. Хроническая фаза – утреннее похмелье, распад  личности, психоз, белая горячка.

Белая горячка: дрожание рук, кошмары, галлюцинации, бред. Не найдя выхода из этого состояния человек может покончить жизнь самоубийством.

Секретарь:

Что может сказать педиатр?

Педиатр:

Алкоголь влияет на здоровье женщины. Состояние опьянения может привести к рождению больного ребёнка, либо к врождённому уродству. Если кормящая мать пьёт пиво, у ребёнка развивается «алкогольная зависимость грудного возраста».

Статистика:

91% - 16-летних учащихся в США употребляют алкоголь.

90% - учащихся 7-9 классов в Канаде  употребляют алкоголь.

1% - 8 летних детей в ФРГ  задержаны   полицией  в пьяном виде .

В России картина не лучше.

Исследование показали:

10% выпитого выводится из организма в  неизменном виде,  остальной  алкоголь расщепляется  постепенно и полностью выводится из организма через 40 дней после употребления.

Действие  алкоголя на подростков:

- разрушение нервной системы, ослабление воли;

- печень перерождается, теряет функции;

            - значительно быстрее, чем у взрослых, возникает алкоголизм.

Секретарь:

Обратимся к самим спиртам. Метанол – вам слово.

Метанол:  Наши физические и химические свойства зависят от химического строения.

 (На экране демонстрация  классификации,  изомерии  и номенклатуры спиртов).  

Этанол: Получают спирты различными способами. ( На экране демонстрируются способы синтеза метанола и этанола.)

Метанол: В  водном растворе спиртов существует водородные связи между молекулами спиртов и молекулами воды. (На экране демонстрируется водородная связь.)

Растворимость спиртов в воде различна. (На экране демонстрируется растворимость спиртов, приготовление водной настойки.)

 Секретарь: Слово просит госпожа уксусная кислота.

Уксусная кислота:

(демонстрация на экране)

Я как представитель органических кислот, а вы меня знаете, я вхожа в каждый дом, просто возмущена поведением господ Метанола и Этанола.

Все спирты горят,  при этом выделяется тепло.

(демонстрация на экране). Это не худшее их свойства.

Они окисляются в неприятно пахнущие, ядовитые альдегиды

(демонстрация на экране).

При действии сильных окислителей они могут превращаться в нас, в карбоновые кислоты (демонстрация на экране).

Но больше всего меня возмущает то, что они вступают в реакцию с господином Натрием – иностранцем из неорганической химии. Так они подрывают наш кислотный авторитет, хорошо хоть водород при этом вытесняется, как и мы (демонстрация на экране).

Они также образуют растворители в реакции с неорганическими кислотами (демонстрация на экране).

А дегидратация спиртов – это сплошные фокусы, то неопределенные углеводороды, то простые эфиры, жутко вспыльчивые господа образуются, эти простые эфиры.

А с нами,  с кислотами они докатились до этерификации.

Сложные эфиры – продукты этих реакций просто головокружительно пахнут

( демонстрация на экране).

Секретарь: Господа, что же вы молчите.

Метанол: Нас оправдывает наше применение, роль наша в обществе

( демонстрация на экране).

Этанол: Считается, что наша отрицательная роль – губительное действие алкоголя на организм (демонстрация на экране).

 Секретарь:

Господин Метанол расскажите намного себе.  

Метанол: Я древесный спирт, могу вызвать  слепоту,   и  даже смерть при попадании в человеческий организм. Но со мной можно дружить, я гожусь как топливо и растворитель. Впервые меня начали получать в 12 веке при сухой перегонке древесины. Я – яд! Моя смертельная доза 50 г.

Секретарь:

 Этанол – вам слово.

Этанол: В 1661 году  Бойль меня получил гидролизом древесины. А с 1991 года     меня получают  из этилена.  Для медицинских и пищевых целей меня получают из картофеля и фруктов.  Один литр  спирта получают из того же количества зерна, что и один батон хлеба.  Я гожусь для вечеринок и застольев.  Без меня не обходятся врачи и аптекари. Я хороший антисептик. Применяюсь для изготовления лекарственных настоек  и препаратов. Я хорошо горю. А самое большое количество меня используется для  получения синтетического каучука и резинотехнических изделий по методу Лебедева.

Без меня не обойтись в клинических и диагностических лабораториях, в анатомической практике  при подготовке врачей. В норме в  человеческом организме эталона содержится 0,004 %.  Я нахожусь  в молоке, в  кефире,   в растениях.

Беда в количестве и качестве спирта. Моя смертельная доза 300 – 500 г. Небольшое количество вина хорошо действует на кровеносные сосуды.

Секретарь: слово  просит сотрудник МВД

Сотрудник МВД:

По оперативным сводкам 60 % аварий происходит по вине пьяных водителей.

За 2011 г. в Москве погибло 500 человек в авариях.

Все работники ГИБДД обеспечены прибором  «Индикатор»,  который анализирует выдыхаемый человеком воздух.

Изменение окраски трубки сигнализирует об опьянении водителя.

Этанол может служить причиной  межгосударственного конфликта.

Перевоз через границу некачественного спирта приводит к появлению на рынке некачественных  продуктов  и  к  гибели людей.

Пожары, драки и другие антиобщественные явления – алкоголь всему причина.

С  июля    2012  года  ужесточены меры  за вождение за рулем в пьяном виде.

Секретарь:

 А что нам скажет социолог?

Социолог:

Алкоголизм влияет на работоспособность, благосостояние и нравственность всего общества. По данным  страховых компаний ежегодно прогуливается 36 млн. человеко-дней  из-за пьянства.

Производительность труда падает на 30 % при небольшом приеме спиртного, при умеренном приеме на  70 %.

Если выпить 30 г. водки – мышечная сила падает на 30 %. Падение интеллекта, нравственного уровня приводит к разрушению семьи и даже преступлению.

Секретарь:

Дадим слово химикам.

Химик:

Справедливости  ради стоит сказать, что из многоатомных спиртов производят незамерзающую жидкость – антифриз.

Она нужна автомобилистам. А глицерин нужен для изготовления мыла, кремов, косметики – средств гигиены. Нужен глицерин и для производства лекарств. Он есть в нашей лаборатории, в  аптечке. Его используют для смягчения изделий из кожи. Синтез многих органических веществ невозможен без спиртов.

Первые химики назвали этиловый спирт духом вина, винным спиртом.

 Секретарь:

Дадим слово Этанолу.

Этанол:

Как в каждом субъекте во мне есть отрицательное и положительное. Вы наверно заметили все мои  согревательные действия.  Я один из старейших жителей страны «органическая химия». Меня открыли так давно, что дату моего рождения назвать невозможно. Мои родственники носят похожие фамилии  R-OH, и обладают похожими  лицами. Моя антиобщественная деятельность связана с моим избытком. Без нас, спиртов, нет синтетического каучука, растворителей, сложных эфиров, душистых веществ и нет топлива в химической лаборатории. Я очень дружу с водой и расстаюсь с ней в присутствии металлического магния и становлюсь Абсолютом.

Я участвую в метаболических процессах в организме человека.  Контактные линзы помогают видеть людям – это продукты,  сделанные из спиртов.

Даже Д.И.Менделеев посвятил мне работу «О соединениях спиртов с водой», открыл особые свойства водки.

Объем производства спиртов на первом месте в стране «Органическая химия».

И наконец, каким напитком наполняют бокалы, когда празднуют победу!

 Секретарь:

А теперь господа,  прошу проверить,  все ли знают ваши свойства, устроим опрос общественного мнения. (Метанол и Этанол раздают визитки студентам)

Выполняется индивидуальная работа.

Во время работы над индивидуальными заданиями демонстрируются свойства спиртов:

  1. Качественная реакция на глицерин.
  2. Качественная реакция на фенол.
  3. Взаимодействие спирта с белками (денатурация)
  4. Лабораторная аптечка

Преподаватель:

Студенты проверяют работы друг друга карандашом. Далее будут объявлены результаты.

 Секретарь:

Выслушав все мнения о спиртах,  прошу записать общественные выводы (демонстрация на экране).

А теперь я прошу вас заслушать, что говорит народная мудрость, пословицы  поговорки:

 Студент:  (читает пословицы)

Он пил ее на здоровье, а она пила его здоровье.

В молодости  – бутылки и кабаки.

В старости  –  травы и врачи.

В стакане тонет больше людей, чем в море.

Камень опрокидывает воз, а чарочка одурманивает голову.

Куда входит  вино – оттуда выходит здоровье.

Горе вином не зальешь, а радость пропьешь.

Дашь вина так и стал без ума.

Много пить – добру не быть.

Расул Гамзатов: «Пить можно всем, но только – знать: с кем, когда и сколько».

 Стихи, посвящены спиртам, читают студенты.

Спирт – это странное название от слова спиритизм или спираль?

В нем будто бы огня дыханье  и  тайны лёгкая вуаль.

Зелёным змеем называют

Его издревле на Руси

И уж за что, все точно знают,

Кого об этом  не спроси.

Как много тайн хранит природа

В различных свойствах вещества!

Как важно спирт не пить как воду,

Чтоб не нарушить  естества.

 Вопросы  присутствующим взрослым:

  1. Скажите, каким был ваш первый опыт употребления спиртного, как вы к этому относитесь?
  2. Какой опыт употребления спиртного окружающими вас поразил больше всего? Почему?
  3. Что нового и интересного вы открыли для себя сегодня на уроке? Что вам запомнилось?
  4. Как вы относитесь к результатам голосования в аудитории? Можно ли результату доверять? Почему?
  5. Самый главный вывод для вас сегодня?

 В жизни каждого молодого человека есть время перекрёстка:

когда человек стоит перед выбором:

                                                                налево пойдешь?

     направо пойдешь?

         или прямо пойдешь?

Так хочется, чтобы при этом выборе человек не ошибся и выбрал свой, правильный путь. Чтобы это был путь удивления и радости.

И вот на этой ноте надежды, позвольте закончить. Спасибо всем!  

        

Подведение итогов. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...