Разработка урока литературы. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской/Курс «Литература Костромского края. 10 класс.
план-конспект урока по краеведению (10 класс) на тему

Соснина Марина Владимировна

Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_literatura_10a.docx761.03 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы.

Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской.

Курс «Литература Костромского края.

10 класс.

Автор: Соснина Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной    

                                        категории.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2

городского округа город Волгореченск Костромской области».

Тема урок

Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской.

Задачи

1. Совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст.

2. Развивать умение внимательного, вдумчивого, выразительного чтения поэтических произведений.

3. Создать  условия для формирования эстетического вкуса, воспитывать культуру поведения учащихся.

Технология обучения

Технология творческих мастерских.

Форма урока

Урок – практикум (2часа).

УМК

Место урока

в рабочей программе.

«Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области»   (научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)

1ур. Ю.В. Жадовская. Личность. Судьба.

2-3ур. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской.

Оборудование

Презентация. Раздаточный материал приложений №1,2,4. Лист самооценки и взаимооценки.

Планируемый результат

Метапредметные

познавательные   УУД                                         

коммуникативные

УУД

                                   регулятивные УУД

личностный результат

Предметный результат

Уметь осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, выводы.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

                                           

 Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции.

Понять суть духовных ценностей (любовь, жертвенность,  прощение ближнего), которые делают человека богаче и щедрее; развивать творческие способности; речевую культуру; обогащать словарный запас; иметь способность к самооценке своих действ.

 Заинтересовать творчеством Ю.В. Жадовской , уметь анализировать поэтический текст.

Технологическая карта.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

УУД.

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Обращает внимание учащихся  на эпиграф: «Я в мире промелькну падучею звездой,

Которую, поверь, немногие заметят…»  – так написала о себе Ю.В. Жадовская. Но она ошиблась.  И сегодня я предлагаю вам, погрузится в её художественный мир.

Слушают.

2.Постановка цели урока.

Организует работу по формулированию тему и цели урока.

а) Прочитайте первое опубликованное стихотворение Ю.В. Жадовской «Водяной». Подумайте, о чём оно.

Лучший перл таится
В глубине морской; 
Зреет мысль святая 
В глубине души. 
Надо сильно буре 
Море взволновать, 
Чтоб оно, в боренье, 
Выбросило перл; 
Надо сильно чувству 
Душу потрясти, 
Чтоб она, в восторге, 
Выразила мысль.

б) Прочитайте стихи Ю.В. Жадовской Приложение №1.

Что объединяет их?

Сформулируйте тему урока.

Определите учебную задачу урока.

Высказывают предположения.

Душа в стихотворении сравнивается с морем. Как буря волнует море, так и чувство волнует душу. И всё прекрасное в человеке рождается в этих душевных бореньях.

Все они о любви.

Тема любви в творчестве Ю.В. Жадовской.

Проследить, как развивается тема любви в  творчестве костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской.

Познавательные УУД:

выдвигают гипотезу и обосновывают её, используют ознакомительное и изучающее чтение.

Регулятивные  УУД:

формулируют тему урока и цель.

Коммуникативные УУД:

свободно излагают свои мысли в устной форме

3.Открытие нового знания.

Организует работу, используя метод образного видения.

А   сейчас почувствуйте себя в роли художников. Мысленно представьте, что у вас в руках краски и кисти. Какую цветовую гамму вы используете для того, чтобы передать на холсте чувства, которые возникают у вас, когда звучит слово любовь.  

Какие разные вы использовали краски. Вы верно определили цветовую гамму стихов. Ю.В. Жадовская использует контрастное изображение этой темы в своих произведениях.

Работа в группах

Афиширование творческих работ.

Познавательные УУД:

выдвигают гипотезу и обосновывают её, анализируют, сравнивают, обобщают.

Регулятивные  УУД:

высказывают предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД:

свободно излагают свои мысли в устной форме.

4. Первичное закрепление знаний.

Организует работу с поэтическим текстом, используя метод ключевых слов.

Проследите,  какие образы создает в своих стихах поэтесса. Выделите ключевые слова. Определите средства выразительности.

1 группа «Ты скоро меня позабудешь».

После выступления группы задаётся вопрос к классу. 

Какая же любовь изображена в данном лирическом произведении? 

Составляется кластер. Приложение №2.

2 группа «Я всё ещё, безумная, его люблю».

После выступления группы задаётся вопрос к классу. 

Какую грань любви мы увидели в этом стихотворении? 

3 группа «Признание».

После выступления группы задаётся вопрос к классу. 

Какая предстаёт любовь в этом стихотворении?

группа «Прощай».

После выступления группы задаётся вопрос к классу. 

Какой мы видим любовь в этом стихотворении?

Заполняется лист самооценки и взаимооценки. Приложение №5.

Работа в группах

Работа с поэтическим текстом.

Афиширование творческих работ.

Тема данного стихотворения – любовь девушки, покинутой её избранником. Юлия Жадовская показывает чувства и переживания бедной девушки, которая находит в себе силы простить своего возлюбленного. Лирическая героиня не упрекает его ни в чём, стойко переносит свои страдания, держит их внутри себя. Стихотворение построено на приёме контраста – глубоким переживаниям лирической героини противопоставлены чувства юноши-повесы (« Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя», «Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никого, никогда!»). Подчёркивают уверенность героини в своих силах перенести измену и предательство восклицательные предложения. Стихотворение грустное, с одной стороны, но, с другой, в нём слышны волевые интонации, поскольку о страдании героини никто не узнает, только могила.

Вывод: Любовь жертвенная, самоотверженная.

Тема этого стихотворения – непроходящая любовь. Идут годы, отношения с любимым давно прекратились, но любовь лирической героини по-прежнему жива. И, как любой живой организм, она растёт и видоизменяется («тоска сжимает грудь мою», «отрада тихая мне в душу проникает»). Рефрен «Я всё ещё, безумная, его люблю!» подчёркивает, что любовь всё ещё жива, как и прежде. Уверенность в этом придаёт восклицательное предложение. Возможно, это безумие для героини так любить (эпитет «безумная» повторяется несколько раз), но в этом и заключается сила этого чувства. Стихотворение очень лиричное, в нём страдание и тихая печаль.

Вывод: Любовь вечная, не проходящая со временем.

Тема данного стихотворения – признание в любви. Поэтесса показывает борьбу между страхом признания в своих чувствах и любовной страстью, охватившей сердце девушки. Рефрен «как больно мне» даёт почувствовать, как глубоки переживания героини, как сложно ей скрывать свои чувства, прятать от всех. Она сначала пытается это делать («таить и радость и печаль», «шутить, смеяться и болтать»), но страсть оказывается сильнее перед страхом и стыдом, девушка признаётся в своем чувстве. Подчёркивают силу эмоций героини восклицательные предложения, которых в стихотворении очень много.

Вывод: Здесь мы видим любовь – страсть.

Тема стихотворения – расставание с возлюбленным. В стихотворении показано мужество, душевная сила героини, которая не впадает в истерику, а принимает с достоинством этот жизненный удар. Лирическая героиня не плачет, не жалуется, а, вопреки своему горю, желает счастья возлюбленному. Это  подчёркивает анафора: Тебе - вся прелесть бытия,

Тебе - весь блеск земного счастья,

Тебе - любовь, тебе - цветы,

Тебе – весь блеск земного счастья.

Вывод: Любовь горькая, но и одновременно жертвенная, ведь героиня жертвует своим счастьем во благо любимого человека.

Познавательные УУД:

используют приёмы отбора и систематизации материала.

Регулятивные  УУД:

контролируют свою деятельность по результату, соотносят цель и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

свободно излагают свои мысли в устной форме.

5. Актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщения на уроке личностных впечатлений.

Организует работу по обобщению читательского опыта, используя метод вживания.

1.Как можно охарактеризовать чувства лирической героини и её возлюбленного. 2.Как можно назвать получившиеся ряды слов? (Антонимичные ряды.)

3.Кто (лирическая героиня или её возлюбленный) вызывает вашу симпатию? Почему? Какой приём лежит в основе любовной лирики Жадовской? (Антитеза.)

Просмотр презентации. Приложение №3.

Организуют работу с биографией Ю.В. Жадовской. История любви Юлии Жадовской и  Петра Мироновоча  Перевлесского.  Приложение №4.

Носит ли любовная лирика исповедальный характер?

Работа в парах. Мальчик характеризует  возлюбленного, а  девочка – лирическую героиню.

Любовь возлюбленного обыкновенная, как у большинства светских молодых людей, способных менять предметы своих увлечений.

Лирическая героиня находит в себе силы не только простить за это легковерного юношу, но и пожелать ему от своего щедро любящего сердца счастья и любви к другой девушке.

Изучающее чтение и осмысление.

Изучающее чтение.

Высказывают свои предположение.

Вывод:

Нельзя сказать, что в любовной лирике Жадовской лишь прямая автобиографичность. В ней слышны и социальные мотивы, поскольку сама любовная коллизия - любовь дворянки к разночинцу - имела социальную направленность. Истоки печали в ее лирике не только в личной трагедии, но и в понимании несправедливости и несовершенства окружающей жизни.

Познавательные УУД:

анализируют, сравнивают, обобщают.

Регулятивные  УУД:

высказывают предположения на основе наблюдения.

Коммуникативные УУД:

свободно излагают свои мысли в устной форме.

6. Рефлексия.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"

"Я похвалил бы себя…"

"Особенно мне понравилось…"

"После урока мне захотелось

"Было интересно…"

"Меня удивило…"

Оценка за урок выставляется как за групповую работу (листы самооценки и взаимооценки), так и за индивидуальные ответы.

Заканчивают одно или несколько предложений.

Регулятивные  УУД:

осуществляют познавательную и личную рефлексию.

7. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: « Какое стихотворение Ю.В. Жадовской вы порекомендовали прочитать своим современникам?»

 

Приложение №1.  Раздаточный материал.

ПРОЩАЙ

Прощай! Не нужно мне участья:

Не жалуюсь, не плачу я.

Тебе – вся прелесть бытия,

Тебе – весь блеск земного счастья,

Тебе – любовь, тебе – цветы,

Тебе – все жизни наслажденья;

Мне – сердца тайные мученья

Да  безотрадные мечты.

Прощай! Пришла пора разлуки…

Иду в печальный, долгий путь

Бог весть, придется ль отдохнуть

Мне здесь от холода и скуки!

ПРИЗНАНИЕ 
(Отрывок) 

Когда б ты знал, как больно мне 
Всегда в душевной глубине 
Таить и радость и печаль, 
Всё, что люблю, чего мне жаль! 
Как больно мне
перед тобой 
Не сметь поникнуть головой, 
Шутить, смеяться и болтать! 
Как часто я хотела дать 
Свободу сдержанным речам, 
Движенью сердца и слезам... 
Но ложный стыд и ложный страх 
Сушили слезы на глазах, 
Но глупого приличья крик 
Оковывал мне мой язык... 
И долго я боролась с ней, 
С печальной участью моей... 
Но полно! Больше нету сил! 
Мне мой рассудок изменил! 
Мой час настал... теперь узнай, 
Что я люблю тебя!
Один 
Всех дум моих ты властелин,
 
В тебе мой мир, в тебе мой рай! 
Себя и исповедь мою 
В твою я волю предаю, - 
Люби, жалей иль осуждай!

Приложение №2. Кластер.

***

Ты скоро меня позабудешь,

Но я не забуду тебя;

Ты в жизни разлюбишь,  полюбишь,

А я - никого, никогда!

Ты новые лица увидишь

И новых друзей изберёшь;

Ты новые чувства узнаешь

И, может быть, счастье  найдешь.

Я – тихо и грустно свершаю,

Без радостей, жизненный путь;

И как я люблю и страдаю –

Узнает могила одна!

***

Я  все еще его, безумная, люблю!

При имени его душа  моя трепещет;

Тоска  по-прежнему сжимает  грудь мою,

И взор горячею слезой невольно блещет.

Я все еще   его, безумная, люблю!

Отрада тихая мне в душу проникает,

И радость ясная на сердце низлетает.

Когда  я  за него Создателя  молю.

жертвенная, самоотверженная 

вечная , не проходящая со временем.

страсть 

горькая 

Приложение №3.

1слайд.

2 слайд.

3 слайд.

4 слайд.

5 слайд.

6 слайд.

Приложение №4.

        Убедившись в том, что племянница достаточно подготовлена для дальнейшей учебы, тетка устроила ее в частный пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание её не удовлетворяло, о чём она сообщила своему отцу.

        Отец вызвал Юлию в Ярославль, а в качестве домашнего учителя пригласил молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии Петра Мироновоча  Перевлесского (сын дьякона, он поначалу пошёл по стопам отца – поступил в духовную семинарию, но, проучившись год, понял, что не его стезя, и стал студентом педагогического института Московского университета). Юля ему как-то сразу приглянулась, и Петр стал уделять ей повышенное внимание. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…

        Но это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Валериан Жадовский, услышав, что Юлин избранник – бывший студент семинарии и отнюдь не дворянин, запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и будет любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии. Валериан принял меры, чтобы Перевлесский был переведён в Москву, где впоследствии стал профессором Императорского Александровского лицея (бывшего Царскосельского)  и опубликовал рад интересных работ по русской литературе. 
        Кстати, Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль, он тут как тут. Отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлесский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием, и зачастую был первым читателем ее стихов. По-видимому, и сам Перевлесский не проявил должной настойчивости и душевной силы, сыграв типичную для молодых людей эпохи Онегиных и Печориных роль «лишнего человека» и усугубив страдания влюблённой в него девушки.

        Юлия тяжело переживает свое горе, одиночество, потерю любимого человека, но во всех своих бедах винит безжалостный рок, а не отца. Она навсегда останется послушной и кроткой дочерью. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять". 

        В 1858 г. вышел в свет новый поэтический сборник Жадовской. Тогда же произошло еще одно важное событие в ее жизни, событие, которого она боялась и ждала. В Москве на одном из литературных вечеров Ю. В. Жадовская и П. М. Перевлесский встретились. Они говорили в течение 15 минут. Ночью Юлия записала в дневнике: «Возможно, отец был прав».

Приложение №5.

Лист самооценки и взаимооценки работы в группе.

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы.

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения.

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать.

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Любовная лирика по творчеству Ф. И. Тютчева"

Урок, спланированный на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активн...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Презентация к уроку на тему "Любовная лирика А. С. Пушкина"

Презентация на тему "Любовная лирика А. С. Пушкина"...

Урок на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)

Обучающиеся анализируют стихотворения А.С.Пушкина о любви.Технология построения урока: ТРКМ.Приёмы: синквейн, "Практикум начинающего литературоведа", сочинение -эссе....

Открытый урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Открытый по русской литературе для 9 класса...

Разработка музыкально-литературного вечера "Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов"

Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся старших классов...