Урок на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Обучающиеся анализируют стихотворения А.С.Пушкина о любви.

Технология построения урока: ТРКМ.

Приёмы: синквейн, "Практикум начинающего литературоведа", сочинение -эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubovnaya_lirika_a.s.pushkina.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема:  Любовная лирика А.С.Пушкина

Тип урока: «открытие» новых знаний

Программа: Коровина В.Я.

Технология построения урока: развития критического мышления (ТРКМ).

Приёмы: синквейн, практикум начинающего литературоведа, сочинение – эссе

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, первоисточники, план анализа лирического произведения, романс Даргомыжского «Я вас любил…», доклады обучающихся.

Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить обучающихся с содержанием стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «Мадонна», адресатами любовной лирики.
  2. Развивающая:  совершенствовать навыки исследовательской работы, уметь строить аргументированные высказывания, выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать их, представлять исследовательскую работу
  3. Воспитательная: способствовать обогащению духовно- нравственного опыта и расширению эстетического кругозора обучающихся

Планируемые результаты:

Обучающиеся знают содержание стихотворений А.С.Пушкина, относящиеся к любовной лирике; теоретико-литературные понятия эпитет, метафора, олицетворение, строфа, рифма, литературный герой; выразительно читают наизусть и анализируют стихотворения, отмечая простоту языка, гармоническое отношение с миром лирического героя; строят аргументированные высказывания на основе проведённого исследования

  1. Организационная часть урока
  2. Стадия вызова
  1. Интерактивный приём «Синквейн»

Приглашаю вас на откровенный разговор. Запишите слово «любовь» и создайте синквейн на эту тему. Работаем индивидуально.

Через 1-2 минуты учащиеся зачитывают синквейны.

Любовь.

Мягкая и нежная.

Защищает, обнимает, убаюкивает.

Любовь словно великое Божество.

Вечность.

(Наталья Б.)

Любовь.

Горькая, неразделённая.

Ранит, изводит, убивает.

Сильную боль приносит.

Печаль.

(Татьяна Ш.)

Любовь.

Обжигающая, непредсказуемая.

Очаровывает, туманит, возвышает.

Любовь приносит разочарование.

Ненависть.

(Марина Ж.)

  1. Стадия осмысления содержания
  1. Определение темы урока

- Вы поделились своими мыслями, переживаниями, которые возникают у вас при слове «любовь». Нетрудно предположить, какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок.

(Любовная лирика А.С.Пушкина)

Запись темы на доске и в тетради.

  1. Формулировка проблемы  и цели учебного занятия

-  Любовь в стихотворениях Пушкина – чувство благородное, красивое. Любовь возрождает человека, у него пробуждаются высокие чувства и благородные помыслы. В.Г.Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека – художника, человека – артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

На  сегодняшнем уроке мы выступим в роли исследователей и попробуем, анализируя любовную лирику А.С.Пушкина,  подтвердить слова Белинского.

3.  «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа в группах.

 - Попрошу вас разделиться на три группы. Каждая группа получит своё стихотворение. Ваша задача: проанализировать произведение по данному плану, обдумав, обсудив варианты ответов. Сделать краткие записи. Назначить выступающих: один читает стихотворение, предложенное для анализа, выразительно, остальные отвечают на вопросы. При подготовке ответов используйте материалы учебника.

План анализа лирического произведения общий для всех групп

  1. Творческая история  (историко- биографический материал).
  2. Ведущая тема.
  3. Композиция.
  4. Лирический герой и система.
  5. Жанр.
  6. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, , лексики, морфологии, синтаксиса.
  7. Размер.  Рифма. Способы рифмовки.
  8. Какие мысли и чувства вызывает у вас данное произведение.

Время подготовки – 15-17 минут

4.  Презентация результатов работы

  1. Выступление 1 группы. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учеником.

Б) Заслушивание плана  анализа лирического произведения

Примерный ответ

  1. Стихотворение «На холмах Грузии…» было написано Пушкиным в 1829 году, во время его путешествия  в Арзум. По  одной из версий, это стихотворение посвящено Марии Николаевне Раевской (в замужестве – Волконской), по другой -  Н.Н.Гончаровой, невесте Пушкина, после безрезультатного сватовства.
  2. Ведущая тема – безответная, но чистая и бескорыстная  любовь.
  3. Два первых стиха – это ночной пейзаж. Первый стих рисует холмы, поднятые к небу. Второй – лежащую у ног поэта глубокую реку. 3 и 4 стихи передают чувства лирического героя. Он находится в согласии с окружающей природой.
  4. Чувства, испытываемые героем, противоречивы: «грустно и легко» - это чувства, которые трудно совместить. Объяснение их соединению даёт выражение «печаль моя светла»6 подобно тому, как ночная темнота, пронизанная лунным светом, делается не страшной, а грустной и поэтической, печаль пронизана светом. Введение поэтического «ты» - образа неназванной возлюбленной, становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой.
  5. Это лирическое стихотворение, проникнутое настроением грусти, передаёт глубоко личные переживания. Это элегия.
  6. В стихотворении отсутствуют яркие эпитеты. Есть два олицетворения – «лежит… мгла» и «сердце… горит». В первой половине стихотворения преобладают звуки [а] и [у], сменяющиеся во второй половине стихотворения частой повторяемостью ударного [о]. Звуки из печальных переходят в торжественные. Сонорные н, л, м создают спокойно – печальную картину. Место подлежащего в предложении занимают слова «печаль», «сердце», присутствуют безличные конструкции «мне грустно», «мне легко».
  7. В стихотворении чередование шести- и четырёхстопного ямба. Рифмовка – перекрёстная. Мужская рифма чередуется с женской.
  8. Читаю это небольшое стихотворение, и мне представляется тёплая летняя ночь, полная луна, ощущаются ароматы цветов и трав, слышится шум реки. По её берегу медленно идёт лирический герой. Он не может спать в такую чудную ночь, потому что влюблён. Ему «грустно и легко», но «печаль… светла», «полна мыслями о  возлюбленной девушке.

Несомненно, герой обладает даром любви истинной. Видно, что любовь его не разделена, но несчастным он себя не ощущает. Умение любить – уже счастье.

  1. Выступление 2 группы. Анализ стихотворения «Я вас любил …»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учеником.

Б) Заслушивание плана  анализа лирического произведения

Примерный ответ

  1. Стихотворение было написано в 1829 году, посвящено Анне Алексеевне Олениной, дочери  президента Петербергской Академии Художеств, Алексея Оленина.  Напечатано впервые в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал лицейский друг Пушкина Пущин.
  2. Стихотворение относится к любовной лирике.
  3. Стихотворение «Я вас любил …» - поэтическая миниатюра, которая представляет собой всего два предложения. Но в них заключена целая история высокого и пламенного чувства, исключительного по своей самоотверженности и благородству.
  4. Лирический герой рассказывает о том моменте, когда чувство любви «угасло не совсем». Он вспоминает грустные моменты безнадёжной и безмолвной любви, которые колебались между ревностью и робостью. В этом стихотворении нет портрета возлюбленной. Но мы понимаем, что она уникальная, раз сумела возбудить любовь в герое. Он благодарен женщине и желает, чтобы другой любил её также  нежно и искренне, как он.
  5. Это элегия. Перед нами стихотворение, наполненное грустными переживаниями личностного характера.
  6. Поэт использует приём аллитерации. В первой части стихотворения сонорный [л], придающий нежность и печальность.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В моей душе угасла не совсем…

Во второй части мягкий [л] меняется на сильный, резкий звук [р], символизирующий расставание, разрыв: «то робостью, то ревностью томим».

Поэт использует метафору («любовь … угасла»), развёрнутое сравнение («Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим»), анафора (трёхкратное повторение словосочетания «Я вас любил…», синтаксический параллелизм, повторы однотипных конструкций).

  1. Стихотворение написано пятистопным ямбом, перекрёстная рифмовка (1-3 строка, 2-4 строка). Женская рифма чередуется с мужской.
  2. Читая стихотворение «Я вас любил…», понимаешь, что за восьмью строками сокрыта целая буря надежд, разочарований, быть может, слёз. История любви позади… Остались лишь её отголоски, герой сам говорит любовь «угасла не совсем». Но тут же успокаивает бывшую возлюбленную: докучать её не станет «Я не хочу печалить вас ничем». Со стороны героя любовь была настоящей. Лишь тот, кто так любит, готов ради счастья другого уйти и сказать на прощанье:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Искусствоведческий глоссарий.

Более 20 романсов было написано на эти стихи русскими композиторами – от Алябьева до Даргомыжского и Кюи.

Предлагаю вашему вниманию прекрасный романс композитора Даргомыжского.

Слушание романса

  1. Выступление 3 группы. Анализ стихотворения «Мадонна»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учеником.

Б) Заслушивание плана  анализа лирического произведения

Примерный ответ

1. 30 июня 1830 года А.С.Пушкин в письме Н.Н.Гончаровой, своей невесте, писал: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды…»

Мадонна Рафаэля не только напомнила Пушкину Наталью Николаевну, но и вдохновила поэта на создание поэтического шедевра.

2. Тема сонета – восхищение и любование светлым ликом Мадонны.

3,4.уже в первых строках лирического стихотворения лирический герой даёт понять читателю: он не стремится удивить знакомых, не прислушивается к важным суждениям знатоков. В искусстве он поклоняется иному. Стихотворение пронизано идеей возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает светлые образы великого Творца и прекрасной, кроткой Мадонны. Образы, представленные в стихотворении, олицетворяют гармонию мира, его красот. Реальная земная женщина, о которой поэт упоминает в последних строках стихотворения, также является для лирического героя идеалом.

5. Стихотворение состоит из 14 строк. Это сонет.

6. Стихотворение плавное, мелодичное, что создаётся из-за преобладания существительных и малого количества глаголов. Например, во 2 строфе только два глагола, стоящие рядом «желал быть» (составное глагольное сказуемое). В третьей строфе – один глагол, зато обилие существительных. За счёт этого осуществляется образ малоподвижности, покоя. Этому же способствует ассонанс. Преобладание ударных гласных [о]и [и] создают впечатление умиротворённости, спокойствия.

Автор использует устаревшую лексику: обитель, дивился, взирали, ниспослал; сравнения: «чтоб на меня с холста, как с облаков; лексический повтор во 2 строфе одной картины… одной. Эпитеты: чистейшей прелести чистейший образец.

7.  В стихотворении чередование пяти и шестистопного ямба. Мужская рифма чередуется с женской

8. Любой, кто взглянет на портрет Н.Н.Гончаровой,  обязательно произнесёт: «Какая красивая!» Чистую, неземную красоту своей невесты Пушкин смог описать, только сравнив её с Мадонной. Читая стихотворение, понимаешь, что красота – это не только четкость линей, но внутренний покой, который охватывает человека, смотрящего на великое произведение искусства или читающего стихотворение, пронизанное идеей возвышенной чистой красоты. Стихотворение – одно из красивых в русской литературе.

III.  Рефлексия

1. Работа с эпиграфом

- Возвратимся к эпиграфу урока. Перечитаем слова В.Г.Белинского.

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Напишите о любовном чувстве в поэзии А.С.Пушкине в форме эссе или синквейна. Время работы – 5-6 минут.

2. Чтение 2-3 работ. Оценивание их.

3. Обобщающая беседа.

- Что важное вы открыли сегодня для себя?

- Какое задание было самым трудным?

- Чьё выступление показалось самым интересным?

4. Заключительное слово учителя

Закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами В.Г.Белинского: « Никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великом таланте поэта, как Пушкин».

Читайте Пушкина, ребята!

Домашнее задание

  1. Стр. 182-184 учебника.
  2. Индивидуальные опережающие задания (2-3 ученика). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…», «Пророк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Урок-конспект " Любовная лирика А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе построен в соответствии с методическими требованиями, указаны цели и задачи урока. По этой разработке был проведен открытый урок....

Презентация к уроку"Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"

Любовная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства, самозабвение и с...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....