Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Иванова Елена Анатольевна

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворения А. С. Пушкина: «Няне», «Зимний вечер», « Зимнее утро», «Зимняя дорога».

Говоря о восприятии произведений искусства слова, имеется в виду  осознание произведения, различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа. Главная трудность – понимание школьниками стихотворений вообще, в частности, стихотворений,  содержащих изображение картин природы. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. 

Способствуют полноценному восприятию различные виды искусства, в частности – музыка. Она усиливает переживания ученика, вызывает определённые чувства, направляющие дальнейшую работу со стихотворением. Всё это помогает углубить восприятие младшего школьника. Именно поэтому данные уроки разработаны  с использованием классической музыки.

Способность музыки более  выражать чувства и воздействовать на чувства слушателя мелодией и ритмом  позволяет углубить восприятие лирических произведений посредством музыки.                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_serii_urokov.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка серии уроков.

Урок № 1.

Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро.» А. С. Пушкин.  

Цель: Познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.

Задачи:

Обучающие: обучать умению делить текст на части,  учить  понимать смысл стихотворения и настроение героя;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;

Воспитывающие: прививать любовь к природе.

                                           Ход урока.

1. Орг.момент.

2.Подготовительная работа.

–Ребята, вы любите зиму?

–Что больше всего вам нравится в зиме?

–Какой вы представляете себе зиму?( Холодной, снежной, морозной, волшебной, вьюжной.)

–Послушайте музыку и попытайтесь представить себе зимней пейзаж. (Звучит музыка Чайковского «Зима».)

–Что вы себе представили? Какую картину вы представили?

–Вы рассказали о своих зимних впечатлениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?

– Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

3.Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие.

–Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».

Чтение стихотворения учителем.

–Понравилось тебе стихотворение?

–Какое же настроение хотел передать поэт? ( Мнения расходятся, поскольку в стихотворении выражено много переживаний и настроений.)

–Мнения ваши  различны.

4.Постановка учебной задачи.

– Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

5.Анализ стихотворения.

На доске и у каждого ребёнка заготовлена таблица, которая заполняется в течение урока.

1 строфа.

Утренняя радость, ликующее____________

«день чудесный!»,

«пора, красавица, проснись…»,

«звездою севера явись!»

2 строфа

Тоскливое,_______________________

«вьюга злилась…»,

«на ______________ небе»,

«тучи ___________ »,

«И ты  __________ ....»

3 строфа

Восхищённое, ________________

«____________ коврами»,

« ___________ на солнце»,

« _____________ лес».

4 строфа

____________________,

_______________________.

« ___________ блеском»,

« ____________ треском»,

« ___________ думать…»

5 строфа

______________________,

_______________________.

«… предадимся _________

______________ коня»,

« поля ____________».

Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.

–Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении?

–Прочитайте про себя первую строфу. Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера».)

–Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью.)

–Что означает слово Аврора? (Богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда.)

–Что такое утро? (пробуждение ото сна ).

–Какие слова говорят об этом?(ты дремлешь, сомкнуты негой взоры ).

– « Сомкнуты негой…».  Нега-блаженство.

–Подберите синоним к слову сомкнуты? (Закрыты.)

–Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность.)

–Что поразило поэта? ( солнце, мороз! – день чудесный ).

–С каким цветом ассоциируется эта строка? (Яркий, солнечный, золотистый.)

–Каким настроением окрашена первая строфа? (Радость, восторг, восхищение).

–Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные.)

–Как будем читать первую строфу?

–Прочитайте первую строфу выразительно.

6.Физминутка.

–Прочитайте про себя вторую строфу.

–Что означает слово вечор? (Вечер.)

–Заполним таблицу. (Дети вписывают недостающие слова во втором столбике.)

–Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась». «мгла носилась».)

–Какую роль играют олицетворения в этой строфе?  (Природа будто оживает.)

–Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно».)

–Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))

–Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное,  грустное.).

–Заполните первую часть таблицы.

–Что изменится в интонации по сравнению с первой строфой?

–Как будем читать эту часть стихотворения?

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте про себя третью строфу.

–О чем хочет сказать поэт? (Нет повода для грусти. То, что было, уже прошло, посмотри в окно…” )

–Герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно. Что же увидел он в окне?

–Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес “прозрачный” и “чернеет”?

–В этой строфе есть скрытое сравнение: “снег лежит” “великолепными коврами”.

Почему возникает такое сравнение?

–Какие цвета преобладают в этой части стихотворения? («под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

–Заполним таблицу.

–Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное, восхищённое, противоположное настроению второй строфы.)

 –Да. Вы правы. Настроение третьей строфы противоположно, противопоставлено настроению второй строфы. Как  будем читать эту строфу?

–Прочитайте выразительно третью строфу.

–Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия? (В дом).

–Куда обращён взгляд героя, какое у него настроение?

–На какие слова, передающие настроение героя, вы обратили внимание?

–Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили? Почему “блеск” и “янтарный”?

–Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском».)

–Какие цвета преобладают в этих строчках? («янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

 –О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…” (стремление к движению сохраняется; автор готов променять уют на движение )

–Какое настроение присутствует в этом описании? Заполним таблицу.

–Прочитайте последнюю строфу.

–Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?

Конь – символ устремленности вперед (стремление ).

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).

–Как будем читать?

–Прочитайте последнюю строфу.

–Посмотрите на таблицу. Почему подобраны именно эти слова? (Отражают настроение.)

–Какое же настроение пытался передать поэт в стихотворении?

–Как передать все это многообразие в своем чтении?

–С каким чувством нужно читать такое стихотворение?

–Кому может быть посвящено стихотворение? ( женщине )

–Как поэт называет ее? («друг прелестный», «красавица», «друг милый».) Какую строфу будем читать особенно выразительно? Почему?

–Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.

–Прочитайте всё стихотворение под музыку.

7.Обобщение.

–Мы посмотрели, как в стихотворении меняется настроение героя от строфы к строфе.

Назовите эти картины-настроения.

  1. смотрит в окно и радуется морозному дню;
  2. вспоминает с печалью вчерашний вечер;
  3. снова смотрит в окно и любуется видом за окном;
  4. смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;
  5. мечтает навестить поля, лес и берег.

–Сейчас вы прослушаете 5 музыкальных отрывков. Ваша задача озаглавить строкой из стихотворения каждый отрывок. (Звучат фрагменты из альбома « Времена года» Чайковского. Дети озаглавливают каждый отрывок.)

Идеальный вариант:

1.«Мороз и солнце; день чудесный!».

2.«И ты печальная сидела-».

3.«Блестя на солнце, снег лежит» или «И речка подо льдом блестит».

4.«Весёлым треском трещит затопленная печь».

5.Любая из 3 последних строчек.

–Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы думаете, что они отражают? (Настроение героя в каждой части.)

8.Итог урока.

9. Домашнее задание.

Выучить  стихотворение наизусть по желанию.

Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Урок № 2.

Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и музыке.

Цель: Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.

Задачи:1.Обучающие:

 – учить выразительно читать стихотворение;

 – формировать умение видеть и понимать предназначение  средств художественной выразительности;

 – учить  наблюдать, сравнивать и анализировать.

              2.Развивающая:

 – развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения           различных видов искусств.

              3. Воспитывающая:

– воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина. Художник В. А Тропинин.

Портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков.

Виды Михайловского.

Рисунки детей(заранее дано задание)

                                                    Ход урока.

    1.Организационный момент.

–С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

2. Проверка домашнего задания.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

– Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

3. Подготовительная работа.

–Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Написано оно в селе Михайловском, родовом имении ( доме) поэта, где он находился в ссылке  2 года, не имея права выезжать(1824–1826гг).

–Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).

–Как иначе сказать – родовое имение ? (Имение родителей.)

–А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.

С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.

–Как звали няню поэта ? (Арина Родионовна).

–С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).

–Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых…»)

– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.

 Послушайте музыку  П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.

Звучит музыка.

– Какой вечер нарисовала музыка? ( Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.)

–Как звучала мелодия? ( Мелодия звучала задушевно и напевно,  как русская народная песня.)

У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.

Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».

3. Знакомство со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение.

 Выявление первичного  восприятия стихотворения:

–Понравилось вам стихотворение?

–Какие чувства вызвало у вас?

–О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме.)

–Какую картину вы представили?

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня мы будем с вами учиться читать это стихотворение выразительно.

–Что значит,  прочитать выразительно? (Прочитать с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение.)

5.Анализ стихотворения.

–На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части.)

 –Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)

–Найдите эти части . ( 1 часть: «Буря мглою небо… застучит…»; 2 часть «Наша ветхая лачужка…».)

Прочитайте про себя первую часть.

–Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)

 –Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).

Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)

Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет ,буря заплачет).

Что означает слово «кроет»?( Покрывает.)

Что означает слово кровля? (Кровля- то, что покрывает дом, крыша.)

 Что означает слово обветшалая?( Обветшалая - старая,  разрушающаяся.)

Вспомните, что называют сравнением? (Один предмет сравнивают с другим, похожим чем-то.)

–С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? ( С воем зверя )

Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый.)

–Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить  силу снежной бури,  грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества.  Состояние природы передаёт  душевное переживание поэта)

–Какой вечер предстал перед нами? ( Холодный, метельный.)

–Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

–Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)

–Ударения в словах падают на какие звуки? ( о, а, у, е, и.)

–Что они изображают? (Завывание вьюги.)

–Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

(То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.)

–На какие слова  падает  логическое ударение? ( На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)

–Послушайте две мелодии и подумайте, какая из них подойдёт к первой части стихотворения.

Первой звучит уже прослушанная в начале урока мелодия из альбома Чайковского «Времена года», второй фрагмент «Ноябрь» «Времена года».

-Подойдёт ли первая мелодия? (Нет. Она спокойная, ласковая, домашняя, а в первой части погода бушует. Человек не в силах повлиять на погоду. От этого становится очень грустно.)

–А вторая мелодия? ( Да. Она неспокойная, стремительная, немного пугающая.)

–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.

Один-два ученика читают первую часть.

–Получилось прочитать выразительно?

–Что пытались передать?

5. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете–
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

–Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.

–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)

–Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури.)

–Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой ? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).

–Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.

–Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)

 –Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.)
– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.

–Найдите эти строки.

 ( « Что же ты, моя старушка,

        Приумолкла у окна?

        Или бури завываньем

        Ты, мой друг, утомлена,

        Или дремлешь под жужжаньем

        Своего веретена?»)

–Что такое веретено? ( Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.)

–Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)

–Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

 –Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

 –Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

–Какие слова помогают передать грустное настроение?( Мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. )

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.

–Что просит он у няни?

 ( Спой мне песню, как синица

     Тихо за морем жила;

     Спой мне песню, как девица

     За водой поутру шла».)

–Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню )

–Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.

 –Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)

. Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью,  ласковое обращение к няне.  Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

– Поставьте  ударение над словами:  мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.

–Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.

–Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)

–Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)

–Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

–Прочитайте выразительно всё стихотворение.

Читает один человек.

–Вспомните, что такое мелодекламация.( Чтение под музыку.)

–Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.

 Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».

6. Обобщение.

–Кому посвящено стихотворение? (Няне.)

–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное.)

–Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер.)

–Чем они отличаются? (Стихотворения отличаются настроением.  В стихотворении «Зимнее утро настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» –  грустное от начала до конца.)  

–Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная.)

–Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое.)

–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?

 – Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? ( Взволнованную, тревожную, кружащуюся… и в то же время грустную. )  

 7. Итог урока. Рефлексия.

–С каким стихотворением познакомились на уроке?

–Кто автор этого стихотворения?

–Какую музыку слушали?

–Помогла ли музыка лучше понять стихотворение?

–Что нового узнал на уроке?

–Что больше всего запомнилось?

10. Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

2.Выучить стихотворение по желанию.

Урок № 3.

Знакомство со стихотворением А. С.Пушкина «Зимняя дорога».

Цель: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Задачи:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие:  обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовительная работа.

–Ребята! Вы любите путешествовать?

 –Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении большого симфонического оркестра Гостелерадио. Называется она «Метель. Зимняя дорога».

–Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

–А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся.

3. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Звучит стихотворение  в исполнении В. Ланового.

–Понравилось вам стихотворение?

–Каким настроением проникнуто стихотворение?

–Менялось ли настроение в процессе чтения?

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. Выясним, встречаются ли в этом стихотворении  мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?

5. Анализ стихотворения.

–Прочитайте первую строфу.

– Каким настроением она проникнута?

–Как звучат строки?

–Какой звук часто повторяется? (Л )

–Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).

–С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?

–Какое настроение у природы?

–Вспомните состояние природы в стихотворении «Зимний вечер». (Тревожная, враждебная).

–Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония.)

–Найдите эпитеты в этом отрывке.

–Какой ещё приём использует автор?

–Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте вторую строфу.

–Как бежит тройка?

 –Что означает слово борзая? (Быстрая.)

–Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?

–Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).

–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).

–Какие эпитеты использует поэт?

–Сравните этот отрывок с первым.

–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).

–Как будете читать этот отрывок?

Прочитайте выразительно.

6. Физминутка.

–Прочитайте третью строфу.

Вспомним ещё раз стихотворение «Зимний вечер». Есть ли в нём мотив песни?

–О чём просил спеть лирический герой?

–А что слышится в песнях ямщика?

Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.)

Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»

А что для героя родное?

Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»

Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?

Подтвердите текстом.

Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 4 строфу.

–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).

–Найдите эпитеты.

 –Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.)

–Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»?

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

– «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт  вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными).

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

– С какой интонацией будете читать этот отрывок?

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 5 и 6 строфы.

–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.

( Будущее время).

–Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).

–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это  скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).

–Прочитайте 6 строфу.

–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно.)

–Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»).

–В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).

–Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

–Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.

Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?

Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети читают под музыку.

7. Обобщение.

–Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее.)

 Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.

 Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).

 Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение  было написано в  поездке  поэта на допрос к псковскому губернатору.

Кто такие биографы?

Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения  настроению героя?

 Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).

Одинаково ли настроение героя и состояние природы?

К какому выводу мы пришли?

 Продолжите предложение: «Рисуя природу, А.С.Пушкин изображает________________  (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )

–Послушайте мелодию под названием «Зимняя дорога» А. Афанасьева, Е. Булгакова. Чем этот музыкальный отрывок  похож на стихотворение «Зимняя дорога»? (Настроение не меняется, однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги.)

8. Итог.

–С каким стихотворением познакомились?

–С каким стихотворением сравнивали?

–Что выяснили?

 Метод незаконченного предложения:

– Мне понравилось …

–Я понял, что …

– Я научился …

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Урок № 4.

Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

                                        Фрагмент урока.

–Мы познакомились с вами со стихотворениями А. С. Пушкина  « Зимний вечер» и « Няне». Прочитайте выразительно эти стихотворения.

(Дети под музыку наизусть читают стихи.)

 Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, что же общего между этими стихотворениями .

–Послушайте музыку Г. Свиридова.  (Звучит минусовка романса «Няне». Название романса детям не сообщается. )

–На стихотворения Пушкина написано много романсов. Кто знает, что такое романс? (Романс – это музыкально – поэтическое произведение (музыка написана на стихи) для голоса с инструментальным сопровождением.)

Как вы думаете, на какие стихи написан прослушанный романс?  ( По мнению детей, романс написан на стихотворение « Зимний вечер».)

–Почему вы так решили? (Стихотворение грустное, и музыка спокойная, грустная, печальная.)

–Правы ли вы? Послушайте романс. (Звучит романс «Няне» со словами в исполнении Хворостовского.)

–Оказывается, романс написан на стихотворение «Няне». Что же общего между этими стихотворениями? Почему вы ошиблись?

–Кому посвящено первое и второе стихотворение? (Няне.)

–Как звали няню Пушкина?

–Что вы знаете об Арине Родионовне?

–Какую роль она сыграла в жизни Пушкина?

–Как относится Пушкин к своей няне?

–Как обращается Пушкин к няне в обоих стихотворениях? (Моя старушка, добрая подружка, подруга, голубка.)

Как вы думаете,  какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение « Зимний вечер»? (Печальное,  грустное, тоскливое. За окном бушует непогода,  и настроение поэта соответствует погоде.)

–Меняется ли настроение поэта,  когда он обращается к няне? (Да. К грусти добавляется любовь, теплота, нежность).

–Что хотел показать поэт в стихотворении « Зимний вечер»?

–Да. Буря пытается вмешаться в жизнь людей, но рядом Няня – преданный, верный, любящий, надёжный друг. Поэт очень любит свою няню.

 –Есть ли описание погоды во втором стихотворении? (Нет.)

–Меняется ли настроение поэта в стихотворении « Няне»? ( Нет. Тоскливое, грустное, печальное.)

–Почему у поэта такое настроение? ( Пушкин находится далеко от няни.  Он давно не навещал её, и очень переживает. )

–Что хотел показать Пушкин в этом стихотворении?

–В стихотворении  передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

–Вы совершенно правы: и в первом, и во втором стихотворении мы чувствуем искреннюю привязанность, благодарность и любовь поэта к своей няне.

Задание по вариантам: 1 вариант: «Зимний вечер», 2 вариант: «Няне».

–нарисуйте музыку к стихотворению;

–если бы вы писали музыку к этому стихотворению, какие музыкальные инструменты вы бы использовали?

–Если бы вас попросили нарисовать рисунок к каждому стихотворению, какие бы краски преобладали  в первом стихотворении? Во втором?

Итог.

–Что же общего между этими стихотворениями?

–Оба посвящены няне;

–похожи по настроению;

–одинаково нежное обращение к няне;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

–одинаковы чувства поэта к няне;

–грустное настроение передаётся мрачными красками описания.

–Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

Урок № 5.

Тема урока: А.С. Пушкин «Няне».

Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

Задачи:

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

                                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовительная работа.

Показ презентации( диск прилагается)  и рассказ ведётся под музыку Вивальди «Зима».

–Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но  сегодня мы будем говорить  о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина.

–Как звали няню? ( Арина Родионовна.)

2 слайд

Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.

3 слайд  – Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

4 слайд

 – Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

 – Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

5 слайд  

–Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни.

6 слайд

– Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

7 слайд

 –Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов.

–Что означает фраза «была крепостной»?

 В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет.

8  слайд

– Воспоминания поэта о няне:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

 Приговорки, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины…

И вот, спустя полтора месяца после возвращения из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».

9 слайд

 3.Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

–Понравилось ли вам стихотворение?

–Какую картину вы себе представили?

–Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно и познакомимся с новым видом лирики – посланием.

5. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

 — Кому посвящено стихотворение?

–Каким чувством оно пронизано?

–В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

–Как называет поэт няню?

-– Почему он называет ее «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–Какие слова вам  непонятны?

10 слайд

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

Работа с « Толковым словарём».

–Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

 Дряхлая:

– старая, дырявая (одежда);

 –старая, ветхая, покосившаяся (изба);

– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка. Когда вы встречались с этим словом?

Голубка:

– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

– голубь – символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

–Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.

–Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится?

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.         – строки рисуют забытый домик  в глуши сосновых  лесов.

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

в твоих наморщенных руках.

– представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

3.Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно  грудь. – кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. ( Приложение 6).

6. Физминутка.

–На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4.)

–Можно  разделить стихотворение на 4 части.

1 часть–обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

От  чьего лица написано стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

Слайд 12. –Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

 Как же, с помощью  каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства  героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками,  т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Как вы понимаете следующие слова и выражения?

« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.) «Давно, давно  ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)   

« Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)

« Глядишь в забытые вороты…»(Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)

«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)      

– Можно ли сделать  вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? ( Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)

–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

  –Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? («ждёшь, глушь, горюешь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот.  Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)

–Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом . Объясните свой выбор.

–Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

–Как надо читать это стихотворение? (1 и 2 строки нужно читать с уважением, нежностью, восхищением (!). А дальше – грустно, спокойно, в раздумье.)

1–2 человека читают стихотворение.

–Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную)

Детям предлагаются 2 музыкальных фрагмента: Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» и «У камелька».

–Ребята! Послушайте два музыкальных отрывка. Как вам кажется, какой из них больше подходит к этому стихотворению?

В результате обсуждений, приходим к выводу, что «У камелька» – спокойная, нежная, напевная, но какая-то домашняя музыка. Создаётся впечатление, что несколько человек в приятной обстановке ведут задушевные разговоры. Она не подходит, так как няня одна, ждёт встречи со своим воспитанником. В этот момент она одинока.

-Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение под музыку (первый отрывок).

7. Итог. Обобщение.

–С каким стихотворением познакомились на уроке?

–Какое стихотворение называется посланием?

–Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

–Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

–Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

–Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

–Как относится поэт к своей няне?

8. Домашнее задание.

–Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.

Выучите стихотворение наизусть.

Задания для обобщающего занятия.                                                                                                                        

Цель этого занятия: проверить степень усвоения пройденного материала и умения применять на практике полученные знания.                                                                                               Класс  разбить на группы.  В течение указанного времени каждая группа должна  иметь возможность обратиться за помощью к учителю литературы или музыки.                                                                                              

Каждая группа получает следующие задания:                                                                            

1. Выбрать любое  изученное стихотворение Пушкина.  (Выбор не контролируется, возможен  повтор стихотворений.);

подготовить иллюстративный план выбранного стихотворения, объяснить принцип разбиения стихотворения на части.                                    

Цель: проверить умение видеть смысловые части стихотворения и передавать в цвете настроение каждой части.                                                                                                                  

2.Подобрать музыку к выбранному стихотворению (может быть другое стихотворение, отличное от выбранного в  первом задании.) Дать прослушать выбранный фрагмент, не произнося название, объяснить, что общего в музыке и в этом стихотворении. Остальные группы должны догадаться, о каком именно из изученных стихотворений идёт речь.                                                                                                                                    

Цель данного задания:  проверить умение сравнивать и анализировать произведения смежных искусств.

3. Составить кроссворд из трудных слов, встречающихся в изученных стихотворениях.

Цель: закрепить полученные знания, ввести в речь детей новые слова.

4. Выбрать стихотворение и выписать из него все изобразительно – выразительные средства. Уметь объяснить их значение.                                                                                            

Цель: проверить умение детей видеть и понимать значение изобразительно – выразительных средств языка.                                                                                                                      

5.Прочитать стихотворение выразительно под выбранную самостоятельно музыку. Задание дети выполняли самостоятельно.                  

 Цель: Проверить умение выразительно читать стихотворение, т. е прочитать его с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"

В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...

Методическая разработка серии уроков по праву

Данная методическая разработка представляет собой серию уроков-тренингов, которые могут применяться как на уроках права, так и во внеурочной деятельности....

Методическая разработка серии уроков по теме "Мода и дизайн"

Представленные уроки информируют о  различных  стилях в моде, формируют собственный стиль в моде, приводят учащихся к осознанию, что одежда является визитной карточкой человека, выражением е...

Методическая разработка серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе с использованием игр.

Представляю вашему вниманию методическую разработку серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе. Спецификой данной  разработки является большое количество игр, которые на уроке выступают в качестве ...

Методическая разработка серии уроков по курсу "основы философии" - "История русской философии".

Цикл уроков   знакомит обучающихся  с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами, творчеством выдающихся отечественных мыслител...

Методическая разработка серии уроков английского языка по теме «Причастие»

Методическая разработка включает в себя три урока на базе УМК "Английский язык, 9" серии "Новый курс английского языка для российских школ" О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. К каждому уроку прилагается...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...