Главные вкладки

    Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

    Киселева Наталия Исхаковна

    В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с работой  художника, участвующего в создании зрелищ. Уроки "Художник в театре" расширяют представление детей о связях деятельности художника с театром, актерской игрой. Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности учащиеся принимают с удовольствием, с большим интересом включаются в работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    учитель ИЗО

    Киселева Н.И.

    МОУ СОШ №3

     г. Лыткарино

    Методическая разработка серии уроков

    по созданию коллективной работы

    на тему: «Художник в театре»

    по программе общеобразовательных учреждений

    «Изобразительное искусство и художественный труд»

    под редакцией Неменского Б.М.

    Коллективные работы

    на уроках изобразительного искусства

    Коллективная деятельность в школе – это один из эффективных методов приобщения детей к изобразительному искусству.

    Задача преподавателя состоит в том, чтобы коллективная деятельность в школе была занимательно-игровой и художественно-творческой.

    В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности.

    Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Но она позволяет  вовлечь в коллективную творческую работу весь класс.

    Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности.

    Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру  и принимают активное участие в создании общей работы.

    При индивидуально-коллективной деятельности, можно проследить и оценить вклад ученика в общее дело. При обобщении коллективной композиции важно выявить ошибки и найти пути исправления их, привлекая к этому весь класс. Игра, учеба, труд, творчество соединены воедино, а ученики, с таких уроков уходя радостными и воодушевленными, с нетерпением ожидают следующей встречи с изобразительным искусством.  

    « Художник в театре»

     3 класс, 3 четверть

    Основная задача  - расширение представления ребенка о деятельности художника в театре.

    На первом уроке детям предлагается побывать в роли художников-постановщиков, художников-декораторов и создать спектакль «Снегурочка».

    Говоря о театре, мы представляем себе удобный зрительный зал, красочные декорации, нарядные костюмы, соответствующие данной эпохе, эффектное освещение и музыкальное сопровождение представления. Важное место занимает художественно-декоративное оформление постановки и что этим занимается художник-постановщик. Его задача придумать такое оформление к спектаклю, которое отражало бы замысел писателя и режиссерскую мысль.

    Сначала он готовит макет – маленькую копию того, как будут выглядеть разные сцены в спектакле. Затем он готовит эскизы и чертежи всего, что должно находиться на сцене по ходу представления (специальные конструкции, мебель, костюмы, прически и т.д.).

    Но в театре работает не один художник, а много других специалистов, с которыми ему приходится сотрудничать.

    Есть «художники-декораторы», которые рисуют декорации;

    есть «художники-мебельщики», которые изготавливают необходимую обстановку;

    есть «художники-костюмеры», которые создают макеты героев в костюмах.

    А репетиции проходят непосредственно под контролем «художника-постановщика».

    Все вместе в классе выбираем сцену, над которой ребята будут работать (например, сцена весеннего праздника, на котором Снегурочка растаяла).

    Чтобы окунуться в атмосферу сказки, оговорить время года (когда происходит выбранное действие), почувствовать настроение главных героев, зачитываем отрывки из сказки и просматриваем фрагменты из фильма «Снегурочка».

    Далее создаем поляну, на которой будет происходить действие.

    Выбирается группа ребят, которая будет работать над задними декорациями, а другие - делают остальные декорации ближнего плана (елочки, деревья и т.д.). Нарисовав деревья, кусты, ребята их вырезают и приклеивают на нарисованное общее полотно. Если есть большая упаковочная коробка, можно в ней сделать подобие сцены, поставив ее вертикально. Тогда дальние декорации помещают на заднюю стенку этой коробки, а остальные декорации приклеивают на нижний торец коробки ближе к краю.

    В предыдущие учебные годы работа была индивидуальной, и каждый ученик делал сцену из сказки в коробках из-под конфет. Объем коробок создает подобие сцены и ребятам интересно работать над такими заданиями.

       Фото 3.

    Но работа в коллективе учит детей находить друг с другом общий язык, правильно распределять свои обязанности, уважать мнение других и уметь доказывать правильность своего выбора.

    Поэтому в этом году эту работу решено было создавать индивидуально - коллективно.

    Вот такие заготовки получились после проведения первого урока по этой теме в двух классах.

             Фото 4.

    Следующий этап – это создание главных действующих лиц. Здесь ребята работают «художниками – костюмерами» и создают костюмы для персонажей сказки.

    Сначала прорисовываем схему человека в движении.

    На доске фигура человека из составных частей. После просмотра кадров из фильмов детали собираем так, чтобы получился человек в движении.

    Фрагмент урока:

    … А какое же это должно быть движение?

    -Что делали девушки и парни на празднике?

    Зрительный ряд: медиафайлы из х/ф и м/ф «Снегурочка».

         

         

      

        

    -Они радовались, веселились, водили хороводы.

    Хороводы, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью.

    Девушки, собираются на зеленой поляне, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод.

    Во время пения они ходят кружком.

    Забава девушек без участия в ней парней скучна и однообразна.

    Тогда весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Девушки запевают призывную песнь и приглашают парней в хоровод.

    Все девушки непременно стараются показать свою игривость, ловкость, поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцем, кружатся и раскланиваются.

    -А что же Снегурочка?

    Ответы.

    Девушка, которая не принимает участия в веселье своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?"

    Зрительный ряд: медиафайлы из х/ф и м/ф «Снегурочка».

       

    Создаем фигурку и, составив, обводим ее.

    Давайте сразу решим, кто же будет рисовать Снегурочку?

    Выбрали.

    А теперь давайте посмотрим, какая же одежда была в то время, которое упоминается в сказке?

    Чтобы одеть действующее лицо в театре, художник изучает костюмы данной эпохи. В нашем случае – это русский костюм для поздней весны – начала лета, когда снимается теплая одежда.

      Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и в холод, был удобен при любых погодных условиях.

    Основным видом одежды на Руси была рубаха.

    Даже еще в 19 веке парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

    Слово «рубаха» происходит от корня «руб» - кусок ткани (слово «рубить» когда-то имело значение «резать»).

    Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

    Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продаешь и свое счастье. Поэтому всегда ценились люди, готовые отдать последнюю рубаху.

    Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят (рис.1).

    Ее изготавливали с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой.

     Рис.1        Рис.2  

    Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

    Красный цвет вышивки символизировал солнце, огонь, союз красного солнца с землей. Землю в вышивках символически обозначали черным цветом.

    Вышивка на нижней части одежды защищала ноги, орнамент на горловине оберегал шею и голову.

    По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рубаха (рис.2).

    Мужская рубаха была примерно по колено длиной (рис.3).

     Рис.3   Рис.4    Рис.5

    Рубахи горожан были несколько короче крестьянских.

    Разрез у ворота чаще всего делали прямым – посередине груди, но бывал и справа, и слева. Застегивали ворот на пуговицу (рис.4). При раскопках встречались бронзовые и медные пуговицы, но, полагают археологи, металл лучше сохранился. Наверняка, использовали пуговицы из кости и дерева.

    На Руси никогда не ходили не подпоясанными. Пояс сопровождал человека всю свою жизнь. В народе говорили, что без пояса ходить грех (рис.5).

    Славянские женщины носили тканые, плетеные и вязаные пояса.

    Плетение на Руси известно с очень давних времен.

    Скручивание  двух нитей между собой давало более толстую нить, в результате получался витой пояс. Простейший способ плетения – это коса, сплетенная из трех нитей (рис.6).

       Рис.6       Рис.7

    Мужчины с древней поры носили ременные пояса. Ведь каждый взрослый мужчина при необходимости становился воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

    Мужской кожаный пояс имел металлическую пряжку, и иногда его сплошь покрывали узорными бляшками (рис.7).

    Пояс всегда украшался символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он являлся оберегом, представляя собой окружность.

    Помимо рубахи мужчины носили порты (рис.8). Порты шились из крашеной полосатой ткани, назывались они «синеполосные».

    Рис.8Рис.9Рис.10

    Самой распространенной обувью были лапти (рис.9), они крепились веревками к заднику лаптя и накрест обматывали голень поверх онучей. Зажиточные крестьяне к концу 19 века носили кожаные сапоги (рис.10).

       Рис.11  Рис.12

    Мужской головной убор. Это конусовидные войлочные колпаки с отворотами из меха (мурмолки). Также были грешневики – шапки в виде стаканчика из валяной шерсти. Рис.11.

    Мужская прическа была стрижка «под горшок». На голову надевали горшок и все торчавшие из-под него волосы состригали.

    Мужчины отпускали бороды, но длинные бороды носили только старые

    люди.

    Русской женской одеждой считается сарафан (рис.13). В переводе с персидского название «сарафан» закрепилось за дорогой и нарядной одеждой царя и бояр. Со временем сарафаны стали носить и крестьянки, и купчихи.

    Праздничные сарафаны и рубахи очень берегли, надевали по праздникам и передавали по наследству.

     Рис.13

    В сарафанный комплект обычно входили: рубаха, сарафан, пояс и передник (рис.14), состоящий из двух несшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, подвязанные выше груди или на талии. Передник мог одеваться  поверх рубахи вместо сарафана. Вся одежда богато украшалась вышивкой.

     Рис.14  Рис.15  Рис.16

    Обувью женщин, как и мужчин, были лапти, которые носили с белыми онучами. Была также и кожаная обувь – чоботы (рис.15). Закреплялись они шнурами, пропущенными через петлю на заднике.

    Девушки до замужества  могли ходить с непокрытой головой, а волосы заплетали в одну косу (девушка еще одна, не замужем).

    Распространенным головным убором девушки был платок.

    Также девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: венцы, кокошники, ширинки (рис.16). Головные уборы украшали вертикальными подвесками – ряснами. Украшались золотым шитьем, жемчугом.

    Дополняли костюм девушки шейные украшения: бусы, ожерелья, бисерные воротники.

      

    После того, как создание костюма завершено, вырезаем наших героев и приклеиваем на общее панно.

                      

    Собираем хоровод, вклеиваем остальных действующих лиц, чтобы получилась общая картина праздника. Вклеиваем Снегурочку, с тоской смотревшую на веселый праздник.

    Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

    После выполнения общего панно, ребята делают из бумаги занавес, обозначают сцену.

    Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке:

    1. Чем занимаются художники в театре?
    2. Что такое макет?
    3. Что должен знать художник – костюмер, создавая костюмы действующих лиц?
    4. Кто занимается художественно – декоративным оформлением постановки?
    5. Для чего нужно художественно – декоративное оформление спектакля?

    Музыкальный ряд: Музыка из балета «Снегурочка» П.И.Чайковского.

    Литература:

    В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. Москва, «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004.

    Б.М.Неменский, И.Б.Полякова, Т.Б.Сапожникова. Особенности обучения по программе Б.М.Неменского «ИЗО и художественный труд». Методическое пособие. Лекции 1-8.

    А.В.Терещенко. История культуры русского народа. Москва. ЭКСМО, 2006.

    М.Семенова. Мы – славяне. Санкт Петербург. Изд. «АЗБУКА», 1998.

    Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Методическое пособие. Лекции 1-4

    Ф.М.Пармон. Русский народный костюм. Москва. Легпромбытиздат.1994

    Т.А.Левачева. Поморский традиционный костюм. Архангельск. 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка серии уроков по праву

    Данная методическая разработка представляет собой серию уроков-тренингов, которые могут применяться как на уроках права, так и во внеурочной деятельности....

    Методическая разработка серии уроков по теме "Мода и дизайн"

    Представленные уроки информируют о  различных  стилях в моде, формируют собственный стиль в моде, приводят учащихся к осознанию, что одежда является визитной карточкой человека, выражением е...

    Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

    Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Практикум работы на ПЭВМ» Тема: Создание и форматирование таблиц в MS Word.

    Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости  владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word....

    Методическая разработка серии уроков с использованием ИКТ

    Данная методическая разработка предназначена для обобщения изученного материала 1 и 2 курса в профессиональном колледже.Разработка основана на использовании обучающего видеофильма на английском языке....

    Тригонометрические формулы. Разработки серии уроков с использованием коллективных средств обучения.

    Предлагаемый материал содержит алгоритм работы, карточки индивидуальных заданий (как домашних, так и для контроля усвоения материала в классе) для серии уроков алгебры по теме "Тригонометрические форм...

    методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

    laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...