Главные вкладки

    Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
    план-конспект урока (7 класс) на тему

    Королёва Елена Владимировна

    Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. Разработка будет полезна для учителей литературы, работающих по учебнику Г.И. Беленького.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_41.doc55 КБ
    Файл prezentatsiya_nekrasov.pptx2.39 МБ

    Предварительный просмотр:

    Бинарный урок 41.

    Тема: «Железная дорога».

    Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

    Место урока в календарно – тематическом планировании: на изучение творчества Н.А. Некрасова отводится 6 часов, один из которых урок внеклассного чтения. Урок «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда» является вторым в планировании. Он стоит после темы, посвященной биографии писателя.

    Цель урока: познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих.

    Образовательные задачи:

    - обобщить и систематизировать ранее полученные сведения по творчеству Н.А.Некрасова;
    - настроить учащихся на восприятие нового произведения;

    - познакомить учащихся с исторической основой стихотворения;

    - работать с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем отрывков;
    - проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;
    - показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ.

    Развивающие задачи:

    - развивать чувство слова;
    - развивать мышление;
    - развивать внимание.

    Воспитательные задачи:

    - воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу.

    Методы: словесный, наглядный, проблемный, наглядно-иллюстративный.

    Приёмы: беседа, опрос, самостоятельная работа, использование информационных технологий.

    Тип урока: бинарный

    Виды деятельности: лекционный материал, заслушивание выступления учащихся, работа с литературными текстами, работа с картой, работа обучающихся в тетрадях по предложенным вопросам (закрепление).

    Оборудование: презентация, текст стихотворения, рабочая тетрадь, учебник-хрестоматия по литературе под редакцией Г.И. Беленького, карта России.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

    2. Проверка домашнего задания.

    Монологическое выступление 2 учащихся. (Биография Н.А. Некрасова)

    3. Постановка целей и задач.

     - Ребята мы уже познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, выявим художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картину подневольного труда крестьян.

    4. Вступительное слово учителя.

    Историческая справка учителя истории.

    - О чем Вам говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

    19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ? 

    Ист. справка. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

    Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

    - Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был  в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».
    А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

    Ист. справка.

    Учитель истории: Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836

    Обратимся к карте. Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров (учитель показывает на карте расположение первой железной дороги в России).

    Постройкой руководил граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти  не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевал, а иные тут же умирали.

    Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

    Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

    1)Чтение отрывка стихотворения учителем литературы.

    Стр. учебника 219.

    5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

    - Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
    - Почему вам было грустно
    ? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)

    Работа с эпиграфом.

    - Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)
    - В чем особенность эпиграфа? 
    (Написан в форме диалога)
    - Кто участвует в диалоге? 
    (Отец и сын)
    - На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу) 
    - Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (
    В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
    Слово учителя литературы

    - Давайте ребята попробуем раскрыть роль эпиграфа в стихотворении.

     Зачем автор его вводит в свое произведение? (Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда)
    - К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? 
    (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ)

    6. Анализ стихотворения.

    - Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-ех частей)
    - Что мы видим в первой части? 
    (Мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
    - Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем нам рассказывается в этой части? 
    (Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей) 
    - Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
     ( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда)
     - Найдите  строки, которые нас ужасают. ( «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то  согнал сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…»  «Это все братья твои – мужики!»)
    - Как называет голод поэт? (Царем)
    - Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте
    .

    (… Водит он армии; в море судами
    Правит, в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами
    Каменотесцев, ткачей…)

    - Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
    - Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? 
    ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)
    -А что мы видим в третьей части? 
    ( Спор поэта и генерала)
    - Каковы взгляды генерала на народ? 
    ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
    - Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? 
    ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
    - А вы согласны с этим? 
    ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
    - Что мы видим в четвертой части? 
    ( Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное)
    - Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н.А.Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
    Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в стихотворении.

    …Труды роковые кончены…
    Мертвые в землю закрыты; больные
    Скрыты в землянках…

    О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть)
    А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

    (…С Богом, теперь по домам, - поздравляю!
    Шапки долой – коли я говорю!
    Бочку рабочим вина выставляю
    И – недоимки дарю)

    - А почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

    (…Все заносили десятники в книжку –
    Брал ли на баню, лежал ли больной…)

    - Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это справедливо?(Нет)
    - Картину ли радости мы видим в этой части? (
    Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)

    7. Физкультминутка.

    Это лёгкая забава 
    Это лёгкая забава — 
    Повороты влево-вправо. 
    Нам известно всем давно — 
    Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
    Приседаем быстро, ловко. 
    Здесь видна уже сноровка. 
    Чтобы мышцы развивать, 
    Надо много приседать. (Приседания.) 
    А теперь ходьба на месте, 
    Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

    8. Обобщающая работа.

    (учитель истории)

    -Есть ли историческая основа у стихотворения Некрасова?

    (учитель литературы)

    - Что вы сегодня нового узнали на уроке?

     Какой жизненный урок извлекли из знакомства с произведением Н.А.Некрасова «Железная дорога»?

    9. Рефлексия.

    Работа с сигнальными карточками (карточки находятся на столах учащихся).

    Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

    Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

    Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

    10. Домашнее задание.

    Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

    Использованная литература

    1) Зарчанинов А.А., Райхин Д.Я. Русская литература. Учебник для средней школы. М., 1964., с. 15–19.

    2) История железнодорожного транспорта России том 1 1836—1917 , СПб-М.:АО «Иван Федоров», 1994.

    3) Скатов Н.Н. “Я лиру посвятил народу своему”: О творчестве Н.А.Некрасова. – М.: Просвещение, 1985. – С. 105–116.

    4) Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1955.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: ««Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда» 7 класс

    Слайд 2

    Цели урока Вспомнить биографию Н. А. Некрасова; Познакомиться с предпосылками, повлекшими за собой появление стихотворения «Железная дорога»; Работа с текстом стихотворения; Выяснить, какова роль простого народа в процессе создания железной дороги; Познакомиться с условиями труда крестьянина 19 века.

    Слайд 3

    Николай Алексеевич Некрасов 1821 – 1877; Происходил из дворянской семьи; Редактор журнала «Современник»; Автор стихотворения «Железная дорога»(1864 год)

    Слайд 4

    Экскурс в историю Основные даты и понятия 1861 год; Крепостное право; Александр 2; Оброк, барщина;

    Слайд 5

    Историческая основа стихотворения В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

    Слайд 6

    Работа с картой

    Слайд 7

    Историческая основа стихотворения Постройкой железной дороги руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель.

    Слайд 8

    Историческая основа стихотворения Работы по сооружению железной дороги начались 27 мая 1843 г. одновременно с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Москвы. На строительстве работало до 63 тысяч человек ежегодно. Основные орудия труда - кирка, лопата и тачка. Закончилось строительство в ноябре 1851 года.

    Слайд 10

    Славная осень…

    Слайд 11

    Проверка первичного восприятия стихотворения Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? Почему вам было грустно во время прочтения стихотворения ?

    Слайд 12

    Работа с эпиграфом Что же предваряет текст стихотворения? В чем особенность эпиграфа? Кто участвует в диалоге? На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? К какой важной мысли поэт хочет нас подвести с помощью эпиграфа?

    Слайд 13

    Вывод по эпиграфу Некрасов вводит в эпиграф и дальнейшее повествование слова ребенка не случайно. Только Ваня способен принять правду о строителях железной дороги.

    Слайд 14

    Анализ стихотворения Из скольких частей состоит стихотворение? Что мы видим в первой части? А вот какую думу думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем нам рассказывается в этой части? Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? А что мы видим в третьей части?

    Слайд 15

    Анализ стихотворения Каковы взгляды генерала на народ? Что мы видим в четвертой части? - А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

    Слайд 16

    Физкультминутка Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

    Слайд 17

    Обобщающая работа Что вы сегодня нового узнали на уроке? Какой жизненный урок извлекли из знакомства с произведением Н.А.Некрасова «Железная дорога»?

    Слайд 18

    Рефлексия Работа с сигнальными карточками Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало.

    Слайд 19

    Домашнее задание Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» стр. 219.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект бинарного урока по литературе и истории

    Конспект бинарного урока , проведенного в 6Б классе 15 февраля 2012 года. Тема урока: "Постарайтесь творить только добрые дела" ("Поучение Владимира Мономаха)...

    конспект бинарного урока по литературе и истории

    Урок литературы и истории, проведённый в6б классе15 февраля 2012 года...

    Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

    Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

    "Межпредметный урок по литературе и истории по теме:"Человек на изломе эпохи 50 - 60 годов XlX века в творчестве Н. А. Некрасова.

    Дать понять учащимся, чем взгляд художника отличается от взгляда историка путем интегрированного изучения материала на совместном уроке литературы и истории...

    Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Ленинградский хлеб"

    Урок посвящен самой продолжительной и страшной осаде города-героя Ленинграда за всю историю человечества и героическому подвигу простых людей....