Урок по литературе в 5 классе. Тема: Содержание и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алексеенкова Наталья Владимировна

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе

Тема:  Содержание и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная  цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока: 

1. Образовательные:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,  

   познавательный интерес обучающихся;                                                                                                                                                   - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- воспитывать чувство любви к Родине;

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

1.Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2. Метапредметные:

-регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе;

-познавательные:  использование различных источников информации;

-коммуникативные: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3. Предметные: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята, посмотрите на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга – улыбнитесь, поприветствуйте наших гостей улыбкой. Пусть им тоже будет приятно.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Слово учителя

Лермонтов – яркая всесторонне развитая личность. Один из самых загадочных поэтов  XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант. На прошлом уроке мы с вами познакомились  с биографией  поэта. Давайте вспомним основные этапы  его биографии. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Подпишите листочки с обратной стороны.

Письменный  опрос  (тест)                                                                        (3 мин)

Тест по жизни и творчеству  М.Ю. Лермонтова

1.В каком году,  где родился? (1814 г. в Москве)

2.Кто занимался  его воспитанием? (бабушка)

3.Первое его учебное заведение (Московский благородный пансион)

4.Чем занимались по вечерам воспитанники этого учебного заведения (читали книги и обсуждали  прочитанное).

5. За какое стихотворение  поэт был сослан на Кавказ? («Смерть поэта»)

САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД «Ответы» №1)

- Итак, давайте посмотрим каковы наши итоги. Кто смог ответить без ошибок на вопросы теста? Молодцы.

-А у какого не получилось выполнить все задания? Значит, нам есть над чем работать. Нужно хорошо изучить биографию М.Ю. Лермонтова.

Мозговой штурм

- Ребята, какие произведения Лермонтова вы можете назвать? 

(не менее 5)

(Когда кто-то из учеников называет стихотворение «Бородино» можно сказать):

- На прошлом уроке  мы  с вами уже прочитали  это стихотворение.

- А что мы с вами будем делать сегодня на уроке, как вы думаете?                             ( Да, ребята, вы правы, мы будем работать сегодня  над содержанием и  художественными особенностями стихотворения, узнаем, что легло в основу сюжета (это последовательность и связь описания событий), какое значение  имело и имеет это стихотворение и подвиг солдат для нас, потомков, наследников великой победы, описанной в стих. «Бородино»)

- Откройте ваши тетради и запишите сегодня 21 ноября.

Тема урока 

«Содержание и художественные особенности  стихотворения                               М.Ю Лермонтова «Бородино»».

- Ребята, чтобы понять особенности стихотворения, что нам необходимо сделать на уроке?  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы углубИть наши знания? (читать выразительно, разобрать устаревшие слова, выучить стихотворение)

-А что можно сделать с самим  стихотворением? (Проанализировать)

-А все ли устаревшие слова из стихотворения вам были понятны. Дома вы должны были с ними поработать, узнать их лексическое значение, другими словами уметь объяснить, что эти слова обозначают?

Я предлагаю вам ответить на вопросы задания мы проведем

 СЛОВАРНУЮ работу,  но работать вы будете теперь в парах. Критерии и оценивание  дано у вас на листочках.  Подпишите их. (5 мин.).

ВЗАИМОПРОВЕРКА  (СЛАЙД  « Ответы»  №2)  

А теперь кто доволен своим результатом? Поднимите руки, кто написал без ошибок на 4 и 5? А кто не справился с заданием? Есть над чем работать.

Чтобы нам приступить к работе над стихотворением нужно ещё раз его прослушать. Ученики вашего класса подготовили его наизусть. Давайте послушаем. (Ученики прочитали)Спасибо, ребята!

 

1.Мотивация. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?

(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).

- Какие героические исторические события нашли отражение в стихотворении «Бородино»? (война 1812 года).

- А когда было написано это стихотворение? (в 1837 году  и напечатано в журнале «Современник»).

- Сколько лет прошло с после войны? (25 лет)

- Почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме? На что он хочет обратить наше внимание? Да были люди в наше время (повторяется в начале и в конце)

– Какая, по вашему мнению,  проблема поднимается в этих произведениях?   (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

 - Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной ( с лат.  значительной в наст. время)? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (Отечественная война 1941-1945 годов, события в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).

- А почему войну 1812 года тоже называют Отечественной? (потому что на защиту поднялся весь народ, не щадя живота своего)

2. Организация и самоорганизация.

Слово учителя.  Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема во все времена. Так события  войны 1812 года нашли отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

- Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, - вот почему войну 1812г. называют Отечественной.

 Какое же  историческое событие легло в основу данного произведения? (формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД).

Ваша одноклассница  Азалия заранее получила задание и подготовила для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.

 

     Историческая справка  Ученица: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны – Бородинская битва. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено. В Филях, где проходил совет о возможности сдачи Москвы, Кутузов заявил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».

  1. Работа над анализом стихотворения.

-Ребята, у вас на партах лежат памятки. Давайте их заполним. Работа в группах. Развернитесь к соседям и заполните пропуски. (7 минут)

Мозговой штурм

1.Когда было написано стихотворение? (1837г.)

2. В  каком журнале впервые  было напечатано? ( В журнале «Современник»)

3.О чем рассказывается в стихотворении «Бородино» (О войне 1812 года и Бородинском сражении и его героях).

4.Посмотрите в тексте и ответьте, кто главные герои  в стихотворении? (Старый солдат, молодой солдат и  лирический герой – автор стихотворения)

Лирический герой –  это художественный “двойник” автора-поэта.

5.В каких строках выражена идея стихотворения и в чем она заключается. (Наши предки были великими, героическими  личностями, богатырями, которые  защитили Родину от врага, а сегодня молодежь не такая.) Слышится упрек молодежи, что это не они богатыри.

6.Откуда Лермонтов мог знать о войне 1812 года? Что легло в основу стихотворения? (Рассказы отца, крепостных крестьян, гвардейцев с которыми служил вместе)

7. От чьего имени ведется повествование (от имени старого солдата)

8. Ребят, в какой форме написано стихотворение? (в форме диалога)

9. Сколько частей мы можем выделить в тексте? (3 части) 

10.Какова композиция (структура) стихотворения? С чего начинается стихотворение и чем заканчивается? «Да были люди в наше время…» (кольцевая).

11..Какие средства художественной выразительности использует  автор в своем стихотворении? ( Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой) Эпитеты  делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв.

  (Сравнения: французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)

     Сравнения помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения.

-Мы закончили анализ стихотворения. Давайте проверим, все ли верно отмечено (СЛАЙД  ответы № 3).

Заключительное слово:

Из этого стихотворения, как из зерна, выросло величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:          Ребята! Не Москва ль за нами?

                          Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова – это урок и завещание потомкам.

Итог урока и рефлексия: Вспомните, ребята, какие мы ставили цели в начале урока: выполнить анализ стихотворения, узнать, что легло в основу стихотворения. Какое значение имеет стихотворение «Бородино» и подвиг солдат для последующих поколений.  Мы справились с задачами?

Ребята, выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Выставление оценок: Проговорить  оценки. Все довольны своим результатом?

  1. Домашнее задание
  1. Выучить стихотворение всем: на «5» выучить все стихотворение, на «4» - половину.
  2. Подготовить иллюстрации к стихотворению или написать отзыв на стихотворение (мини-сочинение) (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».    Предметные цели: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в хо...

Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"

Это урок литературы и истории в 5 классе  по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...