Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных защитников Родины; формирование навыка чтения наизусть,исследовательской работы с текстом,работы с учебником и иллюстрациями,самостоятельной лексической работы;воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели:

  1. Выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников родины.
  2. Формирование навыка чтения наизусть, исследовательской работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями, самостоятельной  лексической работы.
  3. Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

Задачи:

  1. Наблюдение за ролью звуков в  стихотворении  «Бородино». Выявление связи между звуковой стороной  и содержанием  стихотворения.
  2. Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте.

(аллитерация, ассонанс)

  1. Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, риторических восклицаний)

Оборудование: иллюстрации к стихотворению «Бородино», презентация с  иллюстрациями к тексту.

Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Для начала давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем хорошего настроения и творческих успехов.

2.Актуализация знаний. 

Сегодня на уроке мы продолжаем анализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Что Вы знаете уже о нем? (произведение о событиях Отечественной войны 1812 г., построено в форме диалога.)

  • В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).
  • Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (14 строф, причем 13 из них приходится на монолог – ответ старого солдата)
  • От чьего имени ведется рассказ? (от имени «могучего племени», русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)
  • Что этим достигает автор? (при прочтении возникает чувство гордости за русский народ, чувство величайшего патриотизма)
  • О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? (стихотворение повествует о главном сражении русских войск с многотысячной армией французов под Бородино, переломившем ход всей войны)
  • Какие картины проходят перед глазами читателя? (вначале устами старого солдата автор рассказывает о долгом вынужденном отступлении русских войск, о досадных поражениях и, наконец, о главном событии войны 1812 года – сражении под Бородино)
  • Что возмущало солдат? (возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)
  • О чем печалится солдат и чем гордится? (печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)

Какова основная мысль данного произведения, идея? (Показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть)

3.Мотивация.

- Скажите, что помогает автору любого произведения выразить свою мысль?

-Давайте  вместе определим тему урока.

- Итак, тема нашего урока «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»»

- Кто может сформулировать цель нашего урока?

- Продолжите фразу: «На уроке мы должны ..» (повторить изобразительно-выразительные средства языка; узнать, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Лермонтов в стихотворении «Бородино», какую роль они выполняют; закрепить умение анализировать текст)

Ребята, мы попробуем сегодня провести небольшое исследование. Каждое исследование доказывает какую-нибудь гипотезу. Давайте вместе сформулируем гипотезу нашего исследования.

Гипотеза: изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» помогают автору выразить основную мысль: показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть

Что нам поможет доказать нашу гипотезу? (текст  произведения, его анализ)

Д.4.Проверка домашнего задания. Какими вы представляете себе рассказчика и молодого солдата? Составьте их устные портреты. Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран - человек смелый, мужественный .(чтение 7строфы.)

Спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, усталость.

Патриотизм, готовность сложить голову за Родину. Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой. Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

5.Прослушивание стихотворения с начала стихотворения до слов «Кусая длинный ус…»

6. Словарная работа: В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, обратите внимание на таблицы с изображением данных предметов, расположенные на доске:

  • Редут – полевое укрепление
  • Картечь – артиллерийский снаряд
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
  • Бивак – стоянка войска под открытым небом
  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
  • Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей

Словарная работа:

– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, определите их лексическое значение.

Редут – полевое укрепление.

Картечь – артиллерийский снаряд.

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка войска под открытым небом.

Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи.

Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей.

Кивер- высокий головной убор.

7.Исследовательская работа.

Найдите в речи рассказчика местоимения, Сколько раз употреблено местоимение я? Чем объясняется такое употребление?(В речи рассказчика всего два раза употреблено местоимение я. Чаще всего встречаются местоимения наше, мы. Рассказчик чувствует единство с теми. Кто самоотверженно защищает родину. Он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска.

Лексическая работа(делали дома) мусью, басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке.

В какой речи обычно употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит? Слова употребляются чаще в разговорной речи. Рассказчик- простой человек из народа.

 Слово учителя.

В каждом слове вы слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным. В то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена, как тени, грозная сеча и т.д), органически сочетается с живой речью солдата. Позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный  образ русского   народа- героя Отечественной войны 1812 года.

Какие слова имеют иронический оттенок? Слова мусью, басурманы рассказчик произносит с иронией, подчеркивая презрительное отношение к врагу.

Д.Проверка домашнего задания. Прочитайте слова, отражающие героизм русских солдат. Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему?

Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово отдали в контексте стихотворения? Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Поэт исторически точно показал. Что русские отдали, а не сдали Москву.

Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?(Сообщение)

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Какое значение имеют фразы « Ведь были ж схватки боевые». «Мы долго молча отступали,,, О русские штыки?» Лермонтов точен в изображении всей войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений( «Ведь были ж схватки боевые…».

Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии.

( «Мы долго молча отступали…»)

Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?

Действительно ли по-дружески. По-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: Забил заряд я в пушку туго/и дуал: угощу я друга/Постой-ка  брат мусью!». Однозначными или многозначными являются слова друг и брат.

Друг 1.сторонник. защитник кого-, чего-нибудь (высок).2.Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Брат.1. Обращение, фамильярное или дружеское.2.Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям.3. Товарищ, единомышленник.

Слова друг и брат употреблены  в переносном значении. Они подчеркивают фамильярное отношение к врагу.

Д.8.Выразительное чтение со слов «И только небо засветилось» до слов «Слились в протяжный вой…»(учащиеся).

С какими словами полковник обратился к солдатам? Как  эти слова характеризуют его?

Полковник – человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам, Его призыв отвечает народным чувствам.

9.Поэтическая  фонетика. Приемы звукописи.

Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Обращение к домашнему заданию.

Как называется повторение одинаковых звуков?(слайд)

Д.Аллитерация-повторение однородных согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Д.Ассонанс-повтор в тексте одинаковых или похожих гласных звуков, который  служит для создания звукового образа. Усиливает выразительность поэтической речи.

Задание к таблице.

Мы будем знакомиться с необычной фонетикой, эта фонетика существует в стихотворной речи и поэтому называется  поэтической .

Наша задача – наблюдение за ролью звуков в  стихотворении  « Бородино ». Выявление связи между звуковой стороной  и содержанием  стихотворения .

Для  анализа  возьмём  3 строфы.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга  царю, отец солдатам,

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

Задание№1: подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них  количество звонких согласных.

Задание №2:

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять..

Вот затрещали  барабаны-

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей  считать.

Подчеркнуть сочетания 2-х   и   более  согласных, подсчитать в них количество звонких согласных, указать их общее количество в строфе. Записать в транскрипции.

А теперь проанализируем систему гласных в данной строфе:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Построчный анализ (читаем строку в строфе и произносим выделенные слияния гласных)

  • Что передают гласные звуки в первой строке?

1-я строка - волнообразные перемещения войск на месте сражения

2-я строка - стремительные движения знамён, падающих вместе с убитыми, знамёна подхватывают живые, и они вновь взмывают вверх…

3-я строка - сквозь дымовую завесу слышны звуки выстрелов

4-я строка - явственно слышны удары булатных мечей (у-а)-(у-а), визг летящей картечи

5-строка-снова слышны удары мечей (у-а), стоны, перерастающие во всеобщий гул

6-строка-узнаём звук картечи (и-а-а)

7-я строка – слышится нарастающий победный гул Ур(а-а-а-а).

Анализ сочетаний согласных

Задание: запишите в транскрипции сочетания 2-х и более согласных из этой же строфы.

1,2,3 строки [ср]-[зн]-[бл]-[ст]

4,5 строки [зв]-[рт]-[ж:]-[ст]

6,7строки [др]-[пр]-[кр]

  • Какие звукообразы передают эти строки?

Режущие, свистящие звуки передают звон булата, визг пуль, пролетающих ядер, встречающих на своём пути какое-то препятствие,

Тормозящее их движение. Повторяющийся звук [р] напоминает об этом.

  • Но что это за препятствие? Обратитесь к тексту 7-й строки…
  • Как звуковой строй стихотворения  участвует в раскрытии темы?
  • Как называется художественный прием, когда автор специально повторяет определенные согласные звуки? (аллитерация)

Обобщение: Наши наблюдения показывают, что звуковой строй стихотворения активно участвует в раскрытии темы, идеи, связан с элементами построения сюжета.

Слово учителя. Известный русский поэт Андрей Белый раскрыл звуковую структуру лермонтовского стиха. Для которой характерна борьба двух музыкальных тем: широкого открытого гласного (А). сопутствующего характеристике русских, и низкого (У),соответствующего теме французов. Эта сложная музыкальная организация органически сливается с простой разговорной интонацией произведения.

10. Инверсия.

Многие предложения, например «Носились знамена, как тени» или «Смешались в кучу кони, люди…»- начинаются со сказуемого, что не свойственно русскому языку. Один и тот же основной смысл может выражаться с помощью разных порядков слов, причем изменение порядка может подчеркивать те компоненты значения, которые наиболее тесно связаны с отношением говорящего к событиям. Такой прием называется инверсия.

Найдите примеры инверсии в 1 строфе. (французу отдана, схватки боевые, помнит вся Россия).

   Как вы думаете, почему поэт использует обратный порядок слов?

11.Выразительное чтение со слов «Изведал враг в тот день немало» « и до конца.

Назовите глаголы, передающие напряженность боя. Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?

Работа с учебником. Статья «Для вас, любознательные!» Из «Записок Ермолова».

Обращение к иллюстрации в учебнике. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо. Сообщение учащегося о  панораме.

Д.12.Какой момент Бородинского сражения изображен на фрагменте панорамы Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны?

На полотне изображен самый напряженный момент Бородинского сражения - атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа(7 сентября) 1812 года. Наиболее созвучными изображенному на фрагменте моменту являются строчки стихотворения: «Вам не видать таких сражений!»

Д.12.Лексическая работа.( проверка домашнего задания).

Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?  Получится ряд слов: схватки боевые, боя, к бою, в перестрелке, в Бородинской бой, таких сражений, русский бой, бой удалый, наш рукопашный бой, затеять новый.

Какое слово встречается чаще и почему? Слово бой в контексте стихотворения приобретает значение «решающий» бой, имеющий важное историческое значение. Бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело.

13.Работа с учебником. Чтение определения риторического восклицания. Работа по  вариантам. Найдите строки с риторическим восклицанием. 1 вариант – от начала стихотворения и до слов «Есть разгуляться где на воле…» 2 вариант – от слов «Есть разгуляться где на воле» до конца стихотворения. С какой целью в каждом случае оно употребляется?( см. распечатку)

Обращение к учебнику. Чтение определения риторического восклицания.

Риторическое восклицание  восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

- Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

1 вариант  от начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле…»

Да говорят ещё какие!  звучит гордость за тех, кто принёс славу родине.

Про день Бородина! – подчёркивается значимость события.

Богатыри  не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.

Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.

14.Подача домашнего задания.

2 вариант  от слов «Есть разгуляться где на воле…» до конца стихотворения.

Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы.

У наших ушки на макушке! – гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.

Вам не видать таких сражений!  звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях.

И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!  звучит ирония рассказчика, сознающего своё моральное превосходство над врагом.

За Родину свою! – звучит высокое патриотическое чувство, которое испытывал каждый русский солдат  участник Бородинского сражения.

Как наши братья умирали! – звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений.

Наш рукопашный бой! – местоимение «наш», звучащее в риторическом восклицании, подчёркивает патриотический подъём русских людей, идущих на бой не ради славы, а ради свободы Родины, решимость солдат не щадить себя во имя Родины.

Ну ж был денёк! – особо ярко передаётся воспоминание старого солдата о тяжёлом сражении, о силе врага.

15.Обращение к учебнику. Статья «Сравнения. Метафоры».(работа с таблицей).

Сравнение  образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).

Метафора  это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).

Метафора  скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

Какую роль играют сравнения в тексте? Сравнения просты (французы двинулись, как тучи), они создают впечатление живой разговорной речи простого русского солдата.

-       Работа с таблицей в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их.

Таблица № Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

16.Итоги урока.

Чему уделяет большее внимание поэт - описанию боя или душевному состоянию его участников? Поэта  больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим  стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди. Их поведение, душевное состояние, отношение их к  происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.

9.Рефлексия: Урок для меня показался. За урок я

10. Домашнее задание. Анализ образных средств( риторическое восклицание.)

 

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

 

 

 

Задание

Определите следующие средства выразительности, заполните таблицу №2

Звучал булат, картечь визжала; залпы тысячи орудий слились в протяжный вой; гора кровавых тел;

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди;

Таблица № 2

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

 

Метафоры делают текст ярче выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв.

Сравнения

 

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его.

Вывод:

Таблица 3

«Характеристика

рассказчика»

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий, рассказчик военных событий.

Сколько ему лет?

47-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Каков его внешний облик?

Морщинистое  лицо,   тело в шрамах, седые усы и волосы, крепкого телосложения.

В чем особенность его манеры   держаться?

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым.

Каковы особенности речи?

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит «я» и «мы». Рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно, видно, что он хорошо понимает значения сражения, в котором сам участвовал.

Каков его характер?

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей. Он – герой, храбрый, отважный, с орденами на груди. Он  полон  доблести, силы, сохранял крепкий моральный дух.

 

 

 

 Задание

Определите следующие средства выразительности, заполните таблицу №2

Звучал булат, картечь визжала; залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел;

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди;

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»

Элективный курс для  учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на...

Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.

Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...

Статья на тему: «Цвет как средство художественной выразительности»

Цвет - один из важных средств художественной выразительности в детских работах....