Статья на тему: «Цвет как средство художественной выразительности»
статья

Крикун Карина Александровна

Цвет - один из важных средств художественной выразительности в детских работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_kak_sredstvo_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Цвет как средство художественной выразительности»

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов и искусствоведов. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Цвет – это определенная длина цветовой волны, которая влияет на глаз. Цвет имеет 4 функции и в разных видах искусства представлен по-разному. Функции цвета:

  • Изобразительная – отвечает за реальную окраску предметов. В реальной жизни цвет применяется: от характера освещенности, от времени года и суток, от заслоняемости другим предметом (от тени), от удаленности предмета от зрителя, от того какие предметы/явления находятся рядом (блики).

Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Наука, которая изучает закономерности цвета в природе – цветоведение – и цветоощущение человека (химия, физика, биология, искусствоведение).

Цвета различаются по составу оттенков: чем больше синего, тем холоднее, чем больше желтого, тем теплее. Основные цвета делятся на основные и дополнительные. Три основных цвета: желтый, красный, синий. Основные цвета составные / дополнительные называются хроматические – это цвета, которые имеют цвет, окраску. Черный, белый, все оттенки серого – ахроматические цвета.

Насыщенность – количество краски на единицу площади.

Светлота – обозначает оттенки одного цвета, которые получаться в результате смешивания в результате смешивания белой/черной краски с основной.

Контрастные по тону – далеко друг от друга, они дисгармоничны, т.к. не создают ощущения равновесия, близкие по тону – рядом по цветовой гамме.

Каждый цвет можно представить в трех видах:

1. Ассоциативный – по ассоциации, субъективное, т.к. вызывает разные ассоциации.

2. Техническое название цвета по материалу, который используется для приготовления краски этого цвета. Не доступно для многих.

3. По цветовому тону, который применяется в цветоведении.

Все цвета создают триаду цветов.

  • Выразительная – отвечает за передачу настроения за счет цветовой гаммы. Передача конкретного настроения в картине достигается путем сочетания цветов, т.е. с помощью колорита. Значит давая характеристику настроения нельзя называть отдельные цветовые тона, а надо давать характеристику колорита, т.е. характеристику цветового содержания.

Характеристика колорита:

- по светлоте: темный или светлый

- по насыщенности, яркий или приглушенный

- по теплоте: теплый или холодный.

Таким образом, веселое настроение – это светлый, яркий, теплый, контрастные или близкие по тону. Страшное/мрачное настроение – это темный, яркий, близкие или контрастные по тону, холодные. Грустное/печальное – это светлый / темный приглушенный, близкий по цвету, холодные, теплые тона. Спокойное – это светлые приглушенные, близкие по тону, теплые тона.

  • Декоративная– с помощью цвета украшается произведение.
  • Композиционная– с помощью цвета выделяется сюжетно-композиционный центр.

Цвет в живописи играет основную роль. Художник максимально реально передает ведущие функции – изобразительную и выразительную.

В графике цвет особой роли не играет. И используется условно в иллюстрациях для детей, только основные цвета, без оттенков. Их цель дать общие представления и привлечь внимание.

В скульптуре цвет зависит от материала, который зависит от задумки. В архитектуре – декоративная украсить, композиционная – выделить детали. Декоративно прикладное искусство – ведущая декоративная функция – украсить.

Таким образом, цвет присутствует во всех видах искусства, но каждый вид искусства накладывает свои отпечатки.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образцу, он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.

Проблема восприятия цвета учащимися при изобразительной деятельности в общеобразовательных школах, считается одним из острых.

Именно на уроках изобразительного искусства создается эмоционально-образная атмосфера познания, ставятся цели и задачи, происходит живое общение между детьми и художественными произведениями, так чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Любая тема изобразительного искусства должно быть не только изучена, а прожита, то есть, пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связанными с реальной жизнью ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт наставника – педагога, учителя искусства, именно тот, кто может помочь в познании искусства.

Список использованной литературы:

  1. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г. – 270с.
  2. Максимова, М. В. Влияние цвета на выразительность детского рисунка / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 892-894. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31362/
  3. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др. – М.: Просвещение, 1985. - 271с.
  5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. – 326 с.
  6. Оноприенко Лилия Прокофьевна ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvitiya-sveta-i-tsveta-kak-sredstva-vyrazitelnosti-na-zanyatiyah-po-istorii-iskusstv
  7. Эзиева С. Т. Особенности формирования художественного образа в портрете средствами живописи // МНКО. 2013. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-portrete-sredstvami-zhivopisi

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

Тест по теме" Средства художественной выразительности".

Данный тест по теме "Средства художественной выразительности" можно использовать как  в качестве подготовки к ЕГЭ по русскому языку,так и для индивидуальных домашних заданий по литературе....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...