Урок литературы в 5 классе по теме "Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Базылева Алла Николаевна

Урок в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  «СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО».

Цели

Выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников родины.

Формирование навыка чтения наизусть, исследовательской работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями, самостоятельной лексической работы.

Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

ХОД УРОКА

1.        Проверка домашнего задания. Что такое диалог и монолог?

   Какими вы представляете себе рассказчика и молодого солдата?

Составьте их устные портреты.

2.        Исследовательская работа с текстом.

        Найдите в речи рассказчика местоимения. Сколько раз употреблено местоимение я? Чем объясняется такое употребление?

В речи рассказчика всего два раза употреблено местоимение я. Чаще всего встречаются местоимения наше, мы.

Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину, он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска.

Лексическая работа

  • Объясните значения слов: мусью (мосье), басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке.
  • В какой речи обычно употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит?

Слова употребляются чаще в разговорной речи. Рассказчик — простой человек из народа.

Слово учителя

В каждом слове вы слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха (сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена, как тени, грозная сеча и т. д.), органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа — героя Отечественной войны 1812 г.

•        Какие слова имеют иронический оттенок?

Слова мусью, басурманы рассказчик произносит с иронией, подчеркивая презрительное отношение к врагу.

  • Проверка домашнего задания.
  • Прочитайте слова, отражающие героизм русских солдат. Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему?
  • Выразительное чтение наизусть от начала стихотворения до слов «Французы тут как тут».
  • Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово отдали в контексте стихотворения?

Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву.

  • Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?
  • Какое значение имеют фразы: «Ведь были ж схватки боевые...», «Мы долго молча отступали... О русские штыки?»

Лермонтов точен в изображении всей войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений («Ведь были ж схватки боевые...»).

Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии («Мы долго молча отступали... О русские штыки?»).

  • Выразительное чтение наизусть от слов «Забил заряд я в пушку туго...» до слов «Кусая длинный ус».
  • Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?
  • Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго /

И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат мусью!» Однозначными или многозначными являются слова друг и брат?

Друг. 1. Сторонник, защитник кого-, чего-нибудь (высок). 2. Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Брат. 1. Обращение, фамильярное или дружеское. 2. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 3. Товарищ, единомышленник.

Слова друг и брат употреблены в переносном значении. Они подчеркивают фамильярное отношение к врагу.

  • Выразительное чтение наизусть от слов «И только небо засветилось...» до слов «...мы в Бородинский бой».
  • С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его?

Полковник — человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам. Его призыв отвечает народным чувствам.

  • Выразительное чтение наизусть от слов «Ну ж был денек!» до слов «...гора кровавых тел».
  • Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых звуков?

Повторение звука [а] передает накал сражения.

Аллитерация — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс — повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.

Слово учителя

Известный русский поэт Андрей Белый раскрыл звуковую структуру лермонтовского стиха, для которой характерна борьба двух музыкальных тем: широкого открытого гласного [а], сопутствующего характеристике русских, и глухого низкого [у], соответствующего теме французов. Эта сложная музыкальная организация органически сливается с простой разговорной интонацией произведения.

Многие предложения, например: «Носились знамена, как тени» или «Смешались в кучу кони, люди...» — начинаются со сказуемого, что не свойственно русскому языку. Один и тот же основной смысл может выражаться с помощью разных порядков слов, причем изменение порядка может подчеркивать те компоненты значения, которые наиболее тесно связаны с отношением говорящего к событиям.

  • Как вы думаете, почему поэт использует обратный порядок слов?
  • Выразительное чтение наизусть от слов «Изведал враг в тот день немало» до конца стихотворения.
  • Назовите глаголы, передающие напряженность боя.
  • Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?
  • Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!». Из «Записок Ермолова».
  • Обращение к иллюстрации в учебнике. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо.
  • Сообщение учащегося о панораме Ф.А. Рубо «Бородинская битва».
  • Какой момент Бородинского сражения изображен на фрагменте панорамы Ф.А. Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны?

На полотне изображен самый напряженный момент Бородинского сражения — атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Наиболее созвучными изображенному на фрагменте моменту являются строчки стихотворения: «Вам не видать таких сражений!..»

Лексическая работа

•        Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?

Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для определения битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый).

•        Какое слово встречается чаще и почему?

Слово бой в контексте стихотворения приобретает значение «решающий бой», имеющий важное историческое значение. Бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело.

  • Обращение к учебнику. Чтение определения риторического восклицания.
  • Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

1        вариант — от начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле...».

Да, говорят еще какие! — звучит гордость за тех, кто принес славу родине.

Про день Бородина! — подчеркивается значимость события.

Богатыри — не вы! — звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.

Не отдали б Москвы! — чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.

2        вариант — от слов «Есть разгуляться где на воле...» до конца стихотворения.

Есть разгуляться где на воле! — звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! — гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.

Вам не видать таких сражений! — звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях.

И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! — звучит ирония рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом.

За родину свою! — звучит высокое патриотическое чувство, которое испытал каждый русский солдат — участник Бородинского сражения.

Как наши братья умирали! — звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений.

Наш рукопашный бой! — Местоимение наш, звучащее в риторическом восклицании, подчеркивает патриотический подъем русских людей, идущих на бой «не ради славы», а ради свободы родины, решимость солдат не щадить себя во имя родины.

Ну ж был денек! — особо ярко передается воспоминание старого солдата о тяжелом сражении, о силе врага.

  • Обращение к учебнику. Статья «Сравнения, метафоры».
  • Какую роль играют сравнения в тексте?

Сравнения просты (французы двинулись, как тучи), они создают впечатление живой разговорной речи простого русского солдата.

3.        Итоги урока.

•        Чему уделяет большее внимание поэт — описанию боя или душевному состоянию его участников?

Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.

  • Выразительное чтение учителем воспоминаний Ф.Н. Глинки.
  • Прослушивание выразительного чтения двух вариантов исполнения стихотворения «Бородино» в электронном приложении. Сравнение интерпретаций.

4.        Домашнее задание.

Составить описание кадров и придумать подписи к ним для диафильма «М.Ю. Лермонтов «Бородино» (с использованием материалов рубрики «В мире искусства» электронного приложения).

  1. вариант — первые 6 кадров к фрагментам стихотворения от начала до слов «За родину свою».
  2. вариант — последующие 5 кадров к фрагментам стихотворения от слов «Два дня мы были в перестрелке» до слов «Не отдали б Москвы!».

Индивидуальное задание Подготовить комментарии фрагментов панорамы Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (5 учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок по ФГОС. Олимпийские боги. Средства художественной выразительности. Пропорции мира человека.

Урок по ФГОС Олимпийские боги Средства художественной выразительности Пропорции мира человека...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...