Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Слова – средства художественной выразительности» 2 часа.

Цели урока:

Образовательные: -дать понятие «тропов»: эпитетов, олицетворений, метафор;

                                   - отработать навыки нахождения данных тропов в текстах.

Развивающие: развивать умение пользоваться тропами в устной и письменной речи.

Воспитательные: содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.

Ход урока:

Слово учителя.

Знаменитая русская поэтесса А. Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней царственное слово.

Царственное слово – это, конечно, не то, что слетает с наших губ в будничной суете. Царственное слово является поэту в минуты творческого взлета, даря художественной речи красоту и образность. Искусству художественного слова учат нас писатели, которые из народного языка, по выражению М. Горького, «сделали чудо». Вот о таких чудесах мы и будем сегодня говорить. А когда мы откроем секреты волшебства, то сами сможем стать волшебниками и будем обычные слова превращать в чудесные. Готовы? Тогда – в путь!

У многих слов в языке есть прямое и переносное значение. Слова, используемые в переносном значении, называются тропами. Их много, но мы сегодня будем знакомиться только с эпитетами, олицетворениями и метафорами.

Открываем учебник, читаем теоретический материал на стр. 255.

- Так чем отличается эпитет от простого определения? Правильно, определение – это физическая характеристика предмета, которую мы можем увидеть, измерить, потрогать. А эпитет – это образное определение, мы можем его только представить в уме.

- Упр 372 устно. Найдите эпитеты в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды».

- Упр 373 письменно с «подсказкой».

- Упр 375 «Устное рисование». Опишите сегодняшний день, употребив некоторые из данных эпитетов.

- Запишем словосочетания, подчеркнем эпитеты.

   Хрупкая девушка, серебряная монета, сладкое варенье, ледяной взгляд, холодный ветер, чистые руки, чистая совесть, угрюмый лес, серебряный голос, большие сугробы, ласковый ветер.

Работа по развитию речи. Записываем на доске текст (может сделать учитель), объясняем непонятные слова, работаем с орфографией, находим эпитеты.

Море с голой степью говорило:

«Это ты меня солончаками

И полынью горькой отравила,

Жарко дуя жесткими песками!

Я ли не господняя криница?

Да не пьет ни дикий зверь, ни птица

Из волны моей солоно-жгучей,

Где остался твой песок летучий!»

- Ну а теперь поговорим об олицетворении. Давайте выделим корень в этом слове и подберем однокоренные слова. Все эти слова «связывает» лицо. А у кого есть лицо? Правильно, у живых существ. Давайте найдем подтверждение этому в теоретическом материале на стр. 259. Мы были правы!

- Ребята, судя по тем примерам, которые приведены в учебнике, кто и где чаще всего использует олицетворения? Да, это поэты, пишущие о природе, с помощью олицетворений они «оживляют» природу, делая ее живым существом. Практически на одних олицетворениях построены многие стихи С. Есенина, которые вы знаете еще с начальной школы. Но мы с вами тоже используем олицетворения в разговорной речи, только вы об этом не задумывались, потому что еще не знали этот троп. Как мы говорим о дожде? Правильно, дождь идет. А ведь это олицетворение. Так что мы с вами тоже немножечко поэты. А теперь давайте закрепим наши знания об олицетворении.

- Упр 379 устно

-Упр 381 устно

- Ребята, олицетворения могут использоваться не только в лирике, но и в прозе. Давайте прочитаем два отрывка в упр 380.

- Работа с текстом. Запишем текст (комментированное письмо), найдем и подчеркнем олицетворения.

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче.

- Молодцы, вы хорошо поработали, но теперь мы должны познакомиться со сложным тропом – метафорой, поэтому сейчас будьте очень внимательны.

- Сначала прочитаем теоретический материал на стр. 257. Они очень похожи на олицетворения, все же посложнее. Это образное сравнение (не просто сравнение!). Давайте запишем строчку из стихотворения С. Есенина: «В саду горит костер рябины красной…». Поэт мог бы написать: «Рябина горит, как костер». Но он сказал – костер рябины. Правда, что так намного красивее и выразительнее? Есенин «спрятал» сравнение, и получилась метафора.

- Найдите метафоры в Упр 376, 378.

- Упр 377 письменно.

-Самостоятельная работа – упр 383 (мини-сочинение).

- А теперь проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы определять вид тропа (проверочная работа, можно частично выполнить письменно).

1) Ветер, ветер, ты могуч,

     Ты гоняешь стаи туч.

2)Прекрасная русская речь.

3) С гор побежали ручьи.

4) Осторожно ветер

     Из калитки вышел.

       Постучал в окошко,

      Пробежал по крыше.

5) В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря…

6) Синий туман. Снеговое раздолье,

     Тонкий лимонный лунный свет.

7) Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана.

8) В багрец и золото одетые леса.

9) Зима окутала все белым покрывалом.

10) Пчела за данью полевой

       Летит из кельи восковой.

11) Здесь даже камни плачут.

      Цветы мне говорят: «Прощай!»

12) Вечер черные брови насопил.

13) Лохматые тучи.

14) Чудное мгновенье.

15) Багровый костер заката.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, мы сегодня изучали новую и важную тему, познакомились с некоторыми видами тропов. Поэты и писатели умеют творить со словами чудеса, а мы увидели, как эти чудеса делаются. Хочется надеяться, что вы будете пользоваться тропами в устной и письменной речи, ведь они делают нашу речь более яркой и выразительной.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: упр 374.

Директор МБОУ «СОШ № 12»

Горохов Ю. А.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

План- конспект урока «Средства художественной выразительности».

Тема урока: Средства художественной выразительности.Сказочная страна....

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Средства художественной выразительности.

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (по учебнику А. И. Власенкова)...

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...

Конспекти интегрированного урока «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» в 4 классе

Бинарный урок учителя Литературного чтения и учителя английского языка (внеклассная работа) в 4 классе....