Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Средства художественной выразительности.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Волкова Наталья Александровна

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (по учебнику А. И. Власенкова)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti._11_klass.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Агибаловская СШ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская  средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

План-конспект урока по

русскому языку в 11 классе

Тема:

 СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ТРОПЫ

           

Разработала:

Волкова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

2017

ТЕМА: Средства художественной выразительности. Тропы.

ТИП УРОКА:  комбинированный.

Планируемые результаты:

1. Предметные[1]: познакомить учащихся с такими средствами художественной выразительности, как тропы; выяснить, с какой целью используются тропы в текстах художественного и публицистического стилей; выработать умение находить в текстах средства художественной выразительности.

 2. Метапредметные[2]: выработать умение целостно воспринимать текст, умение анализировать тексты разных жанров и стилей.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Коммуникативные: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

       

          3.  Личностные[3]: развитие способности формулировать и ярко и точно выражать свои мысли; формирование коммуникативных способностей учащихся; привлечение интереса к предмету.

Оборудование:

  1.  Компьютер
  2. Проекционный аппарат

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1.  Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

         Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Вступительное слово учителя. Знакомство учащихся с темой и целями занятия.

Цель: мотивация учащихся.

- Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся). Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть?

                           Регулятивные УУД целеполагания.

КоммуникативныеУУД: умение выражать мысли

  1. Беседа. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 – Какие средства художественной выразительности вы уже знаете? Работа с презентацией.

      - Что такое тропы? (Слайд 2-3)

      - Расскажите об эпитетах, метафоре, сравнении, олицетворении. Приведите примеры (слайд 3-8).

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы.

Регулятивные УУД: самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления

  1. Объяснение нового материала.

Цель: изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем знакомиться с такими средствами художественной выразительности, как тропы. Мы поговорим о более сложных и редких тропах, таких, как метонимия, синекдоха, перифраза, литота, гипербола, аллегория, гротеск. С некоторыми из них вы уже сталкивались на уроках литературы, о других услышите сегодня в первый раз. Начнём мы с метонимии.

Метонимия – перенос значения по смежности: с содержимого на содержащее.

Например: Съешь ещё тарелочку. Аудитория молчала. Весь город говорил об этом.

Синекдоха – частный случай метонимии. Перенос значения на основе количественной связи: с части на целое, с целого на часть.

Например: Все флаги в гости будут к нам, и запируют на просторе. (А.С.Пушкин)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз… (М.Ю.Лермонтов)

Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением.

Например: царь зверей – лев, чёрное золото – нефть, люди в белых халатах – врачи.

Погасло дневное светило (солнце) (А.С.Пушкин).

Гипербола – художественное преувеличение.

Например: В сто сорок солнц закат пылал… (В.В.Маяковский); Не видел тебя целую вечность.

Литота – художественное преуменьшение.

Например: мальчик с пальчик, крошки во рту не было, осиная талия.

Аллегория – иносказание. Передача одного явления через другое; часто используется в баснях, сказках. Лиса – аллегория хитрости, медведь – неуклюжести, заяц – трусости. Часто целые произведения являются аллегориями: «Волк на псарне» басня И.С.Крылова, «Анчар» А.С.Пушкина.

Ирония – неявная, скрытая насмешка.

Например: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.С.Пушкин).

Гротеск – предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного.

Например: гротескные описания в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (названия племён: головотяпы, лукоеды, губошлёпы, кособрюхие и т.д.); чудовища из сна Татьяны в «Евгении Онегине»: Один в рогах, с собачьей мордой, другой с петушьей головой… Вот череп на гусиной шее…

Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция

Познавательные: осознание познавательной задачи, осуществление анализа, обобщения.

  1. Закрепление материала.

 Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Тренировочные упражнения

1. Определите, какие тропы встречаются в данных отрывках.

- Всё спит: и человек, и зверь, и птица. (Н.В.Гоголь) (синекдоха)

- Игру его любил творец Макбета. (А.С.Пушкин) (перифраза)

- Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь. (С.А.Есенин) (олицетворение)

- Она свежа, как вешний цвет, взлелеянный в тени дубравной. (А.С.Пушкин) (сравнение)

2. Найдите средства художественной выразительности в стихотворении С.Есенина «Песнь о хлебе» (текст стихотворения роздан каждому ученику).  приложение 1.

3. Творческое задание.

- Попробуйте подобрать средства художественной выразительности для описания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» (репродукция картины на доске).

4. Подготовка к ЕГЭ.

- При сдаче ЕГЭ по русскому языку вам тоже придётся столкнуться с тропами и стилистическими фигурами, выполняя задание 24. Разберём подобное задание (текст на каждой парте, учащиеся работают в парах). приложение 2.

Прочитайте текс и выполните задание В8.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8 «Рассуждая о писательском мастерстве, К.Паустовский прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть _________________(«богатство прозы», «живые глаза»), ____________(в предложении 13), ________________(в предложениях 3, 4, 15). Разговор с художником писатель оформляет в виде ________________(предложения 13 – 18).

Список терминов:

  1. Гипербола
  2. Оксюморон
  3. Метафоры
  4. Риторический вопрос
  5. Инверсия
  6. Диалог
  7. Ряды однородных членов
  8. Диалектизмы
  9. Анафора.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать, выполнять учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли.

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах), контроль, коррекция.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива

- Итак, сегодня мы с вами познакомились с такими средствами художественной выразительности, как тропы. Это метонимия, синекдоха, литота, гипербола, перифраза, аллегория, ирония. А зачем нужны тропы? Для чего их используют поэты и писатели? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

- Арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы смогли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Тропы украшают нашу речь, делают её точной, ясной, выразительной. Для этого служат и стилистические фигуры, с которыми мы познакомимся на следующем занятии, и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Чем помог урок? Какую работу проводили? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Оцените свою работу на уроке.

7. Выставление и комментирование оценок.

  1. Домашнее задание: повторить теоретический материал (для всех);

- упражнение 505,

- в стихотворении любого автора найти тропы, объяснить, с какой целью они используются в тексте (на выбор).


ИСТОЧНИКИ

  1. Власенков А.И..Русский язык. 10 – 11 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Золотарёва И.В. Поурочные разработки к учебнику. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Есенин С.А. Собрание сочинений. – М.: Современник, 1990.
  4. ФГОС [Электронный ресурс]:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 

Приложение 1

Стихотворение С.Есенина

Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл – страдания людей!

Режет серп тяжёлые колосья

Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо

С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома,

Каждый сноп лежит, как жёлтый труп.

На телегах, как на катафалках,

Их везут в могильный склеп – овин.

Словно дьякон, на кобылу гаркнув,

Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелют по земле

И цепами маленькие кости

Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не станет,

Что солома – это тоже плоть!..

Людоедке-мельнице – зубами

В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств…

Вот тогда-то входит яд белесый

В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,

Грубость жнущих сжав в духмяный сок,

Он вкушающим соломенное мясо

Отравляет жернова кишок.

И свистят по всей стране, как осень,

Шарлатан, убийца и злодей…

Оттого, что режет серп колосья,

Как под горло режут лебедей.

С.Есенин.

Приложение 2

ИСКУССТВО ВИДЕТЬ МИР.

  1. Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.
  2. Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (3) Она заключается в том, что знание всех соседних областей искусства – поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. (4) Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. (5) Это всё добавочные богатства прозы, как бы её дополнительные цвета.

(6) Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград. (7) Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (8) Одет он был мешковато. (9) Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны загрунтованного холста. (10) Нетрудно было догадаться, что это художник.

(11) Мы разговорились. (12) Мой попутчик рассказал, что едет к приятелю леснику, будет жить у него и писать осень.

 (13) – В русской земле столько прелести,- сказал он, - что всем художникам хватит на тысячи лет. (14) Но знаете,- добавил он с тревогой,- что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. (15) А ведь красота земли – вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. (16) Это одна из конечных наших целей. (17) Не знаю, как вы, а я в этом убеждён. (18) Без понимания этого какой же может быть передовой человек!

(19)Художник сошёл ночью на маленькой станции. (20)Я вышел на платформу попрощаться с ним. (21)Светил керосиновый фонарь. (22)Впереди тяжело дышал паровоз.

(По К.Паустовскому)

Волкова Н.А.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт с.5

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт с.7

[3]Федеральный государственный образовательный стандарт с.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Проблема применения синтаксической синонимии при построении текста и её роль в создании выразительности речи".

В конспекте предоставлен материал по  повторению и обобщению теоретических знаний о синтаксической синонимии, использованы методы  развития умений различать смысловыеи эмоциональные отт...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7 (художественно-выразительные средства)

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7 (художественно-выразительные средства)...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...