Конспект урока по русскому языку "Проблема применения синтаксической синонимии при построении текста и её роль в создании выразительности речи".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Шевченко Надежда Васильевна

В конспекте предоставлен материал по  повторению и обобщению теоретических знаний

 о синтаксической синонимии, использованы методы  развития умений различать смысловые

и эмоциональные оттенки в предложениях и текстах с

синонимическими конструкциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:   Шевченко Надежда Васильевна

Место работы:   МБОУ  СОШ № 1 (Октябрьский район)

Предмет и УМК:   русский язык; Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

 «Русский язык. 10—11 классы»

Тема учебного занятия:   Проблема применения синтаксической  синонимии

при построении текста и её роль в создании выразительности речи.

Тип урока:  урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок - практикум.

Цель и ожидаемый результат:   повторение и обобщение теоретических знаний

 о синтаксической синонимии, развитие умения различать смысловые

и эмоциональные оттенки в предложениях и текстах с

синонимическими конструкциями и применять свои знания на практике.

Задачи урока:

1) обобщить знания о синтаксической синонимии;

2) формировать навыки постановки знаков препинания в простых осложненных

 и сложных предложениях;

3) научить находить смысловые отличия в предложениях с

 синтаксической синонимией;

4) научить сокращать текст, выделяя в нем основную информацию;

5) развивать навыки редактирования текста;

6) организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: компьютер, УМК, раздаточный материал.

Ход урока.

I Оргмомент: Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

(Компьютер: на экране – задания, помогающие учащимся определить тему урока). Оформление записи в тетради.

Выполните задания, записанные на доске:

1) К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их.

Вступительная статья, железные нервы, дрожать от холода, зависимый человек.

Вводная статья, крепкие нервы, вздрагивать от холода, подневольный человек.

2) Составьте  предложения с любой парой синонимов.

 На остановке две студентки, ждущие задержавшийся рейсовый автобус, дрожали от холода.

На улице было прохладно, поэтому малыш, гуляющий с няней на детской площадке, зябко вздрагивал и просился домой.

Определите тему, которую будем изучать на сегодняшнем уроке  (ответы детей, запись темы на доске и в тетрадях)

II Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

Слово учителя:

На пошлом уроке мы говорили о том, что большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требует коротко конструируемого ответа и умений различать смысловые оттенки в синонимичных конструкциях. Эти же умения будут нужны при написании допускного сочинения и части С ЕГЭ. Скажите какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)

III Работа на уроке:

1. Устная работа, диалог. Сравнительный анализ двух отрывков текста.

 1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

Задание: Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

 (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего  момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?

(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Обобщение учителя:

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

 – Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

2. Запись на доске:

Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

 Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

3. Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала:

Задание: Замените простые предложения сложными.

а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пятачке.

 б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, который суетился на протоптанном за ночь пятачке.

б) Дорога, которая была испещрена солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

Задание: Замените предложение с обособленными обстоятельствами предложением с однородными сказуемыми:

 В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы.

 В прибрежных камышах порхают ушлые синицы и качают онемевшие стебли.

4. Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной  информации как способа сжатия текста.

 Работа в паре.

Задание 1: перестройте фрагмент текста И Климашина «Солнечная система. Солнце», используя придаточные предложения и частичное исключение информации.

(1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки. (2)Вспышки лучше всего видны в свете линии Н, хотя иногда они хорошо заметны и в белом свете. (3)В годы максимума активности может быть около десяти вспышек в сутки, а в минимуме на протяжении многих месяцев их может не быть ни одной.

(4)Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (5)Размеры области, охваченной вспышкой, меньше 1000км.(74 слова)

Поменяйтесь тетрадями, по образцу, показанному на экране. Найдите в работе товарища приемы работы с текстом, указанные в задании.

(1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки, которые лучше всего видны в свете линии Н, иногда хорошо заметны в белом свете.(2)В годы максимума активности их может быть около десяти в сутки, а в минимуме многие месяцы может не быть совсем.

(3) Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (4)Размеры таких областей меньше 1000км.(66слов)

Работа у доски:

Задание 2: используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

5. Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст и выделять в нем основную информацию.

Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения.

1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым.

а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить.

б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

6.  Домашнее задание двух уровней:

1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(К. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2.  Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

 7.  Итоги урока:

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает  трудности?

– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?

(Монологический ответ ученика).

8. Самооценка (критерии оценки собственных знаний и деятельности на уроке):

1.        Знание теоретического материала

2.        Умение находить смысловые отличия в предложениях с

 синтаксической синонимией;

3. Умение сокращать текст, выделяя в нем основную информацию; редактировать текст;

4.Умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

5.Собственное участие в работе на уроке;

                                

        

        

        

Оценить свое знание материала и работу на уроке и прикрепить кружок в тот прямоугольник, который подходит для твоей оценки собственной деятельности.

9. Резервное задание:    

1) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач.

а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное.

б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии.

     2) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс.

б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.