Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Ольга Анатольевна Максименкова

Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельности.Здоровье подрастающего человека- это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока русского языка69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дубровская СШ

Демидовского района Смоленской области

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

« Имя прилагательное - значимая часть речи»

( с применением здоровьесберегающей технологии)

                                                                               Максименкова Ольга Анатольевна

                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                            2020 г.

Цель урока: обобщение знаний о прилагательном.

         Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание  прилагательных в тексте;
  • определение признаков прилагательных;
  • построение речевых  высказываний с употреблением прилагательных разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательного в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Ход урока.

 

1.Оргмомент.

Учитель: Дети добрый день! Давайте поприветствуем друг друга, взявшись за руки. (Ученики берут соседа по парте за руки) Почувствуйте тепло рук своего одноклассника, зарядите друг друга положительной энергией и пожелайте всего самого хорошего! Давайте опишем сегодняшний день. (Солнечный, ясный, теплый)

Какие слова мы использовали, чтобы охарактеризовать его, к какой части речи они относятся? (имя прилагательное)

Сегодня на уроке мы повторим все по теме: «Имя прилагательное», закрепим умения и навыки  распознания всех признаков прилагательного, обобщим все, что мы узнали об этой части речи.

Это цель нашего урока.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова “Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.

Далее в путь к теме урока. Не будем хныкать, и скучать, будем изучать.

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся  к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!

2.Чистописание

 - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.

 На доске записаны слова:

С,,сна, гл...за, м…рской, л…сной,

- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Какие буквы являются орфограммами данных слов?

3.  Посмотрите вокруг (на стенах, на шкафах развешаны карточки со словами).

- Какие слова вы увидели?

- Что вы о них можете сказать?

Заботливый.

Здоровый.

Сильный.

Ленивый.

                    

Активный.

Спокойный.

Бледное.

Спортивный.

- Слова какой части речи перед вами?

- Какое слово лишнее? Почему?

- На какие группы вы разделили эти слова?

Составить с ними предложение.

 

4.Актуализация знаний.

Работа с тестом.

1)(Выразительно прочитать, определить главную мысль, тему, назвать

прилагательные, определить их значение в тексте)

Движение – жизнь!

 Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.

Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым.

А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.

2)Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

С.А.Есенин

- Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением?  (Благодаря красивым словам - прилагательным)

- Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных

-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение.  Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

-Что такое эпитет?

Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. 

 5. Физкультминутка:

Учитель: « Ребята, я буду называть словосочетания с прилагательными, а вы с помощью пантомимы будете это  изображать». Дети стоя стараются показать предложенное:

СЛАБЫЙ ВЕТЕРОК

БУРНОЕ МОРЕ

РАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА

ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ

ЖАРКИЙ ДЕНЬ

СОННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛЁГКИЙ БЕГ

ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ

А сейчас развиваем память, расширяем свой словарный запас. Записать словосочетания, которые запомнили, указать род.

6. Поисковая работа

Ученики заранее подготовили полезные сообщения  о здоровье.

Чистота – залог здоровья

 Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из пятой группы.

 Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.

( Читают выразительно, называют прилагательные и подчеркивают их роль в тексте)

Полезные привычки.

Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

( Читают выразительно, называют прилагательные и подчеркивают их роль в тексте. Обращается внимание на правописание прилагательных)

7.Творческая работа:

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни:

«Пешком ходить — долго жить»;

«Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;

«Здоров на еду, да хил на работу»;

«В здоровом теле, здоровый дух»;

«Поешь рыбки — будут ноги прытки»;

«Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)

Творческая работа

Перед вами  картинка, на которой изображены дети на зимней прогулке на лыжах в лесу. Задача: описать картинку, передовая настроение детей и красоту зимнего дня.

( Зачитываются полученные тексты или просто предложения)

8.Подведение итогов:

(Учитель читает притчу)

Притча

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»

Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»

( Дети делятся впечатлениями , говорят о чем эта притча ).

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна.

8.Домашнее задание:

1.Написать сочинение - миниатюру “ Замечательный день в моей жизни”.

2.Написать загадки и пословицы о здоровье.

9.Рефлексия

- Кто больше подберёт прилагательных к слову настроение?

Какое настроение у вас было на уроке?

Что нового и интересного вы узнали?

Если вам все понравилось поднимаете зеленые кружочки, если было интересно -желтые, а если что-то не понравилось –красные.

Список использованной литературы

  1. Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе "Образование и здоровье" / К. И. Алексеева //Завуч. - 2005. - N 8. - C. 121-123.
  2. Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор школы. - 2003. - N2.-С.127-128.
  1. Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999. 
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
  3. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" 
  4. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Волгоград, 2009г.
  5. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.М.разумовской «Русский язык. 5 класс» Издательство «Экзамен», М.,2010г.
  6. Словарь-справочник лингвистических терминов.:Пособие для учителей.М.: Просвещение, 2005г.
  7. Учебник русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов/-М.: Просвещение, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...