Урок по русскому языку в 10 "б" классе по теме "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Матутина Лидия Кимовна
Цели:
Повторить сведения о грамматической основе предложения.
Закрепить навыки постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
Разобрать задания А25,А26, связанные с пунктуацией в простом предложении.
Познакомить с особенностями синтаксической синонимии и ее ролью при создании текстов разных стилей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki_.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 10б классе

по теме "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым" 

Тема: "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Повторение: постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым".

Цели:

Повторить сведения о грамматической основе предложения.

Закрепить навыки постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.

Разобрать задания А25,А26, связанные с пунктуацией в простом предложении.

Познакомить с особенностями синтаксической синонимии и ее ролью при создании текстов разных стилей.

ХОД УРОКА

Запись темы урока в тетради.

– Определите цели нашего урока, исходя из темы.

1. Проверочная работа по материалам ЕГЭ (Задания А2).

Спишите и расставьте ударение в следующих словах (задание записано на доске)

Водопровод, позвоним, впрыснуть, атлас (ткань), добыча, нефтепровод, щавель, столяр, баловать, премируем, информировать, начала (она), созыв, начал (он), красивее, каталог, досуг, феномен, облегчим, затеяла.

(Работа проверяется так: ученик расставляет ударение на доске).

Задание:  (по вариантам 1, 2):

1) Запишите глаголы 3-го лица множественного числа (позвоним, премируем, облегчим). Расскажите о безударном написании окончаний глаголов.

Ответ ученика: Для правильного  написания личных безударных окончаний глаголов нужно определить спряжение глаголов. Для этого поставим слово в неопределенную форму: глаголы на -ить – 2-го спряжения (кроме брить, стелить), остальные (на -оть, -еть, -ать – 1-го спряжения, кроме 11 глаголов: обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть, видеть, слышать, гнать, держать, дышать). Возвратный суффикс -сяпри определении глаголов не учитывается. Таким образом, в безударных личных окончаниях глаголов 1спр пишется -е, глаголов 2-го спр – -и.

2) Выпишите глаголы прошедшего времени (начала, начал, затеяла). Расскажите о правописании гласных в суффиксах глаголов.

Ответ ученика: Для того, чтобы правильно написать гласную в суффиксах глаголов, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Гласная буква основы неопределенной формы глагола  сохраняется в прошедшем времени глагола (начАла – начАть, начАл – начАть, затеЯла – затеЯть).

2. Закрепление и систематизация знаний о главных членах предложения и знаках препинания между ними.

а) Прочитайте предложения (они имеются перед каждым учеником). Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном предложении (по материалам ЕГЭ, задание А9). Свой ответ аргументируйте.

А. Кремлевские стены с двух сторон были окружены водами Москва-реки и Неглинки, а с третьей – рвом глубиной в несколько метров.

 Б. Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъемные мосты.

 В. Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы.

 Г. С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.

1) нуждались;

 2) соорудили мосты;

 3) шесть башен были;

 4) поднимали.

Ответ ученика: Вариант ответа 1 (нуждались) не может быть признан верным, т.к. предложение Б – сложное, а потому состоит из двух предикативных основ: ворота нуждались (двусоставная) и соорудили (односоставная).

 Вариант ответа 2 также ошибочный (здесь неверно определена грамматическая основа), перед нами сложное предложение. Слово мосты является прямым дополнением и поэтому в основу не входит, а вторая основа – односоставная.

 Вариант ответа 3 также не является верным, поскольку сказуемое в предложении В составное именное  (были проездными).

 Следовательно, единственно верным ответом будет вариант 4: предложение Г простое, односоставное, грамматическая основа в нем – сказуемое поднимали.

3. Устная разминка

Учитель читает лексическое значение слов, ученики называют эти слова. (Задания А3).

Непреходящий, непререкаемый, мизантроп, филантроп, филателист, импровизатор, меломан, антология, кредо, вернисаж.

Учитель вешает на доску таблички с этими словами, чтобы повторить их написание.

– С этими словами составьте и запишите 1–2 предложения, чтобы в них было тире между подлежащим и сказуемым. Например: Филателист – это человек, собирающий марки. Вернисаж –  выставка картин разных художников.

 4. Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Ответ ученика: При отсутствии глагола-связки в составном именном сказуемом (в настоящем времени) между подлежащим и сказуемым ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, числительным в именительном падеже или неопределенной формой глагола (в различных комбинациях): наша задача – понять авторский замысел. При этом перед сказуемым могут стоять частица вот или местоимение это. Тире не ставится, если перед сказуемым употребляется частица не, союзы как, будто, словно либо подлежащее выражено личным местоимением: небо словно океан.

Тренировочные упражнения (Задание А25, А26)

1. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания.

А. Прекрасное это символ морального добра.

 Б. Умение признавать свои ошибки свойственно далеко не всем.

 В. Луч как бархат.

 Г. Жизнь прекрасна и удивительна!

2. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания).

А. Охранять природу значит охранять свой родной край.

 Б. Поэзия душа подвига обращающего красоту в добро.

 В. Капли меда словно жемчуг.

 Г. Приметы осени чувствуются везде в поле в лесу на озере.

3. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания).

А. Язык есть сама жизнь.

 Б. Эта дама ленивая и медлительная.

 В. Долг наш защитить эту крепость.

 Г. У нее сердце доброе но голова бедовая.

(Ответ: 1– А, 2 – Б, 3 – В).

Проверка: 1 ученик на доске чертит схемы предложений. 2-й выступает в роли учителя. Объясните, почему в остальных предложениях НЕ поставили тире.

4. Знакомство с понятием синтаксической синонимии

а) – Посмотрите еще раз на тему нашего урока (ее первую часть). Определите ключевое слово? (Синонимия).

 – Как вы его понимаете? (Синонимы – слова, сходные по значению, а синонимия – это процесс).

 – А что может являться синонимами? (Слова, словосочетания, фразеологические обороты: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, разругаться вдрызг – сильно поссориться).

 – А какое второе ключевое слово нашей темы? (Синтаксическая).

 – Делаем вывод, что и предложения могут быть синонимами.

Материал для наблюдения

Сравните два отрывка

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего  момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

– Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

б) – Существует еще один тип синонимии. Посмотрите на предложения, записанные на доске):

Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Ср: Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня. Или Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.

– Чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения? (О синонимии между придаточной частью сложного предложения и причастным (или деепричастным) оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми).

Упражнение

Замените сложноподчиненные предложения синонимическими конструкциями. (Предложения записаны на доске)

1. Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. (В. Кондратьев).

(Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться).

2. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся,  что его рассказы сделают людей лучше.

(Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей).

в)  Запись на доске: Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщенно-личное).

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

Упражнение 2. (запись на доске)

Прочитайте стихотворение И.С. Никитина "Ночлег в деревне":

Душный воздух, дым лучины,

 Под ногами сор,

 Сор на лавках, паутины

 По углам узор;

 Закоптелые полати,

 Черствый хлеб, вода,

 Кашель пряхи, плач дитяти...

 О, нужда, нужда!

– Определите тип простых предложений, употребленных в нем. (Назывные).

– Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.

 (Пример: Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры. Полати закоптели, а из еды есть только черствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете).

Работа в группах. Проверка: по одному человеку от 2–3 групп.

Задание: Разделите тетрадь на две графы: поэтический текст / прозаический текст. С моих слов запишите, какие же изменения произошли в поэтическом тексте после его переделки в прозаический. Можно записать только ключевые слова. (У И.С. Никитина почти все стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких назывных предложений. Именно назывные предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны).

5. Закрепление изученного материала (задания распечатаны)

1. К данным словосочетаниям подберите синонимы, запишите их в тетрадь.

Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.

2. Замените простые предложения сложными.

а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пятачке.

б) Дорога, испещренная солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

3. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:

а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые лисицы.

б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов.

в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.

6. Домашнее задание:

1. Для сильных учеников: Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет рещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(К. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Для слабых учеников: упр. 249.

3. Для всех: повторить сведения о публицистическом и художественном стилях.

7. Итоги урока:

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

  • Что непонятно в новом материале?

Использованная литература:

1. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Тематическое планирование на основе учебника-практикума "Русский язык". – М.: Вербум, 2002.

2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2004.

3. Демидова Н.И. Поурочное планирование по русскому языку. 11 класс / Демидова Н.И., Алентикова С.А., Симакова Е.С. – М.: Экзамен, 2006.

4. Влодавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену /Влодавская Е.А. – М.: Экзамен, 2006.

  1. Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка: Дидактический материал: региональный компонент. 10–11 классы. – Архангельск, АО ИППК, 2003.

Урок русского языка в 10б классе

по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Тема: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы» (11 класс)

Цель:

Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.

Задачи:

1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка.

 2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать.

 3) эстетическое воспитание на текстах художественной литературы: И.А. Бунин «Косцы». Культура речи, умение слушать, т.е. коммуникабельность.

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний по языковому анализу текста, модульный.

Вид урока: Анализ текста художественного стиля.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Оборудование: текст, план анализа текста, технологическая карта.

Межпредметные связи: литература.

Структура урока.

Сообщение темы, постановка цели.

Блок «вход» - актуализирующий контроль (опора на знания и способы действия, которые необходимы для усвоения всего проблемного модуля).

Творческий блок. Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы».

Блок обобщения.

Блок выхода. Домашнее задание.

Ход урока.

УЭ – 0 – Интегрирующая цель.

УЭ – 1 – Входной контроль

УЭ – 2 – Анализ текста

УЭ – 3 – Обобщение

УЭ – 4 – Выходной контроль

УЭ – Р– Резюме

УЭ – 0

Интегрирующая цель

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

 2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.

 3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.

УЭ – 1

Входной контроль

Вступительное слово учителя. Записывание эпиграфа в тетрадь.

Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!

Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем в карту).

В каждом слове – бездна образов.

 К. Паустовский

Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка.

Давайте обратимся к УЭ - 1, который позволит нам мобилизовать (актуализировать) необходимы знания для последующей работы с текстом.

УЭ – 1

 

 

 1. В чем заключается природа словесной образности? Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).

2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям. Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…

3. Что такое тропы, назовите их. Ответ: троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значение. Пример.

4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете. Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.

Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия

Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной выразительной.

А сейчас мы переходим к УЭ - 2, творческому блоку, и наша цель – анализ прозаического текста. Давайте обратимся к плану нашей работы.

УЭ – 2

План анализа текста.

1. Выразительное чтение.

 2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).

 3. Анализ изобразительно-выразительных средств.

 4. Выражение своего отношения к тексту.

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee; душа могла петь так как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________

Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».

В каждом слове – бездна образов.

К. Паустовский

УЭ – 0

Интегрирующая цель

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

 2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.

 3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.

УЭ - 1

Входной контроль

Цель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Работаем 7 минут, контроль по устному ответу ученика

 

 

 

 

 

 

1.1.В чем заключается природа словесной образности? _______________________________________________

_______________________________________________

1.2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определения 1-2 понятиям

_______________________________________________

_______________________________________________

1.3. Что такое тропы, назовите их.

_______________________________________________

_______________________________________________

1.4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.

_______________________________________________

_______________________________________________

Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) -………………..

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) - ….........

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) ….......

Он громко рыдающе засмеялся. - ………………………..

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! - …………..

УЭ- 2

Анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы»

Цель: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.

2. 1. Выразительное чтение текста

2.2. Тема: _________________                                                      Работаем 2 минуты.                

2.3. Идея:___________________                                                   Взаимоконтроль

2.4. Тропы

В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов. Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»?

Звуки

«звучность березового леса» (метафора);

«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);

«пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты)

«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза)

«чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» ()метафора

«откликающаяся даль» (метафора)

«глубиной леса» (метафора)

Чувства

«были дети своей родины» (метафора)

«хорошо, спокойно и любовно» (эпитет)

«этот наш общий дом была - Россия» (метафора)

«… ее душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение)

«чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора)

Краски

«предвечернее время» (эпитет)

«этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет)

«широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры)

Запахи

«полевой воздух» (эпитет)

«свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора)

2.5. Стилистические фигуры

Пример

Значение

Анафора 1,2,34,..6 предложения

Параллелизм 1,2,3,4,5,6 предложения

Градация (восходящая) 1,2,3,4,5,6

Полисендитон 2,3,4,5,6,7,8,9,10

Повтор местоимений 3

Эллипсис 8 предложение

Парцелляция 5 предложение

Периоды, Однородные члены предложения

Значительная, эмоциональная нагрузка, усиливает выразительность, параллелизм строения.

Резко выделяется содержание. Идет нарастание содержания.

Нарастание смыслового и эмоционального значения.

Придает тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание.

Фиксирование внимание, подчеркивание важнейшей мысли

Придает динамизм, интонацию естественного разговора.

Выделение основного, самого главного.

Время выполнения 5 минут.

Контроль в парах

УЭ -3

Обобщение

Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина

Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка».

Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу.

УЭ- 4

 

 

Выходной контроль

Цель: закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя.

Задание: При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра.

Время выполнения 3 минуты.

Контроль в парах

УЭ-Р

Резюме

Оцени себя

Тематика классных часов для учащихся 8 класса

8 класс

(Нравственно-эстетическое воспитание)

 1 “Внешний облик – внутренний мир”. диспут

 2 “Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. “Уроки нравственности”

 3 “Человек и его судьба”. “Уроки нравственности”

 4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». “Уроки нравственности”

 5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия

 6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра

 7 "Весеннее настроение". праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"

 8 «Поощрение и наказание в семье». беседа

(Экологическое воспитание)

1 «Робинзонада с растениями». классный час с презентацией

 2 «Зелёная жемчужина». беседа

 3 «Птичьи разговоры». КВН

 4 «Тайна старого леса». классный час

 5 История возникновения и развития экологии. беседа

 6 “Оранжерея на окне». классный час

 7 "Жизнь под угрозой" внеклассное мероприятие

 8 "Колобок на новый лад" игровая экологическая программа

 9 "Цветы в легендах и преданиях" классный час с презентацией

(Физическое воспитание и здоровый образ жизни)

1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». классный час с презентацией

 2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». классный час с презентацией

 3 «Не пей, Митя». театрализованное представление.

 4 Проблема наркомании.

 5 Стресс в нашей жизни. тренинги

 6 «Спид – болезнь 21 века». беседа

 7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед Цикл бесед

 8 «Коктейль здоровья». классный час

Трудовое воспитание

1 «Мир профессий и твоё место в нём». классный час

 2 "Разделение труда. Классификация профессий". классный час

 3 «День Земли». участие в субботниках

 4 "Путешествие в Город мастеров". классный час с презентацией

 5 "Сто дорог — одна твоя". классный час

 6 Трудовые десанты.

Классный час "О культуре поведения в школе"  

 

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в согласовании с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в итоге групповой работы по темам потрясающего часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций меж учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтоб позже более осознанно всего этого придерживаться.

Задачка: Развитие коммуникативных возможностей учащихся.

Оснащение и оборудование:

· Столы со стульями для групп

· Задания для групп для обсуждения одной тем

· Подсказки по каждой теме (общие для всех)

· Бумага и фломастеры для записи

· Мультимедиа проектор

· Интерактивная доска

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание потрясающего часа

Класс делится потрясающим управляющим на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Потрясающий управляющий вводит учеников в курс дела: докладывает тему потрясающего часа, ведает в какой форме будет он проходить.

Ход потрясающего часа

До начала выступления учителя врубается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом дискуссируются смысл слов песни, ведется поиск связи с темой потрясающего часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого собственного рождения живет посреди людей. Посреди их делает свои 1-ые шаги и говорит 1-ые слова, развивается и открывает свои возможности. Лишь человечий социум может стать основой для развития личности, для развития "я” каждого человека. И таковым социумом может стать не только большое объединение людей, однако и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где "я” каждого преобразуется в общее "мы”. И необходимо чтоб каждое отдельное "я” ощущало себя в этом большом "мы” уютно. И чтоб "я” каждого не подавляло "я” собственного соседа. Для этого нужно существование определенных правил поведения, которые отдали бы возможность каждому "я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся раз в день. Дома мы общаемся с родными: матерью, отцом, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с торговцем, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старенькыми и юными людьми, взрослыми и сверстниками. Тяжело сосчитать, сколько людей за один день узреешь; с одними лишь поздороваешься, с иными поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопросец, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в неизменном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо либо грубо произнесенное слово часто оставляют в душе след на целый день. Частенько не плохое настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как грустно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Совсем много времени мы с вами проводим в школе, потому сейчас будем говорить о правилах поведения в школе, также о моментах неуважительного дела, то есть такового, опосля которого появляются обиды. Обычно, обиды взаимны.

К огорчению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Ровненький дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют дела. И напротив, бесцеремонность либо грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некие считают, что все это мелочи, пустяки. Но грубые слова не безобидны. Недаром люд сложил опытные поговорки о роли слова в человечьих взаимоотношениях: "От 1-го слова да навек ссора”, "Бритва скребет, а слово ранит”, "Ласковое слово - это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово "вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить последующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, коротко и выразительно разыграть сценки обычных ситуаций соблюдения либо нарушения норм культуры поведения и общения в разных ситуациях. К примеру: "Как мы приветствуем, друг дружку, взрослых в школе, на улице”, "Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее дискуссия. Отношение остальных групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают свойства воспитанного человека)

Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

· Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие свойства.

· Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.

· Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.

· Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

· Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе

Дальше учащимся дается последующее задание:

Любая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы:

1. Школьный этикет (внешний облик, речь в стенках школы, вежливость)

2. Правила поведения в школе

3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

· Форма

· Прическа сменная либо 2-ая обувь

· Приветствие учеников и взрослых

· Обращение к друг другу

· Мусор

· Бережливость

· Вежливость

· Опоздания

· Прогулы

· Плееры и сотовые телефоны

· Повседневная речь в школе

· Манера общения

· Чужие вещи

· Поведение в столовой

· Поведение во время линеек и мероприятий

· Приход в школу

· Пропуск уроков

· Школьное имущество

· Соблюдение правил сохранности

· Забота о младших и слабых

· Решение спорных вопросцев

· Курение в школе

· Поведение на уроках

· Поведение на переменах

· Употребление непристойных выражений

· Обязанности старшего дежурного по школе

· Обязанности дежурного класса

· Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет дискуссия темы, вносятся предложения и рекомендации, дискуссируются их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Потом учащиеся отбирают более принципиальные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои выработки и доказывая необходимость того либо другого пт. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании потрясающего часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к иным классам провести подобные классные часы с таковыми же темами для выработки таковых правил поведения в школе, чтоб их делали уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как обучаться "вежеству”

До XVI века в российском языке обширно употреблялось слово "вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той либо другой обстановке. Чтоб научиться "вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием непростой. Необходимо как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как традиционно, и в то же время наблюдаешь за собой очами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. К примеру, сейчас - "манеры”. В иной раз цели будут остальные: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недочеты, однако непременно и отличные черты, свойства, привычки.

Самооценка

Нужно не только смотреть за собой, однако давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что увидел за собой и прямо сказать себе. В этом совсем посодействовал бы ежедневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Исследование представления остальных людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, постоянно есть опасность ошибиться многое еще лучше видно со стороны. Потому очень важно знать, что думают о тебе остальные.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У 1-го старого восточного мудреца спросили: "У кого ты обучался благовоспитанности?” - "У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

   Итак, 1-ое условие воспитанности - познание общепринятых норм и правил поведения; 2-ое - тренироваться упражняться в правильном поведении; третье - крепкие и устойчивые привычки поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии ...

Конспект урока по русскому языку "Проблема применения синтаксической синонимии при построении текста и её роль в создании выразительности речи".

В конспекте предоставлен материал по  повторению и обобщению теоретических знаний о синтаксической синонимии, использованы методы  развития умений различать смысловыеи эмоциональные отт...

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

"Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым"

"Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"

Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельно...

конспект урока по русскому языку в 9 классе коррекционной школы VIII вида Глагол как часть речи

Урок предназначен для учащихся  коррекционной школы 9 класса VIII вида.Цель урока-познакомить с новой частью речи -глаголом,дать понятие о глаголе,знать грамматические признаки (что обозначает,на...