Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Берлинская Парасковия Васильевна

Урок систематизации знаний по теме "Наречие". 

  1. систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.
  2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
  3. Развитие навыков анализа текста.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Павловская СШ

           Открытый урок по русскому языку

                                в 7 классе

       

Тема: «Текстообразующая роль наречий в тексте»

                                           учитель русского языка и литературы:

                                                                                Берлинская П.В.

2017год

                        Тема: Текстообразующая роль наречий в тексте.  

Цели урока:

  1. Систематизация знаний учащихся о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей.
  2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
  3. Развитие навыков анализа текста.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительной речи.

Задачи урока:

Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, анализ текстов разных стилей (художественного, научного, официально-делового, публицистического), выполнение творческих заданий, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные:  знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, морфологические и синтаксические признаки, правописание наречий.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

самодиагностики (коррекции),

игровые технологии.

 Основные понятия: слово, части речи, толковый словарь

Оборудование:  раздаточный материал  (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

 

Ход урока

 I.Психологический настрой. Постановка цели урока

-Ребята как вы себя чувствуете. Подберите наречия, которые наиболее точно могут передать ваше состояние.

ОТВЕТЫ: хорошо, плохо, радостно, замечательно, весело, чудесно, жутко, хмуро, спокойно и другие.

-А что мы сейчас пытаемся с вами сделать?

Ответ: Дать оценку своего состояния

-А кто из вас может мне сказатьо чем мы будем сегодня говорить?

Ответ: О наречиях

-Правильно ребята, а еще точнее мы понаблюдаем за ним и посмотрим какова роль наречия в текстах.

 II. Мотивация к работе

1.Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика.

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В 7

- А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.

- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально. …В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная! У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.

Врач дает «рецепт» - учебник русского языка.

- Что странного услышали вы в этом диалоге?

- Дайте правильный ответ на вопрос врача о жизни в классе. (Хорошо. Дружно и весело).

Чтобы правильно наречия в речи употреблять, надо о них побольше знать.

III Новый материал

1. Информация о наречии (подготовленный ученик)

Задание. Прослушайте текст, чтобы потом доказать, что это текст, озаглавить его, определить стиль.

Термин  «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень  -реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».

Учитель: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?

Предполагаемые ответы

УЧИТЕЛь: Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.

2.Работа с текстом.

Предполагаемый ответ.

Это текст, так как предложения связаны по смыслу, есть слова одной тематической группы: наречие, глагол, язык, корень. Озаглавить текст можно «Наречие». Это научный стиль, так как встречается научная лексика.

Беседа по вопросам.

Что узнали нового?

Какое наречие встретилось в тексте?

Буквально – дословно, слово в слово.

Что такое функция?

Функция – это назначение, роль, которую выполняет наречие.

3.Выразительно-изобразительная функция наречий (исследование)

  1. Чтение текста (печатный материал).

 Бирюк

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.

2.Задания к тексту

- Попробуйте прочитать текст про себя, пропуская наречия. Что получится?

- Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (            ) бежала по пыльной дороге, (                ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (     ) огромная лиловая туча (                ) поднималась из-за леса; надо мною и мне (              ) неслись длинные серые облака; ракиты (              ) шевелились и лепетали. Душный жар (               ) сменился влажным холодом; тени (          ) густели.

 
Вывод.

Наречие обозначает признак действия. Оно выполняет выразительно – изобразительную функцию, обозначая признаки.

Учитель: По выражению А.С.Пушкина, наречие – это слово, «живописующее глагол».

 - Но есть и еще одна, тоже очень важная, роль наречий. И я хочу, чтобы вы сами, проанализировав предложения, назвали эту функцию наречий.

4.Текстообразующая роль наречий.

1.Наблюдение. Предложения записаны на доске.

Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк.

База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны.

Вывод. Наречия помогают избежать повтора одного и того же слова и связывают предложения в тексте. Таким образом, можно назвать вторую, текстообразующую, роль наречий.

 

2.Определить тип речи только по наречиям.

-Утром, сначала, потом, затем, после

  -Повествование.

-Справа, слева, впереди, напротив, вверху.

- Описание.

- Во-первых, во-вторых, в-третьих.

- Рассуждение.

3.Составьте (устно) несколько предложений.  

1 ряд- повествование;

2 ряд – описание;

3 ряд – рассуждение.

Вывод. Текстообразующая роль наречий. С помощью наречий можно создать текст определенного стиля и типа речи.

IV Закрепление (написание пятистишия – синквейна).

1. Задание.

Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке самым важным.

Запишите два связанных с ним прилагательных.

Запишите три связанных с ним глагола.

Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока.

Запишите слово-синоним для первой строки.

2. Дети пишут синквейн.

3. Проверка работ.

4. Предполагаемый ответ.

Наречие

Выразительное, текстообразующее

Уточняет, обозначает, связывает

Часть речи «живописующая» признаки.

Наглаголие.

     V    Рефлексия

 Лист самооценки ученика (цы) _______________________________________________

Критерии

самооценка

итог

Готовность к уроку

Активность на уроке

 

Инструкция

Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик

Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.

По завершении оценивания лист сдайте учителю

Подведение итогов работы. Д/З

- Я уверена, что теперь ваша речь не получит «увечья от наречий». Их вы хорошо изучили как их употреблять.

                                                                                                           Приложение

Бирюк

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (            ) бежала по пыльной дороге, (                ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (     ) огромная лиловая туча (                ) поднималась из-за леса; надо мною и мне (              ) неслись длинные серые облака; ракиты (              ) шевелились и лепетали. Душный жар (               ) сменился влажным холодом; тени (          ) густели.

И.С.Тургенев

Бирюк

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.

И.С.Тургенев

Для Д/з        Прочитайте выразительно текст, составленный по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина

« Пропала совесть»

ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ?

Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начернооклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е. Салтыкову-Щедрину)

4.Задания к тексту

1. О чем этот текст, какова его тема?

2.Определите стиль и тип текста. ( Художественный, повествование )

3. Сформулируйте основную мысль. (Совесть заставляет совершать добрые дела и стыдиться плохих, а это не всем нравится.)

4. Слова какой части речи помогают ее раскрыть? ( Глаголы: валялась, обмануть, понаушничать, польстить; настрадалась, выбрасывали и т.д., причастия: оплеванная,затоптанная)

5. Какова роль наречий? (Они уточняют, обозначают, связывают, выражают)

6. Выпишите наречия, графически объясните их правописание. Какие правила мы повторили?

( Слитное, дефисное, раздельное написание; о-а на конце наречий; Ь на конце наречий.)

7. Какие еще орфограммы в наречиях мы изучали? (правописание Н-НН ; слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

8.Найдите устаревшие слова, объясните их значение.

Список использованной литературы

  1. Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом.  –М.: «Дрофа», 2005.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2007.
  3. Власенков А.И. Русская словесность. –М.: «АРКТИ», 1999.
  4. Гончар Л.А. Я иду на урок. –М.: «Первое сентября», 2004.
  5. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. –М.: «Просвещение», 2007.
  6. Пахнова Т.М., Костяева Т.А. «Дидактические материалы по русскому языку 6 класс». –М.: «Просвещение», 1997 г., страница 121.
  7. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. –М.: «Материк-Альфа», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ "Наречие как часть речи" с использованием ЭОР

конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи"...