Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Шигапова Роза Мирзалифовна

Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку
в 7 классе


«Буквы О и А на конце наречий»

подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Татарская гимназия г. Белебея»РБ

Шигапова Роза Мирзалифовна

Тема:  Буквы О и А на конце наречий.

Цели урока:

Обучающие: 

  1. познакомить ребят с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-;

Развивающие: 

  1. формировать умения применять новое правило на практике;
  2. развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;
  3. развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

Воспитательные: 

  1. прививать интерес к изучению русского языка;
  2. способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа.
  3. формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
  4. - пробудить любознательность;
  5. - побудить учащихся к активности;
  6. - закрепить уверенность в успехе.

Оборудование:  компьютер;

                             мультимедиапроектор;

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения:
- приветствие;
- методы проблемного обучения;
- дифференцированное задание.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Вопросы по пройденным темам:

1.Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Морфологию) .

2. Что изучает Морфология? (части речи)

3. Какую часть речи  мы изучаем? ( Наречие)

1. . Сегодня мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно. Я думаю, что вы  легко ответить на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело.

. Какая часть речи употреблена мной более всего? ( наречия)

Слайд №1

 быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно, скучно, грустно, тоскливо, печально, дружно, весело. Давайте найдём наречия – синонимы и наречия – антонимы

Синонимы                                                        Антонимы

ловко – умело                                               скучно-весело

скучно – грустно

 тоскливо – печально

1.Дайте определение наречию. Что обозначает? На какие вопросы отвечает?Какова синтаксическая роль наречий в предложении?

(Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает  признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Где? Когда? Куда? Зачем? И т. Д. 2.Наречия не изменяются. 3.В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами)

Мы вспомнили, что такое наречие как часть речи..

Теперь мы двинемся дальше и попробуем найти наречия в тексте.

Слайд №2

1.Митраша рванулся,  но было уже поздно. Сгоряча, как раненый, на авось, рванулся еще,и еще, и ещё. И почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь.

1.Докажите, что перед нами текст. ( Что такое текст? Основные признаки текста)

( Все слова связаны по смыслу и грамматически)

2. Откуда этот текст? Кто его автор? Что значит на авось?

Слайд №3

ABOCb, вводн, сл. и частица (прост.). Может быть (о том, что желательно для говорящего, на что он надеется). Он, авось, согласится. Авось не опоздаем. Авось  да небось до добра не доведут (посл.). * На авось (делать что-н.) (разг.) - в надежде на случайную удачу. Авось с небосем водились, да оба в яму ввалились - стар. посл. о том, что не следует надеяться на случайную удачу. От авося добра не жди - стар. посл. о том, что в делах нельзя надеяться на счастливую случайность. ( Из словаря С.И. Ожегова)

Прочитайте предложения  и найдите наречия.

Слайд №4

2.Издавна русские считались храбрыми воинами. Мой брат досрочно сдал экзамены. (издавна, досрочно)

Слайд № 5

Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Обратите внимание на наречия  снова, досрочно. Можете ли вы объяснить, почему в наречиях снова суффикс –а, а  в наречии досрочно-о?

II. II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.

Слайд №6

Запишите тему урока. Буквы О и А на конце наречий.

Чему мы должны научиться?

Учащиеся познакомимся с новой орфограммой – правописание букв о и а на конце наречий.

Учащиеся:  Знать:

  правописание О – А на конце наречий

Уметь:

объяснять выбор написания О – А на конце наречий

Значит, какова цель нашего урока?

Слайд № 7

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

Слайд № 8 (издавна, досрочно)

Изучите предложенные наречия, попробуйте сделайте вывод, когда нужно писать суффикс О, когда – суффикс А, обозначьте графически условия выбора орфограммы.

( Работа в группах)

( Версии учащихся: 1. Зависит от ударения. Если ударение падает на приставку, то на конце наречий пишется о, если на корень, то пишется о)- неверное суждение

Издалека,снова, докрасна- на доске

Слово учителя:  Слайд №9

Обратимся к таблице. Цель: выяснить способы образования наречий.

Таблица №1. Слайд №10

испытанный

испытанно

свежий          →

свежо

крепкий        →

крепко

Слово учителя:  Слайд № 11

Посмотрите на таблицу! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом

Таблица №2. Слайд № 12

простой   →

запросто

скорый    →

вскоре

Слово учителя:  Слайд № 13

Но наречия также образуются приставочно-суффиксальным способом. Сделайте вывод! Какими же способами образуются наречия?

Учащиеся: Наречия образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

 ( работа в группах) Возвращение к  проблемному вопросу Слайд №14

 Объяните, почему в наречии  издавна суффикс-а, а в наречии досрочно –о?

Учитель . Обратите внимание, от каких слов образованы слова?  Вывод делают ученики.

 I метод

Учащиеся: Приставочно-суффиксальным.

 Учитель: А как вы узнали?

Работа у доски ( работают ученики )

Учащиеся: Наречие издавна образовалось от слова давний приставочно-суффиксальным способом. В нем нет приставки из-. Мы ее прибавили вместе с суффиксом -а.

Учитель Если приставочно-суффиксальный способ, то какие гласные на конце наречий?

Учащиеся: -а.

Учитель Каким способом образованы наречие досрочно?

Учащиеся: Суффиксальным.

Учитель А как вы узнали?

Учащиеся: Наречие досрочно образовалось от слова досрочный с помощью суффикса -о, здесь была приставка до.

Учитель: Если суффиксальный способ образования наречия, то какие гласные на конце?

Учащиеся: -о.

Учитель Значит, от чего зависит о-а на конце наречий?

Учащиеся От способа образования наречий.))

 Значит, наречие издавна образовано от прилагательного давний . Способ-приставочно-суффиксальный).

Досрочно образовалось от прилагательного досрочный.( суффиксальный способ)

Какой вывод вы можете сделать? ( Ученики делают вывод).

 Если наречие образовано приставочно- суффиксальным способом на конце пишем суффикс- а; если наречие образовано суффиксальным способом ., то на конце пишем суффикс-о.

Прежде чем я сделаю вывод, посмотрите на эти наречия

Слайд № 15

Как образованы данные наречия ( каким способом). По какому признаку можно объединить эти наречия на 3 группы? ( По приставкам)

Издалека- далёкий

Снова- новый

Дословно- дословный

Сгоряча-горячий

Изменчиво-изменчивый

Докрасна- красный

Слайд № 16

Издалека       снова                      дословно

Изменчиво   стеснительно         докрасна

Обратите внимание на приставки! ( Из-,до-,с-). Это не случайно! Правило, которое вы вывели действует только для наречий с приставками из-,до-,с-.Обратите внимание, что буква о пишется на конце наречий с любыми приставками ( в том числе и с приставками из-,до-,с-), а буква а – только на  конце наречий с приставками из-,до-,с_.

Слайд №17

Влево-левый

Направо-правый

Слайд № 18

Делает вывод учитель!

В наречиях с приставками из-,до-,с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы приставочно-суффиксальным способом( т.е. от бесприставочных прилагательных) Примеры на доске:  издалека-далёкий

                                                     Докрасна-красный

                                                     Снова-новый

В наречиях с приставками из-,до-, с-, на конце пишется буква о, если они образованы суффиксальным способом( т.е. от прилагатальных, в которых уже были приставки).  Исправно-исправный

           Изнеженно-изнеженный

Проверим себя по учебнику( сверим вывод с учебником) . Открываем §41.( чтение правила и образца рассуждения).

Вернёмся к нашему тексту и найдём слово на наше правило (сгоряча).  (перейти на слайд №2; перейти к последнему слайду)

Попробуйте показать правило, которое вы вывели в виде схемы, алгоритма!

( работа у доски)

Ш.Закрепление. Учитель Да, знать правило важно. Но самое главное  уметь им пользоваться.

1. Учитель. Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило. Слайд №19  Образец на экране: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

Учитель диктует словосочетания, дети записывают синоним-наречие.

Слайды № 20-21

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

--Физкультминутка----

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

2. упр 246

Дополнительное задание

3. Заменить словосочетания наречиями с о или а на конце

Идти в правую сторону (вправо),раскалить до красного цвета(докрасна),расстаться на долгое время (надолго),переписать окончательно (набело).

Слайд №22

Говори правильно! Надолго,набело,добела

 

Учитель Сделайте вывод, когда на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-) пишется -а? -о? От чего это зависит? (дети  отвечают)

Итог урока.

Достигли ли мы цели урока?

- Что нового узнали?

- Какой суффикс пишется на конце наречий с приставками из-, до-, с- ?( Правило!)

- Какой – в наречиях с приставками в-, на-, за- ?

 Домашнее задание  Слайд № 23
1 группа  Составить 6 предложений, используя наречия с приставками из-,до-,с-.
2 группа  Тест на сайте
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test33.xml

3группа. §упр 247

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"...

Презентация на урок русского языка по теме : " Правописание гласных на конце наречий"

Презентация на урок русского языка по теме : " Правописание гласных на конце наречий". Здесь вы найдете материал, который можно применить к уроку....

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....