Конспект урока по русскому языку 7 класс "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Урок сопровождается показом электронной презентацией в программе Pover Point и проецированием ее на экране интерактивной доски, строится с опорой на раннее изученные темы правописание мягкого знака в разных частях речи. В ходе работы с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют разборы предложенных учителем слов. Наблюдение над языковыми явлениями позволяет учащимся сделать вывод об особенностях правописания мягкого знака в конце наречий после шипящих.Процесс обучения в течение урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ.Реализация поставленной цели и задач. Урок разработан на основе школьного учебника для 7 класс под редакцией Ладыженская Т.А. и др. в соответсвии с ФГОС ООО.
Форма урока: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель : Султамратова Б.Т.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Содержательная цель: актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, глаголов; учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, учебный диалог, коллективная.
Методы и приёмы обучения: проблемные ситуации,фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в паре, рефлексия учебной деятельности.
Формируемые УУД:
предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.
Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, словесная оценка, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» М.М.Разумовская, С.И.Львов 7 класс, карточки с заданиями разных уровней для групповой работы, алгоритмы рассуждения по применению правила, проектор для проверки ответов , экран.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
#1052;обилизующий этап | #1054;рганизационный момент. Приветствие учителя и создание рабочей атмосферы. | Приветствие, настраиваются на работу по изучению нового знания., отвечают на поставленные учителем вопросы. | Ответы на вопросы учителя . | Умение слушать и отвечать на вопросы | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности Регулятивные: самооценка готовности к уроку | |
II. Этап актуализации опорных знаний | #1060;ронтальный опрос темы «Правописание наречий» 2. Просит объяснить правописание слов, вспомнить изученное правило | #1054;твечают на вопросы , слушают ответы одноклассников, дополняют при необходимости исправляют. #1054;бъясняют правописание слов #1042;споминают правило правописания | Отвечают на вопросы , слушают ответы одноклассников, дополняют при необходимости исправляют. Активизация ранее изученного материала | Уметь распознавать знакомую орфограмму, объяснять написание с помощью знакомого правила правописания | Познавательные: проблемная ситуация; Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме | |
III. Этап локализации индивидуальных затруднений, целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | #1057;оздаёт проблемную ситуацию #1042;едёт побуждающий от проблемной ситуации диалог #1055;одводит к формированию темы урока, задач урока | #1055;ытаются ответить на вопрос учителя, пользуясь изученным правилом. #1057;итуация удивления. #1054;сознают недостаточность знаний. #1060;ормируют тему урока, задачи урока. | Выполнение упражнений по заданию | Умение слушать и отвечать на вопросы | Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. | |
IV. Этап изучения нового знания, реализации построенного проекта | #1055;редлагает групповую работу творческого характера, индивидуальную работу разных уровней. #1055;росит выдвигать гипотезы по объяснению написанного с использованием побуждающего к проблеме диалога, сформулировать правило правописания #1055;росит сверить свои выводы с учебником #1055;росит записать новое знание в схему #1055;росит самостоятельно в парах поработать над составлением алгоритма рассуждения по применению правила | #1056;аботают в группах (творческое задание) и индивидуально по карточкам разных уровней #1055;редлагают различные гипотезы решения проблемы #1060;ормируют правило правописания #1057;веряются с учебником #1047;аписывают новое знание в схему #1057;амостоятельно в парах работают над алгоритмом рассуждения по применению правила | #1060;ронтальная работа по выдвижению и проверке гипотез #1056;абота с учебником #1056;абота по переводу нового знания в схему #1056;абота на алгоритмом рассуждения по применению правила. 5 . Работа с тетрадью для правил | Знакомство с новым правилом, | Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. | |
V. Первичное закрепление | #1055;роводит комментированное письмо с использованием алгоритма 2. Проводит работу по развитию речи | #1047;аписывают слова на изученное правило и объясняют их правописание 2. Осуществляют взаимопроверку в паре, затем самопроверку Почему ошибся? #1054;бъясняют лексическое значение наречий 4. Подбирают подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце. | #1060;ормулируют задание к упражнению, комментированное письмо слов на изученное правило #1055;роверка работы в паре #1056;ешение лингвистической задачки 4. Фронтальная работа с комментированием | Уметь пользоваться изучаемым правилом Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий Уметь применять алгоритм рассуждения по применению изучаемого правила | Личностные: формируется мотивация достижения, интерес к учебному материалу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Личностные: самоконтроль, самооценка | |
VI . ФИЗМИНУТКА | Проводит разминку | Выполняют разминку | #1074;стали и потянулись #1088;ывки руками #1075;имнастика для глаз | |||
VII. Обобщение усвоенного и включение нового знания в изученное | #1055;редлагает групповую работу творческого характера по составлению кластера 2. Предлагает индивидуальную работу предметного свойства (практика огэ) | #1056;аботают в группах (творческое задание) #1054;тчитываются о выполненной работе 3. Выполняют индивидуально задание , самооценка | #1043;рупповая работа #1048;ндивидуальная работа по карточкам разных уровней | Уметь решать тесты формата огэ | Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | |
VIII. Подведение итогов урока. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Рефлексия. | Узнаёт, как работалось на уроке, все ли цели достигнуты. Просит учеников заполнить чек-лист, оценить свою работу на уроке с помощью ответа на вопросы | Рассказывают, как работалось на уроке, оценивают свою работу, заполняют чек-лист | Фронтальная работа, индивидуальная работа с чек-листом | Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результатам; Умение адекватно понимать оценку учителя/одноклассника Личностные: умение развивать способность к самооценке | ||
#1044;омашнее задание | Даёт дифференцированное домашнее задание | Знакомятся с предложенным домашним заданием и формируют его исходя из своего чек-листа, индивидуальное дз | ||||
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока.
- Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Фронтальный опрос (2-3 мин)
1. Наречие - это (определение)
2. Способы образования наречий
3. Слитно-раздельное написание наречий
4. Разряды
5. не с наречиями
6. Правописание приставок НЕ и НИ в отрицательных наречиях
7. Дефисное написание наречий
8. Буквы о/а на конце наречий
9. Не и ни в наречиях.
10 Буквы о\е на конце наречий после шипящих
11 н-нн в наречиях
Подведение итогов ответов учеников .
Задание. Распределительный диктант. (5-7 мин)
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
ЕСТЬ Ь | НЕТ Ь |
ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ)
Сверка с эталоном.
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
|
Учитель: - В написании каких слов вы затруднились? Почему? (это наречия, а правописание наречий, оканчивающихся на шипящий звук не изучали).
- Какова же тема нашего урока?
Учащиеся формулируют тему урока. (3 мин)
Учитель: - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:
Узнать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)
Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)
Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи).
(Показываю на экране)
Учитель: - По какому плану мы будем работать? (1. Вспомним изученные части речи на эту орфограмму, 2. Узнаем новое. 3. Потренируемся. 4. Проверим себя.)
Учитель: - Цели поставлены, будем их решать. Как мы можем с вами узнать правописание Ь после шипящих на конце наречий? (в учебнике, самостоятельно). Как мы будем знакомиться с новым материалом? (Самостоятельно). Работать будем в группах. Повернитесь друг к другу. Сообща работать всегда хорошо. Одна голова хорошо, а две еще лучше. У вас будет четыре головы, поэтому вы справитесь очень быстро и решите нашу проблему.
Изучение нового знания. Работа в группах по карточкам разного уровня сложности.
Карточки для самостоятельной работы в группах при изучении нового материала (5 мин)
1группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.
Сплошь, врач, колюч, вскачь, напрочь, луж, дочь, настежь, шалаш, уж, издавна, замуж, невтерпёж, луч, точь-в-точь, молодежь, пахуч.
2 группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце слова. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Подчеркните ь. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.
Сплошь, вскачь, напрочь, хорошо, красиво, налево, настежь, уж, издавна, замуж, досуха, невтерпёж, вправо, горячо, слева, точь-в-точь,
Учащиеся выводят правило. Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. - От чего зависит выбор написания Ь на конце наречия?
Учитель: - Назовите условие выбора написания Ь на конце наречия после шипящей. (Разные точки зрения.)
1) На конце наречий после шипящих пишется ь.
Исключение: 3 слова (уж, замуж, невтерпеж).
2) После ч, ш пишется ь; после ж не пишется, исключение: настежь.
Учитель: - Сверим с учебником. Все правильно. Какой пункт плана выполнили? Что будем делать дальше? (тренироваться)
Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений. (5-7 мин)
Задание. Выполняем на доске. Применяем два правила. (3 слова на доске, потом продолжаем самостоятельно) . Взаимопроверка.
Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?), ждать невтерпёж, терпеть невмочь.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите красную пасту и проверьте, как с заданием справился ваш сосед по парте. Оцените работу. Кто допустил ошибку? Почему ошибся? Самооценка.
Словарная работа. Работа по развитию речи. В данном диктанте нам встретились «интересные» наречия. Мне бы хотелось узнать, знаете ли вы их значение. (слайд) 2 мин.
Упражнение по развитию речи. (3 мин)
Прочитайте фразеологические обороты (словосочетания) и справку. Сформулируйте задание к упражнению.
1. Кидает в жар = | 5. Сжигать мосты = |
2. Отлегло от сердца = | 6. Как две капли воды = |
3. Взять на заметку = | 7. Кругом и всюду = |
4. Что правда, то правда= |
|
Справка:
Точ…-в-точ…, бросает в дрож…, сплош…и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, взять на карандаш…, гора с плеч…
Ученик. К каждому фразеологическому обороту, в составе которого нет слов с шипящими на конце, надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.
Выражение сжечь корабли употребляется тогда, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему .
ФИЗМИНУТКА.
Учитель: - Только ли в наречиях встречается подобная орфограмма? В каких ещё частях речи она есть? Мы с вами изучили все правила, касающиеся Ь знака. И теперь, чтобы вспомнить правописание Ь после шипящих в разных частях речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие), составим опорную обобщающую таблицу, схему или кластер (как вам угодно). Работаем в парах. (Для тех, кто затрудняется, даю полузаполненную схему)
Кластер (итоговый)
Краткие
Кроме уж, замуж, невтерпёж
Ж.р.
3 скл.
Повел.н.
2 л. ед.ч.
Инфинитив
Учитель: Сверьте. Ничего не упустили? Молодцы! Оцените себя (по таблице). Теперь вы готовы выполнить задание из ЕГЭ по этой теме.
Самостоятельная работа с самопроверкой. (слайд)
Подведение итогов. Рефлексия. Результат достижения цели.
Учитель: Достигли цели? Трудная тема? Какова ваша самооценка? /Дети отвечают/. Заполните чек-листы, проанализировав свою работу на уроке.
Части речи | Орфограммы | ? - я не знаю ! –знаю хорошо -знал(а), но забыл(а) |
Имя сущ | 3 скл жен.рода (речь , дочь..) | |
2 скл муж рода (меч, плащ) | ||
Мн.чис. род.пад (свеч, дач..) | ||
Глагол | Неопред . форма глагола (беречь) | |
2 лицо ед. число(думаешь) | ||
Повелит. накл.(намажь) | ||
Прилаг | Краткое прилаг (могуч, скрипуч) | |
Наречие | В наречиях после шипящих всегда пишется ь , кроме слов исключений УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ |
Домашнее задание.
Учитель: Обратите внимание на свои пробелы в знаниях и дома повторите нужные для вас правила (исходя из своего чек-листа). По чек- листу составить словарный диктант по тем правилам, которые у вас «западают» (10-15 слов на каждое правило с затруднением) .
Учитель: Вспомните, какую цель мы поставили в начале нашего урока. (Слайд). Чтобы узнать, достигли ли мы цели, ответим на вопросы:
Я научилась (ся)..
Я запомнила (л)..
Я рада (рад)
Мне хочется сказать..
Теперь я…
Учитель: Благодарю за работу! (оценивает)
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
ЕСТЬ Ь | НЕТ Ь |
ДИЧЬ | МИМО РОЩ |
РЕЧЬ | МНОГО ЛУЖ |
УБЕРЕЧЬ | ЛАНДЫШ |
ПИЛИШЬ | КАЛАЧ |
ПОЛНОЧЬ | ЁЖ |
ГОРЕЧЬ | МНОГО ТУЧ |
РОСКОШЬ | |
НАМАЖЬ | |
МОЛЧИШЬ | |
ВЫСЕЧЬ | |
Сплошь, врач, колюч, вскачь, напрочь, луж, дочь, настежь, шалаш, уж, издавна, замуж, невтерпёж, луч, точь-в-точь, молодежь, пахуч, наотмашь.
Упасть вверх лицом – навзничь
Открыть до конца – настежь
Отсутствия терепения – невтерпёж
Ударить с размаху - наотмашь
Мчаться быстро - вскачь
Уйтив сторону - прочь
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
ЕСТЬ Ь | НЕТ Ь |
ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
ЕСТЬ Ь | НЕТ Ь |
ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ
ЕСТЬ Ь | НЕТ Ь |
ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.
Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна домов и дач_.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....