Конспект урока по русскому языку 7 класс "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Урок сопровождается показом электронной презентацией в программе Pover Point и проецированием ее на экране интерактивной доски, строится с опорой на раннее изученные темы правописание мягкого знака в разных частях речи. В ходе работы с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют разборы предложенных учителем слов. Наблюдение над языковыми явлениями позволяет учащимся сделать вывод об особенностях правописания мягкого знака в конце наречий после шипящих.Процесс обучения в течение урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ.Реализация поставленной цели и задач. Урок разработан на основе школьного учебника для 7 класс под редакцией Ладыженская Т.А. и др. в соответсвии с ФГОС ООО.

Форма урока: фронтальная, групповая и индивидуальная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Султамратова Б.Т.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Содержательная цель: актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, глаголов; учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: проблемные ситуации,фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в паре, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, словесная оценка, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» М.М.Разумовская, С.И.Львов 7 класс, карточки с заданиями разных уровней для групповой работы, алгоритмы рассуждения по применению правила, проектор для проверки ответов , экран.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

#1052;обилизующий этап

#1054;рганизационный момент.

Приветствие учителя и создание рабочей атмосферы.

Приветствие, настраиваются на работу по изучению нового знания., отвечают на поставленные учителем вопросы.

Ответы на вопросы учителя .

Умение слушать и отвечать на вопросы

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности

Регулятивные: самооценка готовности к уроку

II. Этап актуализации опорных знаний

#1060;ронтальный опрос темы «Правописание наречий»

2. Просит объяснить правописание слов, вспомнить изученное правило

#1054;твечают на вопросы , слушают ответы одноклассников, дополняют при необходимости исправляют.

#1054;бъясняют правописание слов

#1042;споминают правило правописания

Отвечают на вопросы , слушают ответы одноклассников, дополняют при необходимости исправляют.

Активизация ранее изученного материала

Уметь распознавать знакомую орфограмму, объяснять написание с помощью знакомого правила правописания

Познавательные: проблемная ситуация;

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

III. Этап локализации индивидуальных затруднений, целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

#1057;оздаёт проблемную ситуацию

#1042;едёт побуждающий от проблемной ситуации диалог

#1055;одводит к формированию темы урока, задач урока

#1055;ытаются ответить на вопрос учителя, пользуясь изученным правилом.

#1057;итуация удивления.

#1054;сознают недостаточность знаний.

#1060;ормируют тему урока, задачи урока.

Выполнение упражнений по заданию

Умение слушать и отвечать на вопросы

Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную.

IV. Этап изучения нового знания, реализации построенного проекта

#1055;редлагает групповую работу творческого характера, индивидуальную работу разных уровней.

#1055;росит выдвигать гипотезы по объяснению написанного с использованием побуждающего к проблеме диалога, сформулировать правило правописания

#1055;росит сверить свои выводы с учебником

#1055;росит записать новое знание в схему

#1055;росит самостоятельно в парах поработать над составлением алгоритма рассуждения по применению правила

#1056;аботают в группах (творческое задание) и индивидуально по карточкам разных уровней

#1055;редлагают различные гипотезы решения проблемы

#1060;ормируют правило правописания

#1057;веряются с учебником

#1047;аписывают новое знание в схему

#1057;амостоятельно в парах работают над алгоритмом рассуждения по применению правила

#1060;ронтальная работа по выдвижению и проверке гипотез

#1056;абота с учебником

#1056;абота по переводу нового знания в схему

#1056;абота на алгоритмом рассуждения по применению правила.

5 . Работа с тетрадью для правил

Знакомство с новым правилом,

Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

V. Первичное закрепление

#1055;роводит комментированное письмо с использованием алгоритма

2. Проводит работу по развитию речи

#1047;аписывают слова на изученное правило и объясняют их правописание

2. Осуществляют взаимопроверку в паре, затем самопроверку Почему ошибся?

#1054;бъясняют лексическое значение наречий

4. Подбирают подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.

#1060;ормулируют задание к упражнению, комментированное письмо слов на изученное правило #1055;роверка работы в паре

#1056;ешение лингвистической задачки

4. Фронтальная работа с комментированием

Уметь пользоваться изучаемым правилом

Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Уметь применять алгоритм рассуждения по применению изучаемого правила

Личностные: формируется мотивация достижения, интерес к учебному материалу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Личностные: самоконтроль, самооценка

VI . ФИЗМИНУТКА

Проводит разминку

Выполняют разминку

#1074;стали и потянулись

#1088;ывки руками

#1075;имнастика для глаз

VII. Обобщение усвоенного и включение нового знания в изученное

#1055;редлагает групповую работу творческого характера по составлению кластера

2. Предлагает индивидуальную работу предметного свойства (практика огэ)

#1056;аботают в группах (творческое задание) #1054;тчитываются о выполненной работе

3. Выполняют индивидуально задание , самооценка

#1043;рупповая работа

#1048;ндивидуальная работа по карточкам разных уровней

Уметь решать тесты формата огэ

Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

VIII. Подведение итогов урока. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Рефлексия.

Узнаёт, как работалось на уроке, все ли цели достигнуты.

Просит учеников заполнить чек-лист, оценить свою работу на уроке с помощью ответа на вопросы

Рассказывают, как работалось на уроке, оценивают свою работу, заполняют чек-лист

Фронтальная работа, индивидуальная работа с чек-листом

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результатам;

Умение адекватно понимать оценку учителя/одноклассника

Личностные: умение развивать способность к самооценке

#1044;омашнее задание

Даёт дифференцированное домашнее задание

Знакомятся с предложенным домашним заданием и формируют его исходя из своего чек-листа, индивидуальное дз

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  1. Фронтальный опрос (2-3 мин)

1. Наречие - это (определение)

2. Способы образования наречий

3. Слитно-раздельное написание наречий

4. Разряды

5. не с наречиями

6. Правописание приставок НЕ и НИ в отрицательных наречиях

7. Дефисное написание наречий

8. Буквы о/а на конце наречий

9. Не и ни в наречиях.

10 Буквы о\е на конце наречий после шипящих

11 н-нн в наречиях

Подведение итогов ответов учеников .

Задание. Распределительный диктант. (5-7 мин)

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ)

Сверка с эталоном.

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧЬ

МИМО РОЩ

РЕЧЬ

МНОГО ЛУЖ

УБЕРЕЧЬ

ЛАНДЫШ

ПИЛИШЬ

КАЛАЧ

ПОЛНОЧЬ

ЁЖ

ГОРЕЧЬ

МНОГО ТУЧ

РОСКОШЬ

НАМАЖЬ

МОЛЧИШЬ

ВЫСЕЧЬ

Учитель: - В написании каких слов вы затруднились? Почему? (это наречия, а правописание наречий, оканчивающихся на шипящий звук не изучали).

- Какова же тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока. (3 мин)

Учитель: - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Узнать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи).

(Показываю на экране)

Учитель: - По какому плану мы будем работать? (1. Вспомним изученные части речи на эту орфограмму, 2. Узнаем новое. 3. Потренируемся. 4. Проверим себя.)

Учитель: - Цели поставлены, будем их решать. Как мы можем с вами узнать правописание Ь после шипящих на конце наречий? (в учебнике, самостоятельно). Как мы будем знакомиться с новым материалом? (Самостоятельно). Работать будем в группах. Повернитесь друг к другу. Сообща работать всегда хорошо. Одна голова хорошо, а две еще лучше. У вас будет четыре головы, поэтому вы справитесь очень быстро и решите нашу проблему.

Изучение нового знания. Работа в группах по карточкам разного уровня сложности.

Карточки для самостоятельной работы в группах при изучении нового материала (5 мин)

1группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Сплошь, врач, колюч, вскачь, напрочь, луж, дочь, настежь, шалаш, уж, издавна, замуж, невтерпёж, луч, точь-в-точь, молодежь, пахуч.

2 группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце слова. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Подчеркните ь. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Сплошь, вскачь, напрочь, хорошо, красиво, налево, настежь, уж, издавна, замуж, досуха, невтерпёж, вправо, горячо, слева, точь-в-точь,

Учащиеся выводят правило. Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. - От чего зависит выбор написания Ь на конце наречия?

Учитель: - Назовите условие выбора написания Ь на конце наречия после шипящей. (Разные точки зрения.)

1) На конце наречий после шипящих пишется ь.

Исключение: 3 слова (уж, замуж, невтерпеж).

2) После ч, ш пишется ь; после ж не пишется, исключение: настежь.

Учитель: - Сверим с учебником. Все правильно. Какой пункт плана выполнили? Что будем делать дальше? (тренироваться)

Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений. (5-7 мин)

Задание. Выполняем на доске. Применяем два правила. (3 слова на доске, потом продолжаем самостоятельно) . Взаимопроверка.

Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?), ждать невтерпёж, терпеть невмочь.

Поменяйтесь тетрадями, возьмите красную пасту и проверьте, как с заданием справился ваш сосед по парте. Оцените работу. Кто допустил ошибку? Почему ошибся? Самооценка.

Словарная работа. Работа по развитию речи. В данном диктанте нам встретились «интересные» наречия. Мне бы хотелось узнать, знаете ли вы их значение. (слайд) 2 мин.

Упражнение по развитию речи. (3 мин)

Прочитайте фразеологические обороты (словосочетания) и справку. Сформулируйте задание к упражнению.

1. Кидает в жар =

5. Сжигать мосты =

2. Отлегло от сердца =

6. Как две капли воды =

3. Взять на заметку =

7. Кругом и всюду =

4. Что правда, то правда=

Справка:

Точ…-в-точ…, бросает в дрож…, сплош…и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, взять на карандаш…, гора с плеч…

Ученик. К каждому фразеологическому обороту, в составе которого нет слов с шипящими на конце, надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.

Выражение сжечь корабли употребляется тогда, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему .

ФИЗМИНУТКА.

Учитель: - Только ли в наречиях встречается подобная орфограмма? В каких ещё частях речи она есть? Мы с вами изучили все правила, касающиеся Ь знака. И теперь, чтобы вспомнить правописание Ь после шипящих в разных частях речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие), составим опорную обобщающую таблицу, схему или кластер (как вам угодно). Работаем в парах. (Для тех, кто затрудняется, даю полузаполненную схему)

Кластер (итоговый)

Краткие

Кроме уж, замуж, невтерпёж

Ж.р.

3 скл.

Повел.н.

2 л. ед.ч.

Инфинитив

Учитель: Сверьте. Ничего не упустили? Молодцы! Оцените себя (по таблице). Теперь вы готовы выполнить задание из ЕГЭ по этой теме.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (слайд)

Подведение итогов. Рефлексия. Результат достижения цели.

Учитель: Достигли цели? Трудная тема? Какова ваша самооценка? /Дети отвечают/. Заполните чек-листы, проанализировав свою работу на уроке.

Части речи

Орфограммы

? - я не знаю

! –знаю хорошо

-знал(а), но забыл(а)

Имя сущ

3 скл жен.рода (речь , дочь..)

2 скл муж рода (меч, плащ)

Мн.чис. род.пад (свеч, дач..)

Глагол

Неопред . форма глагола (беречь)

2 лицо ед. число(думаешь)

Повелит. накл.(намажь)

Прилаг

Краткое прилаг (могуч, скрипуч)

Наречие

В наречиях после шипящих всегда пишется ь , кроме слов исключений

УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ

Домашнее задание.

Учитель: Обратите внимание на свои пробелы в знаниях и дома повторите нужные для вас правила (исходя из своего чек-листа). По чек- листу составить словарный диктант по тем правилам, которые у вас «западают» (10-15 слов на каждое правило с затруднением) .

Учитель: Вспомните, какую цель мы поставили в начале нашего урока. (Слайд). Чтобы узнать, достигли ли мы цели, ответим на вопросы:

Я научилась (ся)..

Я запомнила (л)..

Я рада (рад)

Мне хочется сказать..

Теперь я…

Учитель: Благодарю за работу! (оценивает)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧЬ

МИМО РОЩ

РЕЧЬ

МНОГО ЛУЖ

УБЕРЕЧЬ

ЛАНДЫШ

ПИЛИШЬ

КАЛАЧ

ПОЛНОЧЬ

ЁЖ

ГОРЕЧЬ

МНОГО ТУЧ

РОСКОШЬ

НАМАЖЬ

МОЛЧИШЬ

ВЫСЕЧЬ

Сплошь, врач, колюч, вскачь, напрочь, луж, дочь, настежь, шалаш, уж, издавна, замуж, невтерпёж, луч, точь-в-точь, молодежь, пахуч, наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь

Открыть до конца – настежь

Отсутствия терепения – невтерпёж

Ударить с размаху - наотмашь

Мчаться быстро - вскачь

Уйтив сторону - прочь

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.

РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА ПО КОЛОНКАМ

ЕСТЬ Ь

НЕТ Ь

ДИЧ.., , РЕЧ.. , МИМО РОЩ.., МНОГО ЛУЖ.., ЛАНДЫШ.., УБЕРЕЧ.., ПИЛИШ.., ПОЛНОЧ…, ГОРЕЧ.., невтерпёж.. КАЛАЧ…, РОСКОШ.., ЁЖ.., НАМАЖ…, МНОГО ТУЧ…, МОЛЧИШ..., уж…, ВЫСЕЧ…, БАГАЖ.

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна домов и дач_.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....