Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Цели:
    Образовательные:
    знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
    выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
    Развивающие:
    развитие внимания, восприятия, памяти,  аналитического мышления,  навыков связной речи;
    Воспитательные:
    формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,
    формирование таких качеств личности ученика, как? толерантность, способность к диалогу.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_.docx22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»,7 класс.

    Цели:

    Образовательные:

    • знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    • умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
    • выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    • повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

    Развивающие:

    • развитие внимания, восприятия, памяти,  аналитического мышления,  навыков связной речи;

    Воспитательные:

    • формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,
    • формирование таких качеств личности ученика, как? толерантность, способность к диалогу.

    Оборудование:

    • Мультимедийная установка.
    • Таблицы.
    • Карточки - таблицы.
    • Тест.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя:

    - Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи - наречия. Актуализация знаний:

    -Что называется наречием?

    -Расскажите, как образуются степени сравнения наречий?

    -В каких случаях наречия на -о, -е с НЕ пишутся слитно, когда -раздельно?

    (Презентация 1)

    У доски трое учащихся выполняют задания, а класс в это время записывает к фразеологическим оборотам наречия .

    1-ое задание:

    (не)брежно

    (Не) сладко, а кисло

    Крайне(не)скромно

    (Не)много (мало)

     (Не)узко, а широко

    Далеко( не) интересны

    (Не)вежливо (грубо)

    Совершенно( не)интересно

    (Не)брежно

    2-ое задание:

    (Не)далеко ребята увидели сторожку. (Выполнить синтаксический разбор предложения, морфологический разбор наречия.)

    3-е задание:

    Белка прыгая с ветки на ветку метнулась в дупло. (Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.)

    Класс записывает к фразеологизмам синонимичные наречия:

    Куры не клюют-много

    Как с гуся вода-бесполезно

    Сломя голову-быстро

    Рукой подать-рядом

    Без году неделя-недавно

    Как курица лапой-грязно, неаккуратно, небрежно

    Живот надорвать - смешно

    Образуйте от наречий  быстро, небрежно - все возможные формы степеней сравнения.

    Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием "яркого пятна" - инсценировка помощи домовенку Кузе.

    - Стук в дверь.

    Учитель спрашивает:

    - Кто бы это мог быть?

    Открывается дверь, заходит Кузя.

    - Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, "пахнет знаниями"!

    Отличница Настя восклицает:

    - Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем "Причастие" и "Деепричастие"!

    - Есть ли у вас отличники?

    Настя:

    - Конечно есть. Я отличница!

    Кузя:

    - У меня к тебе серьёзное дело.

    Настя улыбнулась:

    - У тебя все дела серьёзные, рассказывай.

    Кузя:

    - Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, - важно говорит Кузя.

    На экране появляется заявление Кузи.

    Заявление.

    Заявляю, что как только ночзаполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

    Домовой Кузьма.

    Настя:

    - Ты откуда про домофон узнал?

    Кузя:

    - Это мне домовой из четырнадцатой школы рассказал.

    Ну, так как, ошибок много?

    - Предостаточно! - сказала Настя строго. - Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь - это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.

    - Ага, понял. Врач и лужа - тоже существительные, значит, я правильно написал.

    - А вот и неправильно, - возмутилась отличница. - Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.

    - Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.

    - Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.

    Повторение.

    Часть речи

    Ь пишется

    Ь не пишется

    Существительное

     

     

    Прилагательное

     

     

    Глагол

     

     

    Наречие

     

     

    Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.

    На экране высвечивается тема урока.

    "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХНА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ "

    В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.

    Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

    Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.

    Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_.

    Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет - поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ - не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.

    Образец рассуждения по первому правилу

    Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком.

    Образец рассуждения по второму правилу

    Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике.

    Работа с учебником - читается материал параграфа 44, дается 2 минуты для заучивания наизусть, организуется парная работа по проверке нового материала

    Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.

    Слово учителя:

    - Правило о правописании мягкого знака на конце наречий занимает особое место в системе нашей орфографии.

    Во-первых, потому, что после шипящих на конце наречий мягкий знак пишется традиционно, не имея поддержки в фактах современного языка.

    Во-вторых, потому, что рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить (на доске магнитами прикрепляются слова на карточках)

    Навзничь

    Настежь

    Наотмашь

    Вскачь

    Сплошь

    Данные слова всегда являются типичными наречиями, поясняющими глаголы и отвечающими на вопрос КАК?.

    Наречие НЕВМОЧЬ приближается к категории состояния и является частью устойчивого сочетания - ему стало невмочь - следовательно, отдельно на вопрос не отвечает. Слово ПРОЧЬ часто употребляется не в качестве наречия, а в роли предложного сочетания, требующего вместе с предлогом ОТ родительного падежа. Что касается слова ЛИШЬ, то оно вообще не бывает никогда наречием, а только союзом или частицей.

    Работа с толковым словарем по значению наречий (можно использовать электронный словарь энциклопедии КМ)

    Учитель:

    Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, если использовать.

    1. Считалочку:

    Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,

    Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.

    (Считалочка повторяется вслух вместе с детьми) Словарные слова: вскачь, навзничь, наотмашь, настежь, прочь, сплошь, уж, замуж, невтерпеж.

    Вскачь. Скачками, очень быстро.

    Навзничь. Опрокинувшись на спину, вверх лицом. Наотмашь. Сильно размахнувшись.

    Настежь. Распахнув совсем, до конца.

    Прочь. В сторону, дальше от кого-, чего-нибудь, долой.

    Сплошь. 1. Без промежутков, по всей поверхности. 2. Целиком, без исключения (разг.).

    Уж. 1. нар.уже. 2. част. Употребляется для подчеркивания, усиления отдельного слова или целого выражения.

    Замуж. Выйти замуж - стать чьей-то женой.

    Невтерпёж (разг.). Не хватает терпения, нет сил терпеть, ждать.

    2. Алгоритм рассуждения по применению правила:

    а) определить, какая это часть речи,

    б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений,

    в) если нет, пиши мягкий знак.

    Учитель:

    - Для автоматического применения правила на письме нужно потренироваться.

    Выполнение тестового задания.

    ВЫВОДЫ:

    Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных третьего склонения, глаголах, наречиях (кроме - уж, замуж, невтерпеж)

    Мягкий знак не пишется в кратких прилагательных и существительных первого и второго склонения

    А еще мы помогли домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении. Давайте завершим правку заявления Кузи. На экране появляется заявление, в котором отличница Настя исправляет ошибки в наречиях. Учащиеся проделывают эту работу в заявлениях, лежащих на партах.

    Кузя:

    -Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет. (При наличии времени выполняем упр. 265)

    Домашнее задание: параграф 42, упр.267

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

    Обведите номера правильных ответов

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце:

    • существительных мужского рода 2склонения;
    • глаголов в неопределенной форме
    • наречий

    Правильно определены условия выбора орфограммы в слове:

    • прочь (наречие)
    • настежь (наречие, исключение)
    • стеречь (неопределенная форма глагола)

    Мягкий знак пишется в слове:

    • невтерпеж..;
    • навзнич..;
    • сплош..;

    Мягкий знак не пишется в слове:

    • настич..;
    • горяч..;
    • замуж..;
    • наотмаш..;
    • нож..;

    Мягкий знак пишется в слове:

    • точ..ный
    • точ.-в-точ..
    • береч..ся
    • ноч..
    • вскач..
    • Допущена орфографическая ошибка в предложении:
    • Оказалось, что Варенька непрочь была замуж. (Чехов)
    • Как раздавленный, навзничь лежал он. (Тургенев)
    • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плач.

    ОТВЕТЫ:

    2

    1, 3

    2, 3

    2, 3, 5

    2, 3, 4, 5

    3

    Критерии оценок:

    "5" - 6б.

    "4" - 5б.

    "3"  3-4б.

    "2"- 2б.

    Список использованных источников.

    1. Текучева, И.В.; Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс" (М.: Просвещение): 7-й кл.: учеб.-метод.пособие/И.В.Текучева - 2-е изд. - М. : Экзамен, 2006 - 127, [1] c. - Учебно-методический комплекс.
    2. PC CD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс", ООО "Кирилл и Мефодий", www. KM.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

    Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

    Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

    Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

    Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

    Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

    Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....