Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

    Ольга Владимировна Филина

    Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_7_klass.docx23.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе

    "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

    Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

    Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

    Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с заданиями.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация.

    Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу. На доске записаны слова:

    1. Доч_,  ноч_,  молодеж_,  навзнич_
    2. Пряч_,  откроеш_,  настеж_,  береч_
    3. Могуч_,  горяч_,  сыпуч_,  невтерпеж_

    Ученики работают устно.

    - Какой вид орфограммы объединяет данные слова?

    (Написание ь на конце слов после шипящих)

    - Написание каких слов вы не можете объяснить?

    ( Навзничь, настежь, невтерпеж, т.к. написание Ь на конце наречий после шипящих мы ещё не изучали.)

    - Какова же тема нашего урока?

    Учащиеся формулируют тему урока.

    4. «Открытие» нового знания.

    - Для того чтобы правильно научиться писать ь на конце наречий после шипящих и самим сформулировать правило, прочитаем стихотворение Я.Козловского «Исключение из правил» на с.118 (упр.288).

    (Читают сначала про себя, затем один - вслух).

    - Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

     Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

    - Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

    - Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

     -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…

    5. Закрепление знаний.

    1) – Теперь потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 287 выполним на доске и в тетрадях.

    2)  Лексическая работа № 1

    – Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

    Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, выясняем значения непонятных слов:

    Настежь – распахнуть совсем, до конца.

    Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

    Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

    Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

    Наотмашь – сильно размахнувшись.

    Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

    - А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

    3) Лексическая работа № 2

    - Замените данные словосочетания наречием.  (Ученик выполняет работу у доски):

    Уйти в сторону  -  (прочь)        

    Нестись галопом  -  (вскачь)

    Распахнуть окно до конца  -   (настежь)

    Невыносимо терпеть  -  (невтерпеж)

    Дерево все было усыпано плодами  -  (сплошь)

    6. Обобщение изученного материала о правописании Ь после шипящих в разных частях речи.

    1) Индивидуальная работа по карточкам.

    – А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику).

    _________(Ф.И.)____________________

    1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

    2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

    3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

    4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

    5. Воду в ступе толоч(?) – вода и будет.

    Мягкий знак после шипящих

    Часть речи

    пишется

    не пишется

    Существительное

    Краткое прилагательное

     

     

    Глагол

     

    Наречие

     

    - Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

    - Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с  изученными орфограммами в нужную графу.

    (Выполняют самостоятельно)

    - Сдайте карточки на проверку.

    2) Синтаксический разбор предложения. Учащиеся объясняют встреченные орфограммы, делают вывод о синтаксической роли наречий в предложении.

    Поля мало-помалу пустеют, но по-прежнему зеленеет озимь.

    7.Развитие связной речи.

     - Рассмотрите картину К.Юона «Конец зимы. Полдень». Составьте и запишите миниатюру по картине с привлечением речевого материала по изученному орфографическому правилу – наречий на шипящие. (Словосочетания записаны на доске):

    Удивителен и чарующ _ , снег скрипуч _ , невтерпеж _ растопить, уже не мираж _ , распахнется настеж _ .

    Учащиеся объясняют написание в соответствии с правилом. После окончания работы зачитывают получившиеся тексты.

    8. Подведение итогов урока.

    Вопросно-ответная беседа:

    - Какова была цель урока?

    - Добились ли вы результатов?

    - О чём узнали? Чему научились?

    9. Задание на дом.  Параграф 46, упр.289.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

    Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

    урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

    Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

    Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

    Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

    Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

    Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...