КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ "Наречие как часть речи" с использованием ЭОР
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наречие как часть речи конспект урока с использованием ЭОР | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Теxнологическaя кaрта урокa «Haречие кaк чaсть речи»» | |||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 7 | ||
Тема | Наречие как часть речи | ||
УМК | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык. 7 класс» - М.: Просвещение, 2019г. | ||
Aвтор урока (ФИО, должность) | Грига Ирина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы | ||
Образовательное учреждение | MБOУ « Уринская СОШ» | ||
Цели деятельности педагога | Повторение и закрепление темы «Hаречие»; отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков; систематизация знаний учащихся о значении наречий, формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, развитие и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие логического мышления; воспитание интереса к родному языку. Здоровьесберегающие – планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, производить смену деятельности обучающихся, следить за правильной осанкой детей, соблюдать режим охраны зрения, способствовать созданию благоприятного психологического климата | ||
Задачи |
Формирование устойчивого представления о наречии и его соотнесенности с другими частями речи; Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; Обогащать словарный запас учащихся; Совершенствовать орфографические умения.
Осуществление системно-деятельностного подхода; Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; Развитие умений применять новые знания; Развитие творческих, речевых способностей учащихся; Формирование логических умений; Развитие умений формулировать проблему; Развитие умения работать в парах, индивидуально и в группе.
воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу. | ||
Тип урока | Урок повторительно-обобщающий (по дидактическим целям) Урок -практикум (по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности) Исследовательский урок (по используемому методу обучения) Медиаурок (по типу межпредметных связей) | ||
Планируемые | Предметные: знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий; уметь распознавать наречия, правильно писать и произносить наречия, употреблять их в своей речи, определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении, употреблять наречия для связи предложений в тексте, находить и исправлять ошибки в употреблении наречий Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение приемами отбора и систематизации материала по теме «Наречие»; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или проектной деятельности. Работать индивидуально, в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. | ||
Методы и формы | Проблемный метод; системно-деятельностный, исследовательско-поисковый метод, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, метод проекта; индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. | ||
Oбразовательные | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://www.fcior.edu.ru) Сетевой сервис Web 2.0 learningapps.org (http://www.learningapps.org) Сайт «Школьный помощник» (интерактивный учебник по русскому языку 7 класс) (http://www.school-assistant.ru) Портал «Культура письменной речи» (http://www. gramma.ru) Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (http://www. gramota.ru) Этимологический словарь М.Р. Фасмера (http://www. vasmer.narod.ru) Этимологический онлайн-словарь Шанского Н.М. (http://www .shansky.lexicography.online) http://www.uroki.net | ||
Oборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. | ||
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся, интерактивное задание, выполненное учащимися, проектные карты. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Здравствуйте! Сегодня у нас с вами урок необычный, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. Попробуем определить, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок. Сейчас наступает весна. А это время года ассоциируется, как вы думаете, с чем? Правильно, с цветами. Перед вами на парте лежат цветочки, выберите тот цветок, который отражает ваше настроение: оранжевый – «я готов активно работать на уроке», зеленое – «я не готов к активной работе, нет настроения», голубой цветок – «средняя степень готовности, нейтральное настроение». Покажите, пожалуйста, тот цветок, который соответствует вашему настроению сейчас. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника; формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: внимание, уважение к окружающим. |
II. Aктуализация знаний (5 мин.) Цель:
Требования к этапу: 1. воспроизведение в памяти знаний, необходимых для восприятия нового материала. 2. создание затруднения. III. Проверка домашнего задания (5 мин.) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. IV. Oрфографическая разминка. (3 мин.) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. V.Физминутка (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. 3. Закрепление (10 мин.) Творческая практическая деятельность по реализации проектов. Цель: Повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.
| - Сегодня мы будем не просто мастерами своего дела, а исследователями и проведем урок - исследование. Скажите, что значит провести исследование? (Тему, цель, предмет исследования, наблюдение над языковым явлением, сделать выводы по теме) Чтение стихотворения: Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты: «Темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты: « Красиво », Пред тобою сразу вся Россия! Какова основная мысль этого стихотворения? (стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!) На каком приеме построено это стихотворение? (прием ассоциаций) Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (наречие) Назовите наречия, которые встретились в стихотворении (высоко, светло, ароматно, красиво) Назовите тему нашего урока? Правильно. (Наречие как часть речи) Тогда, кто догадался, что мы сегодня будем делать на уроке? Oтветы учащихся. Итак, цель нашего урока - закрепить все, что знаем о наречии, повторить орфограммы, изученные в этой теме. И предметом нашего исследования сегодня будет являться … наречие. Перед тем, как приступить к нашей работе, мы проверим домашнее задание. Вы должны были создать с использованием Сетевого сервиса Web 2.0 learningapps.org интерактивные задания по теме «Орфограммы, изученные по теме «Наречие». Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Проекция на экран интерактивной доски. Открытие флипчарта. Выполните задания, вставляя пропущенные буквы. Повторим изученные орфограммы по теме «Наречие». (Текст) Все живое в природе (не)удержимо стремится к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей. Мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем небольшую физкультминутку. - Выполните задание в точности. Сколько наречий вы услышите в моей речи? (12 наречий) Медленно встаньте, поверните голову налево, направо; посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, посмотрите вверх; резко поднимите руки, плавно их опустите; чуть подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту. Наречие – теперь знакомая для вас часть речи. Мы с вами, как самые настоящие исследователи, попробуем поработать над этой темой, составим проекты. Вы разбиты на 5 групп, у каждой группы будет своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 10-15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание. Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:
После работы руководитель группы должен заполнить оценочный лист. Работа в группах. Контролирует правильность приемов работы с Интернет-ресурсами. Организует и сопровождает деятельность детей. Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. - А сейчас я вам предлагаю проверить полученные знания в форме тестирования. Работать будем в парах. С помощью этого теста вы проверите, как усвоили пройденный материал. | Ученики слушают текст, делают анализ прослушанного текста, отвечают на вопросы учителя. Демонстрация интерактивного задания с проекцией на экран доски. Учащиеся выполняют это задание. https://learningapps.org/display?v=pcwmavvt518 Учащиеся выходят к доске и выполняют задания, вставляя пропущенные буквы. Дети выполняют задания из физкультминутки Ученики выполняют задания по группам, формулируют свои задачи, решают их, используя Интернет-ресурсы. Самостоятельно оформляют свои проекты. 1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология слова «Наречие» в виде презентации, пользуясь Интернет-ресурсами. 2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?» Карточка-задание 2 группы: Пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект, рассказав в нём о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями. Пользуйтесь вопросами проектной карты. 3 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму» Карточка-задание 3 группы: Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок. К одному из фразеологизмов нарисуйте рисунок, используя программы Paint, MyPaint и др. 4 группа -Писатели создают художественное произведение на тему «Наречие» 5 группа мобильная. Выполняют задания, используя такие интернет-ресурсы, как Федеральный центр (работа с модулями в разделе «Наречие») Решение теста на сайте Банк.тестов.ру по теме «Наречие». Learningapps.org, решение интерактивных заданий. Учащиеся выполняют электронные тесты по теме и оценивают свою деятельность. | Коммуникативные УУД Уметь определять тему урока-исследования, ставить цель учебной деятельности, определять предмет исследования, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (интерактивные тесты, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.), используя интернет-технологии. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы, заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения. Технология оценки учебных умений. Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь отвечать на вопросы, делать правильный выбор, уметь работать в парах. Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. Познавательные УУД: Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно осуществлять ее поиск, используя образовательные ресурсы. Приобретают умения использовать полученные знания и умения. Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, уметь задавать вопросы для уточнения последовательности работы Технология оценки учебных умений |
VII. Защита проектов Цель: Подведение итогов решения проблемных задач. | Время исследовательской работы подошло к концу. Прошу представителя первой группы озвучить вывод. Выступления групп, озвучивающих итоги решения проблемных задач, систематизация выводов на слайдах в виде презентаций, проектных карт и др. | Учащиеся выступают, делают презентацию своих проектов. | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, умение доказывать; Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
6.Рефлексия. (3 мин.) Цель:
Подведение итогов, проведение самооценки | Интерес – Что интересно было на уроке? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли? Обучение – Чему вы научились? Главное – Что принёс мне сегодняшний урок? Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали Работать В это время две пары выполняют задание. Составьте пожелание гостям с использованием наречий. 1.___________________ не болеть. Заключительное слово учителя. Спасибо всем, кто принимал участие. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык. | Учащиеся дают ответы, анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников, сами оценивают свою работу и конечный результат. | Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности |
7. Домашнее задание (1 мин.) | Домашнее задание: составить ребус или кроссворд по теме «Наречие как часть речи», используя сетевой сервис learningapps.org. | Познавательные УУД Уметь выбирать решение, обосновывать выбор. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
конспект урока по русскому языку "Подготовка к ГИА (часть В)"
Цели:- закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;- развивать навыки работы в групп...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...