Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС(К) ОУ РМ  «Поводимовская   школа - интернат»

 

                                                в 9 классе

     

                      (обобщение)

                                  Провела:

                                           М. А.  Паняева

                       

                          2012-2013 уч. год

                           

                        ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(обобщение)

Цель:           Обобщение и систематизация изученного об имени

                                             прилагательном.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие устной речи; обогащение, уточнение, активизация словарного запаса.

Коррекционные: развитие самостоятельности и инициативы; коррекция слуховой, смысловой памяти и логического мышления; развитие внимания, наблюдательности.

Воспитательные: мотивация к обучению, воспитание доброты, чуткости к природе и людям.

       

 Оборудование:   карточки со словами,  таблица «Имя               прилагательное».

                                        ХОД  УРОКА

I.  Организационный момент

        Слышите,  звенит звонок,

        Говорит: «Начнем урок!»

        Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением.  Улыбнитесь друг другу,  нашим гостям.  А теперь за работу.

II.  Сообщение темы урока

 1. Активизация знаний детей. Формулирование  темы и целей урока.

 У нас, ребята, гости и  давайте им  расскажем, какие мы ученики.  Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? (умные, настойчивые, упрямые, внимательные).

 Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку? Сформулируйте тему нашего урока.

   Ребята,  сегодня нам предстоит обобщить полученные знания об имени прилагательном.

 

III. Проверка домашнего задания.

Двое учащихся у доски работают индивидуально, с остальными - вопросы.

 1. Какие части речи мы знаем?

2. Какая часть речи называется существительным?

3. Какая часть речи называется прилагательным?

4. Какая часть речи называется местоимением?

5. Какая часть речи называется глаголом?

Проверим работу   у доски.

1. Вставить пропущенную букву в слове     ар_мат

2. Образовать от существительного  аромат  имя прилагательное и разобрать по составу.

Прочитайте,  какое слово получилось?  (аромат)

Найдите в словаре это слово. Правильно мы его написали? Написание этого слова надо запомнить.

Какие ассоциации вызывает это слово?

Вдохните аромат цветов. Выдохните. И еще раз вдохните, выдохните.

Образуйте от существительного  аромат  имя прилагательное.  С помощью какой части слова образовалось новое слово?    

IV. Работа по теме урока.

  1. Стихотворение Лермонтова «Тучи» («Чтение» 9 класс)

 Тучки небесные, вечные странники!

 Степью лазурною, цепью жемчужною

 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

 С милого севера в сторону южную.

Найдите прилагательные. Прочитайте стихотворение без них.

Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)

Какую роль выполняют прилагательные в русском языке?  Для чего они нужны?  (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).

2. Словарная работа

Ярко-синий, пушистый

 Он в хлебе родится,

В еду не годится   (василёк)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе   (облачко)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит   (речка)

К какой части речи относятся эти слова?

Давайте запишем существительные в тетрадях. Вспомним, как они пишутся.  

Чтобы не забыть написание этих слов, пишем с комментированием.

Определим род и число имён существительных.

Василёк - м. р., ед. ч.

Облачко - ср.р., ед. ч.

Речка - ж. р., ед. ч.

 Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определённый цвет, размер необходимо назвать их признаки.      

   

Маленький, дерзкий, смелый, старый, синий, волшебный, грустный

Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

Давайте подберём прилагательные к этим словам. К какому из трёх имён существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?  (к слову василёк).

  Почему?

(существительное василёк стоит в единственном числе, он мужского рода, как и прилагательные).

  Какой василёк? (маленький, синий, волшебный)

  Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный. Обозначим окончания.

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным облачко, речка? (Надо задать вопрос, изменить окончания)

 Какой можно вывод сделать? (прилагательное подчиняется существительному, т. е. согласуется)

 

3. Физкультминутка

 Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.

Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.

4. Игра «Требуется слово».

На доске написаны прилагательные. Подобрать к ним существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.

Какие объекты  неживой природы вы знаете? (дождь, снег, ветер)

Чистая …                                 Тёплое …

Холодный …                           Лёгкое …

Голубое …                                Горячий …

                  5. Пальчиковая гимнастика

   «Шарик » (соединить пальцы обеих рук так, чтобы получилось как будто вы держите маленький воздушный шарик. Постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается и пальчики разводятся в стороны. И наоборот).

                6. Работа по учебнику

  Упражнение 112. стр. 86. Заменить в тексте прилагательные так, чтобы золотая осень превратилась в позднюю. Объяснить правописание безударных окончаний прилагательных.

Индивидуальная работа с отдельными учениками.

                                     

              7. Гимнастика для глаз

(Написать только глазами первую букву своего имени. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.)

               8. Работа со скороговоркой.

Флот плывёт к родн… з…мле,

Фла… на кажд… корабле.

Вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание.

Проговорить скороговорку «про себя», друг другу, вслух.

.        

             V. Домашнее задание.

Упражнение 115.  Подчеркнуть прилагательные.

  1. Оценки. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок рассчитан на  2  учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока на тему "Имя прилагательное, как часть речи"

Цель урока:Образовательная:  находить имена прилагательные в тексте, определять род  имен прилагательных, выделять  родовые окончания прилагательных, вырабатывать умение употреблять при...