конспект урока по русскому языку "Подготовка к ГИА (часть В)"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Грачева Людмила Ивановна

Цели:

-  закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;

-  развивать навыки работы в группе;

-  развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;

-  воспитывать любовь к родной земле, уважение к истории страны;

- развивать кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_po_gia_9_klass_rus_yazyk.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка

« Подготовка к ГИА (часть В)»

                                                       

Грачева Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

                                                                                                  МБОУ СОШ №1

г.Узловая

2014г.

Цели:

-  закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;

-  развивать навыки работы в группе;

-  развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;

-  воспитывать любовь к родной земле, уважение к истории страны;

- развивать кругозор учащихся.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 9 класс

- рабочая тетрадь

- тестовые задания

- презентация

- карты-схемы

- тесты-слайды                                                                           

                                                                                                    Самая большая ценность народа – язык,

 на  котором он пишет, говорит, думает.
                                (Д.Н. Лихачев)

                                                                                                         

                                                              Ход урока.

  1. Оргмомент.                                                                СЛАЙД № 1, №2

                         

  1.  Слово учителя:

       Подготовка к ГИА – неотъемлемая часть современного курса  русского языка 9 класса. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к словам Д Лихачева : « Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает» - эти слова –эпиграф урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с тестами, применять теоретические знания  при выполнении разных заданий. Сегодня часть урока мы проведем в форме урока-кейса. Всем желаю творческих успехов и надеюсь, что каждый урок  русского языка поможет вам при сдаче Государственного экзамена.

  Обратимся к структуре урока.                                         СЛАЙД № 3.

                                                 

Все задания части В разделены на 6 групп:

  1. В 1 – лексика  ( синонимы)
  2. В 2 – В 4 – орфография  ( правописание приставок, суффиксов, корней с чередующимися гласными)
  3.  В 5, В 10, в 11 – синтаксис и пунктуация  ( осложненное простое предложение)
  4.  В 8 – синтаксис   словосочетание и виды связи слов в словосочетании)
  5.  В 9, В 12 – синтаксис ( грамматическая основа предложения)
  6. В 6,  В 7, В 13, В 14 – синтаксис и пунктуация ( сложное предложение)

   Задания В1, В2, В4, В 8   мы будем выполнять вместе по КИМу Демо-версии 2011 года.

                  Прежде чем мы приступим к выполнению задания В 1, мне хочется обратиться к словам  К. Паустовского: « Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

  1. Работа по КИМу Демо – версии.   Текст Альберта Анатольевича Лиханова.

Задание В1.  Беседа:

 - Что такое синонимы?

        ( Синонимы – это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают.).

- Какими могут быть синонимы по видам?  

  (Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы )

                                                                                                              СЛАЙД № 4, №5

Выполните задание по КИМу. (Послонялся – походил).

Выполните задание ( слайд №5)                                                

 

  1. Закрепительная работа.     Карта №1.

Замените выделенное слово синонимом.

  1. Девочка закоченела. - ЗАМЕРЗЛА
  2. « Умрем, но не отступим!»- как по- писаному сказал он. – УВЕРЕННО, БЕЗ ЗАПИНКИ
  3. Рыжий, да еще и подлиза. -ПОДХАЛИМ
  4. К  морю мы летели стрелой. - БЫСТРО

  1. Теоретический блок. Задания В 2 – В 4.                                   СЛАЙД № 6, 7

Беседа.

Какие чередования гласных вам известны?

( Чередование гласных о/а, е/и )

От чего зависит правописание чередующихся гласных в корне слова?

( От наличия суффикса –а- , например, в корнях –лаг-/лож,  кас/ кос; от ударения, например в корнях  -гор-/-гар, -зор-/-зар;  от согласной, например в корнях – рос-/-раст-(-ращ-), -скак-/

  -скок-; от значения, например в корнях –мак- /-мок-, -равн-/ -ровн-)

                                                 

  1. Закрепление ( ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ  В КОРНЕ)  

                                                                                                                            СЛАЙД № 8

                                                                                                                     

  •  1)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней.
  • 2) Этого положения он добивался долго.
  • 3) Маше приходилось снова протирать поверхность.
  • 4) Конь легко перескочил препятствие.
  • 5)  На заре ты её не буди.

Задание из КИМа:  ПРИКОСНОВЕНИЕ

  1. Повторение теоретического материала и выполнение заданий                                                                                                                                   

                                                                                                                              СЛАЙД № 9,10.    

Беседа.

  Какие  еще орфограммы  нужно вспомнить, выполняя задания В2 – В4?

( Правописание приставок на з-, с-,  при-, пре- и суффиксов –н-, -нн-)

                         

    Карта № 2.

    Найдите и объясните орфограммы заданий части В    В3, В4

  1. Приблизившись ( приближение)к памятнику, мы были поражены ( краткое причастие) его величием.
  2. У неё было худое лицо, исцарапанные ( страдательное причастие) ноги.  
  3. Она  обессиленно ( наречие от обессиленный) села на корточки и закрыла голову руками.    

Задание из КИМа: ВСПЛЕСКИ, ПРИКЛЕЕНАЯ

8.Повторение теоретического материала и выполнение задания В 8.

            Беседа.

Что такое словосочетание?  

(   Словосочетание- это  синтаксическая единица, два слова, связанные по смыслу и грамматически )

 Какие виды связи слов в словосочетании вам известны?                                                                                              

  ( Подчинительные виды связи: согласование, управление, примыкание.)

 Задание из КИМа:  ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ

                                                                                                          СЛАЙД № 11,12,13,14,15,16,17.                  

                                                    Задание

 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

          Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

       Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

  Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

  Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения.

      Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

    Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Ньютон был первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.

      Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ

 Одно из самых  очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам  вслух на  уроке "Капитанскую  дочку".  

    Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

    Всё удивительно и интересно в жизни пчёл.

Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание горное село синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование

Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление

  9.  Слово учителя:    В 2010 году отмечалась великая дата- 65-летие Победы в Великой Отечественной  войне.

 Мирно страна проснулась в этот июньский день,

 Только что развернулась в скверах её сирень,

 Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва.

 Вдруг раздались по эфиру памятные слова…

  Голос уверенно-строгий сразу узнала страна,

  Утром у нас на пороге заполыхала война.

                            ( автор Н.Сидоренко )

1941-1945  эти даты навсегда вошли в историю как начало и окончание самой страшной войны- Великой Отечественной. Тысячи наших земляков ушли защищать Родину, к сожалению, вернулись не все…  Герои Великой Отечественной войны… Сегодня нам хочется вспомнить о наших земляках- героях   - М.П. Колесникове, И.Д. Белякове, К. .А Скрытникове,  В. Ф. Пацюченко,  В. Александрове. .

10.  Кейс № 1. « 65-летие Победы в Великой Отечественной войне»

    Группа  выполняет задания заранее.   Задания В 9, В 12.                                                                    

                                                                                                                   СЛАЙД  № 1,2

 Задание 1.    Дать определение подлежащему и сказуемому.    

 (  Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Подлежащее  - главные член предложения,  грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым, отвечает на вопросы кто?  что?. Сказуемое – это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.Сказуемое может быть глагольным  (простым и составным) и именным ( простым и составным )

 Задание 2.    Выполнить задания

                                                                                                                     

Найдите грамматическую основу в следующих предложениях      СЛАЙД   № 3,4,5

               

          Шестьдесят пять лет отделяют  нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  • Оренбуржье внесло достойный вклад в общее дело победы над врагом.
  • Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.
  • Биографии героев – это часть истории нашего края.

Укажите количество грамматических основ в предложениях:

  • Константин Александрович Скрытников – уроженец  Соль-Илецкого района, который воевал с 1943 по 1945 год  на Воронежском фронте.      2
  •  С мая 1943 года в действующую армию был призван Валентин Федорович Пацюченко, Курская битва стала его боевым крещением, также он принимал участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии и штурме Берлина.      3

      Звание Героя Советского союза Михаилу Петровичу Колесникову, уроженцу Соль-Илецка, присвоено 10 апреля 1945 года.     1

    Герой СССР Иван Дмитриевич Ермолаев проявлял мужество и боевое мастерство,  его артиллерийский расчет дошел до Берлина, а после войны ветеран жил в Астрахани, преподавая в мединституте.                    3

      7 января 1988 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане,  погиб в бою наш земляк Вячеслав Александров, ему присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названа школа в селе Изобильное, по Волге ходит теплоход « Вячеслав Александров»                        4

Задание из КИМа:     В 9: НЕ БЫЛО                      В 12: 2

11. Слово учителя.

     Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания– это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»  Эти слова как нельзя лучше помогут вам при выполнении заданий по пунктуации.

               Кейс №2  посвящен Оренбуржью- нашему родному краю и городу Соль- Илецку.

                                                                                   Пускай я живу не в столице:

                                                                                   Не в Питере и не в Москве.

                                                                                   Я городом буду гордиться

                                                                                    На тихой и сонной реке…  

                                                                                                 ( Автор Скородумова Д )                                                                                      

     Велика наша Родина, среди её просторов  есть местность, где ты родился и живешь. Это твой родной край, твоя «малая» родина, маленькая капелька огромного океана под названием Россия.

Смотришь на карту и с гордостью находишь маленькую точку – свою малую родину  -  милый сердцу уголок - часть великой страны и понимаешь, что дороже этой земли, дороже этих просторов нет и  не может быть ничего.

12. Кейс №2.  « Мой родной край…»

Группа  выполняет задания заранее.   Задания В5, В 10, В 11.

                                                                                                     СЛАЙД № 1, 2

 Задание  №1. Рассказать о вводных конструкциях, однородных и обособленных членах предложения.

Задание № 2:                                                                            СЛАЙД  № 3,4,5,6,7

Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях

        256 лет прошло со дня основания города Соль- Илецк, (1) это,(2) конечно,(3) один из старейших населенных пунктов Оренбуржья,(4) которое,(5)по словам поэтов Жуковского,(6) Т Шевченко ,(7) А Плещеева,(8) прекрасно и неповторимо.                         2,3,5,8

 Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

  • Возникновение и развитие города Соль-Илецка напрямую связано  с историей соляного промысла,(1) до сих пор таящего много интересных фактов.                
  • Археологи свидетельствуют, (2) что местность эта,(3) степная и вольная,(4) была заселена  во втором тысячелетии до нашей эры.                     1,3,4          

Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

  • Работая и отдыхая,(1) дружно живет многонациональный народ Соль-Илецкого района.
  • Широко распахнул двери Районный музей,(2) приглашая посетителей.
  • Жители города, (3) школьники, (4) туристы, (5) гости узнают много интересного, (6) рассматривая экспонаты музея.                            1,2,6

Укажите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения

                 Соль всегда играла,(1) играет и будет играть исключительную роль в жизни человека.

  • Не менее важно её влияние на историю человечества: (2) обладание соляными запасами усиливало власть, (3)отсутствие таковых создавало огромную социальную напряженность.
  • Не протяжении столетий добыча осуществлялась ломкой каменной соли, (4) вываркой из морской воды, (5) выпариванием из рассолов подземных вод.         1,4,5

Объясните пунктуацию в предложениях:

  • Выросший из небольшого посёлка соледобытчиков,(1) преобразованного впоследствии в крепость,(2) город не раз менял статус и название, (3)был свидетелем пугачевской вольницы, (4)революционных событий, (5)пережил тяготы гражданской и Великой Отечественной войн.
  • В Соль-Илецке развивается сфера туризма, (6)уникальные водоёмы привлекают сотни тысяч отдыхающих,(7) желающих поправить своё здоровье,(8) но настоящую славу и гордость города составляют, (9)несомненно,(10) живущие в нём люди – трудолюбивые,(11) талантливые,(12) толерантные.

 1,2 – обособленное определение         3,5 –однородные  сказуемые

 4 – однородные дополнения                 6- БСП

 7,8 – обособленное определение                 8 – ССП

 9,10 – вводное слово                                  11,12 – однородные определения.

    Задание из Кима :  В5 : 1      В 10 : 20,21        В 11 : 23

      13. Слово учителя: « Указом Президента РФ Д.А. Медведева 2011 год официально объявлен Годом российской космонавтики, 50 лет назад  12 апреля  1961 года Ю. А. Гагарин совершил  первый полет в космическое пространство. Выполняя задания Кейса №3, мы  обратимся к этому событию и узнаем немного истории развития космонавтики»

  К. Циолковский говорил : « Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет»

14. Кейс №3.  « 2011- год космонавтики»

 Группа  выполняет задания заранее.   Задания  В 6, В 7, В 13, В 14.     СЛАЙД №1,2 ,4,7                                                                                                                          

  Задание 1. Рассказать о сложных предложениях.                                  

Задание 2. Выполните задания.                             СЛАЙД  №3,5,6.

         Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложносочиненного предложения
.

                12 апреля –(1) день космонавтики.

  • Гагаринский старт был рассчитан на 10 запусков,(2) но с него уже стартовало более 400 ракет, (3) на борту которых находились люди, (4) дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
  •  Корабль отрывается от земли,(6) и астронавты отправляются в путешествие на орбиту нашей планеты.                                                            2,6

  Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  • Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, (1) то эта идея и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
  • В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, (2) созданием реактивной ракеты.

В 1912 году,(3) когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты,(4) это стало прорывом.                                                                                   1,3,4

    Укажите цифры, обозначающие запятые между частями бессоюзного сложного предложения

            К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств; (1) только три страны (Россия, США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.

  • 108 космонавтов из России побывали на орбите, (2) более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, (3) в последние десятилетия появились космические туристы.

                                                                                                           1,2,3,4

Задания из КИМа: В6: 6,     В 7: 1,2                   В 13: 15,     В 14 : 3.

15. Слово учителя о СПП с несколькими видами придаточных, о видах подчинения.

                                             СЛАЙД  №,8,9,10,11.  

16. Закрепление изученного.

Определите вид подчинения

                Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что

    С. Королев - конструктор и основатель советской космонавтики.             (однородное)

  • Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире.                             ( последовательное)
  • Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло.

                                                                                                                                 ( параллельное)

17. Самостоятельная работа. Задание по вариантам( тесты ГИА)

18. Обобщение. Итоги урока

                       Карта №1.

Замените выделенное слово синонимом.

  1. Девочка закоченела.
  2. « Умрем, но не отступим!»- как по- писаному сказал он.
  3. Рыжий, да еще и подлиза.
  4. К морю мы летели стрелой.

                     Карта № 2.

    Найдите и объясните орфограммы заданий части В    В3, В4

  1. Приблизившись к памятнику, мы были поражены его величием.
  2. У неё было худое лицо, исцарапанные ноги.  
  3. Она обессилено   села на корточки и закрыла голову руками.    

     

                          Кейс № 1. « 65-летие Победы в Великой Отечественной войне»

    Задания В 9, В 12.                                                                    

 Задание 1.    Дать определение подлежащему и сказуемому.      

 Задание 2.    Выполнить задания;                                                                                                            

                                                                                                                     

Найдите грамматическую основу в следующих предложениях

  •  Шестьдесят пять лет отделяют  нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  • Оренбуржье внесло достойный вклад в общее дело победы над врагом.
  • Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.
  • Биографии героев – это часть истории нашего края.

Укажите количество грамматических основ в предложениях:

  • Константин Александрович Скрытников – уроженец  Соль-Илецкого района, который воевал с 1943 по 1945 год  на Воронежском фронте.
  •  С мая 1943 года в действующую армию был призван Валентин Федорович Пацюченко, Курская битва стала его боевым крещением, также он принимал участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии и штурме Берлина.

   Звание Героя Советского союза Михаилу Петровичу Колесникову, уроженцу Соль-Илецка, присвоено 10 апреля 1945 года.

    Герой СССР Иван Дмитриевич Ермолаев проявлял мужество и боевое мастерство,  его артиллерийский расчет дошел до Берлина, а после войны ветеран жил в Астрахани, преподавая в мединституте.

      7 января 1988 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане,  погиб в бою наш земляк Вячеслав Александров, ему присвоено звание Героя Советского Союза, его именем  названа школа в селе Изобильное, по Волге ходит теплоход « Вячеслав Александров»

                           Кейс №2.  « Мой родной край…»

Группа  выполняет задания заранее.   Задания В5, В 10, В 11.

                                                                                                     

 Задание  №1. Рассказать о вводных конструкциях, однородных и обособленных членах предложения.

Задание № 2:                                                                            

Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях

 

        256 лет прошло со дня основания города Соль- Илецк, (1) это,(2) конечно,(3) один из старейших населенных пунктов Оренбуржья,(4) которое,(5)по словам поэтов В.Жуковского,(6) Т. Шевченко ,(7) А. Плещеева,(8) прекрасно и неповторимо.

 

Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

  • Возникновение и развитие города Соль-Илецка напрямую связано  с историей соляного промысла,(1) до сих пор таящего много интересных фактов.
  • Археологи свидетельствуют, (2) что местность эта,(3) степная и вольная,(4) была заселена  во втором тысячелетии до нашей эры.

Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

  • Работая и отдыхая,(1) дружно живет многонациональный народ  Соль-Илецкого района.
  • Широко распахнул двери Районный музей,(2) приглашая посетителей.
  • Жители города, (3) школьники, (4) туристы, (5) гости узнают много интересного, (6) рассматривая экспонаты музея.

Укажите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения

  • Соль всегда играла,(1) играет и будет играть исключительную роль в жизни человека.
  • Не менее важно её влияние на историю человечества: (2) обладание соляными запасами усиливало власть, (3)отсутствие таковых создавало огромную социальную напряженность.
  • На  протяжении столетий добыча осуществлялась ломкой каменной соли, (4) вываркой из морской воды, (5) выпариванием из рассолов подземных вод.

Объясните пунктуацию в предложениях:

  • Выросший из небольшого посёлка соледобытчиков,(1) преобразованного впоследствии в крепость,(2) город не раз менял статус и название, (3)был свидетелем пугачевской вольницы, (4)революционных событий, (5)пережил тяготы гражданской и Великой Отечественной войн.
  • В Соль-Илецке развивается сфера туризма, (6)уникальные водоёмы привлекают сотни тысяч отдыхающих,(7) желающих поправить своё здоровье,(8) но настоящую славу и гордость города составляют, (9)несомненно,(10) живущие в нём люди – трудолюбивые,(11) талантливые,(12) толерантные.

                                   Кейс №3.  « 2011- год космонавтики»

 Группа  выполняет задания заранее.   Задания  В 6, В 7, В 13, В 14.

                                                                                                                       

Задание 1. Рассказать о сложных предложениях. ( ССП, СПП, БСП )                                

Задание 2. Выполните задания.                                                                  

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложносочиненного предложения
.

                    12 апреля –(1) день космонавтики.

  • Гагаринский старт был рассчитан на 10 запусков,(2) но с него уже стартовало более 400 ракет, (3) на борту которых находились люди, (4) дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
  •  Корабль отрывается от земли,(6) и астронавты отправляются в путешествие на орбиту нашей планеты.

Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  • Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, (1) то эта идея  и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
  • В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, (2) созданием реактивной ракеты.
  • В 1912 году,(3) когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты,(4) это стало прорывом.

Укажите цифры, обозначающие запятые между частями бессоюзного сложного предложения

            К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств; (1) только три страны (Россия, США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.

  • 108 космонавтов из России побывали на орбите, (2) более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, (3) в последние десятилетия появились космические туристы.

Определите вид подчинения

                  Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что

    С. Королев- конструктор и основатель советской космонавтики.

  • Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире.
  • Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло.

Использованная литература.

 1. Егораева  Г.Т. русский язык. Типовые тестовые задания.9 класс, «Экзамен» , М 2011

 2. Жариков Ю.В. «Байконур -50», Издательство «Юлис», 2005.

 3. «Золотые звёзды Оренбуржья», Оренбургское литературное агенство, 2010

4.  «От Илецкой Защиты до Соль- Илецка», « Орлит – А», Оренбург, 2009

5. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной аттестации, « Легион», Ростов-на-Дону, 2010.

6. Ким по русскому языку. Демо-версия 2011года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...