Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Желдыбина Галина Николаевна

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о фундаменте построения различных поэтических тропов (метафора, олицетворение, эпитет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 5 классе

«Средства художественной выразительности (эпитеты, метафор, олицетворения)»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская СОШ»

с. Первомайский Завьяловского района

Желдыбина Галина Николаевна

Первомайский, 2017

Тема:   Средства художественной выразительности  (эпитеты, метафоры,                                                   олицетворения)   2 часа

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

Тип урока:    комбинированный

Оборудование: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской;

                            репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима»;

                            распечатки текстов;

                            мелодекламация: И.Бунин "Листопад".

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Задание 1

            Прочитайте текст.

            Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

            Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

            Шумит золотой дождь.        

  • Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.
  • Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

II. Этап мотивации

Задание 2

            Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

            Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:

                       Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить              

                       образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие

                       изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

Текст к заданию 2

                       Отговорила роща золотая

                       Берёзовым весёлым языком,

                       И журавли, печально пролетая,

                       Уж не жалеют больше ни о ком…

                       Не жаль им лет, растраченных напрасно,

                       Не жаль души сиреневую цветь.

                       В саду горит костёр рябины красной,

                       Но никого не может он согреть.

                       Не обгорят рябиновые кисти,

                       От желтизны не пропадёт трава.

                       Как древо роняет тихо листья,

                       Так я роняю грустные слова…

            (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

III. Этап   целеполагания

  • Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

    (Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

IV. Этап планирования

            Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

  • Составить таблицу “Средства художественной выразительности”
  • Потренироваться в нахождении эпитетов, метафор, олицетворений в текстах художественной литературы.
  • Отредактировать художественный текст с помощью различных тропов.
  • Попробовать составить собственный текст с использованием изученных изобретательных средств.

V. Этап осмысливания новых сведений

Задание 3

            Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям 1, 2.

             (Работа выполняется в группах, защищается. Выбирается лучший вариант).

VI. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Задание 4          

Вы – исследователь.

 (Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из      поэмы И. Бунина “Листопад”).

            Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:

  • Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.
  • Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.

                                       (После выступления каждой группы делается общий вывод).

            Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:

            В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.

            Дополнительная информация.

            Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.

                                       (Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5

Вы – редактор.

            Прочитайте текст.

            Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

  • Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои  косматые золотые головы).
  • Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6

Вы – писатель.

  • Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.
  • Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.
  • Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

                                  (Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7

Вы – учитель

  • Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.
  • Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

                1 – 2 ошибки – «5»

                3 – 4 ошибки «4»

                5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

                       Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       “С добрым утром!”

VII Домашнее задание.  § 34 упр. 266

Задание 8

  • Найдите фразеологизмы в тексте.
  • Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.
  • Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.

         

           

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

Конспект урока по русскому языку "Проблема применения синтаксической синонимии при построении текста и её роль в создании выразительности речи".

В конспекте предоставлен материал по  повторению и обобщению теоретических знаний о синтаксической синонимии, использованы методы  развития умений различать смысловыеи эмоциональные отт...

Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения (презентация)

Презентация к уроку на тему: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения...

Презентация к уроку на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (Учебник А.И. Власенкова)...

Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Средства художественной выразительности.

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (по учебнику А. И. Власенкова)...

Конспект урока литературы в 7 классе "Эта удивительная метафора…" (Весна в метафорах)

В предложенном конспекте урока, посвященного изучению метафоры в 7 классе, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся   творч...