Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

    Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не получил Нобелевскую премию. С 90-х годов возрастает интерес к его творчеству и к нему как к личности. Он прожил сложную, полную горестей и лишений жизнь на пути к мировой славе. Мы так мало знаем о нём.  Задача не только осмыслить поэзию Бродского, потому что о ней можно говорить бесконечно, а увидеть, каким человеком был Великий поэт, попытаться войти в его мир, открыть страницу его поэзии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_brodskomu.docx24.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

    Цели урока:

    - воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, природе на примере стихотворений И. Бродского; бережное отношение к слову;

    - образовательные: создать необходимые условия для систематизации знаний учащихся; дифференцировать работу учащихся, деля класс на группы по уровню подготовки (базовый, повышенный и высокий);

    - развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся, закреплять орфографические навыки письма; совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в комплексном анализе текста, способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой, индивидуальной работы; формировать общеучебные навыки; работать над языковым понятийным материалом.

    Задачи: 

    - научиться анализировать художественный текст;

    - закреплять орфографические и коммуникативные навыки;

    - подготовиться к ЕГЭ.

    Эпиграфы к уроку:

                                                                                            «Сияние русского ямба

                                                                                                упорней и жгучей огня,

                                                                                                 как самая лучшая лампа,

    в ночи освещает меня…»

    И. Бродский.                    

                                                        Ход урока:

    - Организационный момент.

    - Проверка домашнего задания.

    Сообщение темы, целей урока, оформление тетрадей, вступительное слово учителя.

     Сегодня на уроке мы будем работать с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не получил Нобелевскую премию. С 90-х годов возрастает интерес к его творчеству и к нему как к личности. Он прожил сложную, полную горестей и лишений жизнь на пути к мировой славе. Мы так мало знаем о нём. И сегодня у нас с Вами задача не только осмыслить поэзию Бродского, потому что о ней можно говорить бесконечно, а увидеть, каким человеком был Великий поэт, попытаться войти в его мир, открыть страницу его поэзии. Но прежде…

    Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас это имя, что вы знаете об этом человеке?

    Ответы учащихся.

    Вопрос: прочитайте эпиграф к уроку, как вы его понимаете?

    Ответы учащихся.

    И. А. Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Его мать –  Мария Моисеевна Вольперт –  была бухгалтером, а отец Александр Иванович – фотокорреспондентом военной газеты. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом.

    В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, оставив школу после 8 класса, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты». За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т. д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: это стихотворение «Прощай, позабудь и не обессудь…»

    Чтение учащимися стихотворения «Прощай, позабудь и не обессудь…» (1957).

    Прощай,

    позабудь

    и не обессудь.

    А письма сожги,

    как мост.

    Да будет мужественным

    твой путь,

    да будет он прям

    и прост.

    Да будет во мгле

    для тебя гореть

    звездная мишура,

    да будет надежда

    ладони греть

    у твоего костра.

    Да будут метели,

    снега, дожди

    и бешеный рев огня,

    да будет удач у тебя впереди

    больше, чем у меня.

    Да будет могуч и прекрасен

    бой,

    гремящий в твоей груди.

    Я счастлив за тех,

    которым с тобой,

    может быть,

    по пути.

    Само по себе стихотворение очень простое – и по рифме, и по содержанию.  Наверное, даже слишком простое для Бродского, но это не мешает ему быть очень глубоким.

    Вопросы:

    - Какими чувствами поэта наполнено стихотворение? (Стихотворение наполнено чувством настоящей бескорыстной любви к женщине, чувством, которое позволяет пожелать счастья любимой даже с другим.)

    Это задание носит личностно-ориентированный характер: оно позволяет выявить уровень эстетического воспитания обучаемого и его индивидуальность. В этом моменте раскрывается каждый ученик в его способностях воспринимать образную систему стихотворения.

    - Какие средства художественной выразительности помогают поэту воплотить эти чувства в стихотворении?(Эпитеты «звездная мишура», «бой, гремящий в твоей груди», метафоры «будет…гореть звездная мишура», «будет надежда ладони греть»)

    - В этом стихотворении И. Бродского ведущим изобразительным средством, организующим весь текст, является синтаксический повтор – параллелизм.

    Учитель:

    Первые его стихотворения отражают переполняющий душу поэта мир чувств.

    На рубеже 1950–1960-х И. Бродский изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959-ом знакомится со сборником стихотворений Е. А. Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

    А еще его первые произведения написаны под впечатлением поэм и стихотворений М. Цветаевой, перепечатанных на машинке, еще нигде не опубликованных, переданных ему кем-то из друзей. Под впечатлением возникают такие стихотворения, как «Глаголы», «Песенка», «Пилигримы». Эти стихотворения датируются 1957-58гг.

    Чтение стихотворения «Пилигримы» учителем. (У каждого ученика должен быть текст.)

    Пилигримы

    Мои мечты и чувства в сотый раз

    идут к тебе дорогой пилигримов.

    В. Шекспир

    Мимо ристалищ, капищ,

    мимо храмов и баров,

    мимо шикарных кладбищ,

    мимо больших базаров,

    мира и горя мимо,

    мимо Мекки и Рима,

    синим солнцем палимы,

    идут по земле пилигримы.

    Увечны они, горбаты,

    голодны, полуодеты,

    глаза их полны заката,

    сердца их полны рассвета.

    За ними ноют пустыни,

    вспыхивают зарницы,

    звезды встают над ними,

    и хрипло кричат им птицы:

    что мир останется прежним,

    а, останется прежним,

    ослепительно снежным

    и сомнительно нежным,

    мир останется лживым,

    мир останется вечным,

    может быть, постижимым,

    но все-таки бесконечным.

    И, значит, не будет толка

    от веры в себя да в Бога.

    ...И, значит, остались только

    иллюзия и дорога.

    И быть над землей закатам,

    и быть над землей рассветам.

    Удобрить ее солдатам.

    Одобрить ее поэтам.

    1958

    (Если есть слова, значения которых не понятны, то нужно обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова.)

    Зеркальная взаимосвязь героя и окружающей его обстановки в квартире ли, на балконе, на улице, на набережной Невы проявляется в общей печальной тоскливой тональности повествования. Как правило, все окрашено в темные туманные краски. Но вот что примечательно: эти печальные стихи очень часто заканчиваются строками примирения с жизнью, надежды на светлое завтра.

    Вопросы к анализу стихотворения:

    - Какую мысль воплотил поэт в этом стихотворении?

    - Кто такие пилигримы?

    Приведите описание пилигримов.

    Увечны они, горбаты,

    голодны, полуодеты,

    глаза их полны заката,

    сердца их полны рассвета.

    - Как вы понимаете значение таких строк:

    «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета…»?

    - Какой стилистический прием использует поэт для передачи своих чувств? (параллелизм предложений, антитезу)

    Есть такое крылатое выражение “Все мы в этом мире только странники”. Почему так говорят? А пилигримы кто? Найдите определение в словаре и запишите в тетрадь.

    (Пилигрим – 1. Паломник, путешественник-богомолец. 2. Путешественник, скиталец. Мы приходим в этот мир лишь на отведенное нам Богом время. Мы пилигримы.)

    Проанализируем первые восемь строк стихотворения.

    – С помощью каких слов, приемов поэт создает движение?

    (Движение создает слово мимо. С него начинается пять строк. Такой прием в литературе называется анафора. Анафора (от греч. аnaphora – вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной сроки или прозаической фразы.)

    – Найдите еще примеры анафоры в этом стихотворении.

    – Движение обычно создается при помощи глаголов. Обратите внимание, много ли глаголов в этом стихотворении. Почему же в этом стихотворении так мало глаголов? (Движение пилигримов неспешное, несуетливое, они все видят, все замечают, все понимают.)

    – Мимо чего они проходят? (Ристалище и капище, храм и бар, кладбище и базар и т.д.)

    – Можно ли назвать эти слова синонимами, автор соединил их союзом и? (Это антитеза. Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.)

    – Найдите в стихотворении еще примеры антитезы и запишите их в тетрадь.

    – Почему так много противопоставлений, антонимов в стихотворении?

    (Мир состоит из противоречий, из борьбы этих противоречий. Пилигримов эта жизнь уже не привлекает, они проходят мимо нее.)

    - Как автор изображает пространство и время? Приведите примеры.

    (Пространство и время безгранично, вечно)

    Обратимся к эпиграфу стихотворения:

    Мои мечты и чувства в сотый раз

    идут к тебе дорогой пилигримов.

    В. Шекспир

    – Как эпиграф раскрывает художественный замысел автора?

    (С помощью образа пилигримов лирический герой хочет передать свои чувства к любимой женщине).

    Учитель:

    Страсть к путешествиям, как и «пилигримов», никогда не покидала поэта, он был одержим желанием постичь неизведанное. И. Бродский перепробовал множество профессий, работал в геологических партиях в разных концах страны: в Якутии, на Тянь-Шане, в Казахстане, на Беломорском побережье. А душа тосковала по родным местам, рвалась туда.  

    Рефлексия

     –  Какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

              – Что нового вы узнали о поэте Иосифе Бродском?

    –  С какими тропами мы поработали на уроке?

             Выставление отметок.

             Заключительное слово учителя.

                    Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени. Следуя своим предшественникам, великим поэтам века Золотого, он сумел создать свою поэзию, идущую из самой глубины сознания, свой образный язык. Он любил свою Родину и свой народ, гордился его силой и восхищался мужеством.

    «Я верю, что вернусь, Ведь писатели всегда возвращаются — если не лично, то на бумаге, и если мой народ не нуждается в моей плоти, то, может быть, моя душа ему пригодится».

    Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения И. А. Бродского  «Я входил вместо дикого зверя в клетку»..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес"

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес" (художественный стиль)....

    План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

    1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

    Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

    Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

    План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

    Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Анализ контрольной работы (тестирования)"

    Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС и отвечает всем требованиям современного урока....

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова».

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова»....

    План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Правописание приставок пре-, при-"

    Разработка урока по теме " Правописание приставок пре-, при-" предназначена для использования в 6 классе. Цель урока -  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися усл...