Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку на тему:
    Конспект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме «Написание научно-познавательного и художественного сочинения с использованием слайдоряда»

    Это урок, на котором дети учатся писать сочинение художественного плана и научного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx22.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 класс

    Тема урока: «Написание научно-познавательного и художественного сочинения с использованием слайдоряда»

    Цель: обучение созданию текстов различных стилей

    Задачи:

    -развитие эмоционально-познавательной  мотивации учащихся к выполнению работы при обсуждении различных текстов и возникновение заинтересованности (социальная мотивация) к дальнейшим этапам урока ;

    - развитие умения устанавливать связи между отдельными фрагментами текста различных стилей;

    - развитие КРУ, связанных с созданием речевого высказывания, его озаглавливанием, структурой;

    - создание смысловой модели текста;

    - совершенствование способа отбора языковых средств при составлении текстов различных стилей;

    - развитие орфографически грамотного письма при написании текста;

    - активизация мыслительной деятельности учащихся;

    - развитие умений проверять и совершенствовать написанный текст.

    Доска:

                                            Ход урока

    1. Оргмомент. Дети, обернитесь и поздоровайтесь с гостями.
    2. Подведение к теме урока

     А теперь все внимание на доску. (На слайде только заголовки)

    - Какие стили речи вы знаете? А типы текста?

    СЛАЙД № 1

    СТИЛИ РЕЧИ                                                     ТИПЫ ТЕКСТА

    - разговорный        - описание

    - научный        - повествование

    - научно-популярный        - рассуждение

    - официально-деловой        - контаминированный

    - художественный

    Зачем человеку такое разнообразие стилей речевых высказываний? ( в зависимости от ситуации общения, от цели меняется и стиль высказывания, что бы речь была более понятна и правильной)

    1. Актуализация знаний о зайце через работу со словом, пословицами, поговорками.

    Сегодня мы будем учиться создавать тексты различных стилей и типов о животном, о котором сложено немало крылатых выражений, пословиц, поговорок. Некоторые из них в  речи обрели переносный, иносказательный смысл.

    СЛАЙД № 2

            Посмотрите на доску. (подберите подходящее по смыслу слово, восстановите высказывания).  

     ЗАЯЦ  МЫШЬ  ЛИСА  ВОЛК

    - Труслив, как ______________.                                                  

    -  ________ не трус, а себя бережет.

    - За двумя ___________ погонишься, … (продолжить)

    1. Про кого так говорят?

    Коментарии к ответам:

    (первая пословица) Так говорят про всякого, кто не отличается храбростью, у кого не хватает смелости в делах, поступках, вообще о человеке робкой души.

    -Все ли согласны что заяц труслив?(кто готовит про реального зайца)                                    

    (вторая пословица)  Верно подмечено, что в безвыходном положении заяц не теряется, не мчится напропалую куда глаза глядят, а действуют осмотрительно, расчетливо, выказывая находчивость и проворство. Заяц большой мастак запутать свой след, чтобы перехитрить врага. Спасаясь, он может с ходу заскочить на пень или в подходящее дупло, обрывая свой след и заставляя охотника ломать голову: куда же вдруг исчез лопоухий.

    (третья) Объясните сами.(Прямое и переносное значение высказывания) (ДЕТИ)

    4. – Кого еще называют «зайцами?»        СЛАЙД № 3

    Едут зайчики в трамвае

    Меж собою рассуждая:

    Если заяц взял билет,

    Кто он? Заяц или нет?

    IV.Работа с деформированным текстом.

    Ребята, перед вами лежат конверты. Возьмите его в руки.

    (дети получают конверты с разрезанными на предложения текстами двух стилей)

    Работа в парах.

    - Положите перед собой варианты предложений. Прочтите. Как вы думаете, что это такое?

    - Определите тему речевого высказывания: о ком или о чем в нем говорится? (о зайце)

    - В чем его особенность? (перепутаны два текста). Можете ли вы определить стили этих высказываний? (Вы правы, перепутаны тексты разных стилей).

    - Разложите предложения на стилистически разнородные тексты.

    (детям дается 2 минуты на выполнение задания). (Поднять сложенные руки).

    - Зачитываем составленные тексты.

    - Определите стиль каждого текста.

    -  Как вы определили? (назначение, языковые особенности, место использования).

    IV. Соотнесение текстов с иллюстрациями.

    Вывешиваются на доску иллюстрации зайца: сказочного и реального. (№1, №2)

    - Сравните персонажи. Что у них общего? (оба зайца, внешние признаки, герои произведений).

     В чем видите различие? (Сказочный и реальный: внешний вид, одежда, поза).

    - Соотнесите тексты с иллюстрациями. Какой текст подходит к нашим зайцам на картинках? (Задание-ловушка!)

    - Достаточно ли этого утверждения (….ни в сказке сказать, …)

     чтобы сделать вывод о жанре сказка ?

    1. Накопление материала к сочинению и создание кластера

    Давайте составим кластер по нашей теме.

    НА ДОСКЕ по ходу рассуждения ПОЯВЛЯЮТС КАРТОЧКИ

    - Кто герой?        ЗАЯЦ

    Какие выделим критерии для обозначение этого понятия? Как вы думаете, что общего у этих зайцев?

    МЕСТО ОБИТАНИЯ   ПИТАНИЕ  

    А какие критерии нам помогут в определении различий в описании?

    ВНЕШНИЙ ВИД   ПОВАДКИ  ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА

    БЕСЕДА ПО КАЖДОЙ ЧАСТИ КЛАСТЕРА:

    Сейчас мы с вами проведем анализ каждой части кластера. Как вы думаете, почему у меня одинаковым цветом ПИТАНИЕ И СРЕДА ОБИТАНИЯ

    - Есть ли различия у сказочного и реального зайца в питании? Чем он питается?

    - А место обитания? (лес, куст, овраг, под корнями больших деревьев)

    ВНЕШНИЙ ВИД (под картинками карточки)

    - на двух лапах

    - в одежде

    - длинные уши

    - короткий хвост

    - пушистая шерсть

    - серый или белый

    - косые глаза

    - задние лапы длиннее передних

    ПОВАДКИ СЛАЙД № 4(НА СЛАЙДЕ ЗАГОЛОВКИ И ПЕРЕМЕШАНЫ КАЧЕСТВА, ДЕТИ РАЗВОДЯТ ИХ ПО ЗАЙЦАМ)

    СКАЗОЧНЫЙ        РЕАЛЬНЫЙ

    ( Трусливый, хитрец, ловкий, осторожный, умеет обороняться, барабанит лапками, запутывает следы, хвастун, весельчак)

    Что вы можете дополнить о сказочном персонаже? (                                 )

     Расскажите о реальном  герое. (                                                   .)

    Не очень-то удачны шутки и прибаутки над зайцем. Хотя и живется ему нелегко среди устрашающей оравы врагов, это ловкий, смышленый зверек, хитрец, способный к забавной проделке, смелым и отважным поступкам.

    ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА (на кластере или доске выдвигать)

    - широкий обзор глазами

    - слышит тихие звуки

    - скорость до 60 км/ч

    - прыжок на 5-6 м

    - потомство 2-5 раз в год

    VI. Составление модели сочинения

    Так, информацию мы собрали. Что еще нам нужно для написания сочинения? (план)

    СЛАЙД № 5

    ОПИСАНИЕ                                                         ПОВЕСТВОВАНИЕ

    Начало        Начало

     (кто герой)                                                     (кто герой или герои)

    Внешний вид        Что случилось

    (лапы, голова, хвост)        Кульминация

    Повадки, характер        Чем закончилось

    Мое отношение

            -Вы можете составить или текст – описание, или текст-повествование, или контаминированный текст, т.е. описание с элементами повествования, повествование с элементами описания.

    - Перед вами две модели текстов, карточки-помощники. Подумайте, что вы хотели бы рассказать про зайца.

    VII. Написание текста

    VIII. Итог урока. Презентация работ или написанных отрывков.

    IX. Обратная связь. Каждый писатель оставляет за собой право дописать своё произведение или поставить в конце многоточие, тем самым сказав своему читателю, что есть еще много о чем он может рассказать, что история не закончилась. Поднимите пожалуйста:

    Красный кружок, кто хотел бы уже поставить многоточие, тем самым завершив работу.

    Зеленый кружок, кого увлекла работа, и кто хочет продолжить работу прямо сейчас.

    Желтый кружок, кто сейчас еще нуждается в продумывании сюжета или описания и продолжит эту работу дома.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ТЕКСТ

    В России самым распространенным представителем семейства зайцевых является заяц русак.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Посмотрелся русачок в воду.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------

     Видит – стал он большим, красивым зайцем.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------

    Зайцы обитают главным образом в зарослях кустарника и высокой траве.

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------

     Шерсть пушистая, лапы сильные, глаза большие, а уши – ни в сказке сказать, ни пером описать.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------

    Большие уши зайца улавливают самые тихие звуки, несущие опасность.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------

     Выпуклые раскосые глаза позволяют зайцам иметь широкий обзор.

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------

    Жует заяц травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------

     Летом русак ест травы, зимой семена и ветошь, озимь, побеги деревьев, кору, остатки огородных культур.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------

     И забарабанил он лапами от радости.

    КАРТОЧКИ ПОМЩНИКИ

    (слабым) Начала и окончания предложений и частей текста: Заяц – это животное, которое обитает….  Жил-был зайчик…  Сам он был… В лесу под старым деревом жил-поживал заяц… Повадился заяц в огород бегать… Зайцы главным образом обитают.. Большие уши зайца улавливают.. Жуёт травинку, носик из стороны в сторону ворочается.. И забарабанил он от радости лапками…Вот так и закончилась эта история, С тех пор больше никогда…

    (средним) Возможные темы: Заяц-беляк, Зайчонок в лесу, Заяц-хваста, Необычная встреча в лесу.

    Слова для справок: я думаю, с тех пор, уши улавливают, жует травинку, повадился в огород, больше никогда, так и закончилась, жил-поживал, запутывает следы, весельчак, добрый, хвастун, барабанит лапками, умеет обороняться

    (сильным) Возможные темы: Заяц-беляк, Зайчонок в лесу, Заяц-хваста, Необычная встреча в лесу, Новый друг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

    Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

    Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

    Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

    План-конспект урока по английскому языку в 4 «В» классе по теме «Познакомьтесь с моей семьей»

    Урок направлен на систематизацию знаний учащихся по теме «Моя семья»; на  выработку знаний, умений и навыков в области устной и письменной речи с помощью грамматической конструкции have/ has to; ...

    Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные".

    Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцир...