Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Шульга Марина Михайловна

    Конспект урока по русскому языку в  6 классе

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_6_klass_leksika.docx20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

                                          Конспект урока по русскому языку в  6 классе

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Тип урока : изучение нового материала 

    Цели :

    Образовательные:

    1.Знать понятие «Лексика» ;

    2. Знать , какие слова называются многозначными;

    3.Знать особенности определения лексического значения слова;

    4.Уметь определять лексическое значение слова;

    5. Знать определения синонимов ,антонимов ,омонимов, уметь находить их в тексте .

    Развивающие :

    1.Развивать навыки определения лексического значения слова ;

    2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова ;

    2.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

    3.Развивать связную речь учащихся.

    Воспитательные:

    1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов , омонимов ,многозначных слов в русском языке.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Здравствуйте ,ребята! Запишите в тетради дату сегодняшнего урока.

    II. Словарная работа

    - Сегодняшний урок мы начнем с словарной работы.

    Один ученик работает у доски , записывает слова которые ему диктует учитель и объясняет орфограммы. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь , обозначая орфограммы.

    Словарная работа :

    Багряный , коллекция , развитый ребёнок , развитой язык, пичужка, бордовый , солнце , пошёл

    в  лес .

    III. Объяснение нового материала

    - Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? (Синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфография ) Какие из  разделов  русского языка мы с вами уже повторили ?

    - Итак ,сегодня мы приступим к повторению одного из разделов русского языка.

    - Сейчас я продиктую вам несколько предложений ,  а вы запишите их , пожалуйста ,в тетрадь (Ученики записывают в тетради предложения ,которые им диктует учитель) .

    1. Художник взял кисть , обмакнул её в зеленую краску и начал преображать кисть рябины , которую он нарисовал на холсте.
    2. Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.

    1. В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.
    2. Если бы молодость знала, если бы старость могла.

    - Как вы думаете , на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово кисть ,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .)

    - Итак ,мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.

    -Как вы думаете ,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня? ( Лексика ).

    Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).

    IV. Фронтальный опрос

    - Итак , какие слова можно назвать многозначными? Если можете ,приведите примеры таких слов.

    Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.

    V. Закрепление изученного материала

     - Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы  в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.

    Целеполагание :

    - Как вы считаете  ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).

    - Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение

    Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.

    Упражнение 92.

    Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дил руж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.

    Вывод :

    -Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).

    - Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило на странице 52.

    Один из учащихся читает классу правило .

    - Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст , а потом  мы найдём с вами многозначное слово.

    Целеполагание :

    - Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова ).

    - Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .

    Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.

    Упражнение 94.

    — А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.

    — Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

    — А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…

    — Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

    — Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.

    — Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

    (Ю. Нагибин.)

    - Кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете ,почему колодезь – журавль получило такое название?  Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки , оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет  в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .

    Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

    Вывод :

    - Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)

    - Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

    Целеполагание :

    - Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)

    - Итак ,цель - подобрать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

    Учащиеся работают устно , называя составленные словосочетания.

    Упражнение 99.

    Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).

    - А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом а или но и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.

    Вывод :

    - Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).

    VI .Рефлексия .Подведение итогов.

    - Что изучает лексика?

    - Что такое лексическое значение слова?

    - Чем различаются однозначные и многозначные слова?

    - Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?

    - Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?

    - Что такое лексикология?

    - Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?

    - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?

    VII. Домашнее задание .

    - Дома вы выполните упражнение 100 ,в котором вам нужно будет озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Запишите синонимы к выделенному слову ,если они существуют.

    Упражнение 100.

    Отец пересмотрел запасные камеры, почистил свечи в мотор.., проверил и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

    — Интересная, брат, у меня вещь получается,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход…т, что литров под три. дцать горючего я сэкономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём домой отбыть. Через другой перевал.

    Помн..шь, рассказывал я о нём?

    — Помню,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?

    Но отец хотел (с, з)делать приятное Сергею и отмахнулся от его возражений.

    — Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.

    (П. Павленко.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

    Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс

    Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

    Урок по русскому языку 5 класс по теме "Заимствованные слова"

    Данный урок разработан в соответствиии со всеми требованиями ФГОС. Это один из уроков раздела "Лексика"....

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

    План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

    Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...