Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс

    Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_-puteshestviya_po_teme_leksika_7_klass.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Лексическое богатство русского языка».

                                 

    Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизации научного материала по заданной теме».

    Обучающие задачи:

    1. Привить навык свободно ориентироваться в сложном мире научной лингвистической терминологии.

    2.    Закрепить умение пользоваться  словарями разных типов;

    3. Научить отбирать нужный иллюстративный материал для подтверждения теоретических сведений.

    Развивающие задачи:

           1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.

    1. Развивать творческие и исследовательские умения учащихся.
    2. Развивать интерес к предмету через исследовательские формы учебной работы.

    Воспитывающие задачи:

    1. Воспитывать потребность в творческой и исследовательской деятельности.
    2. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, родному краю.

    Тип урока: урок- путешествие.

    Форма проведения урока: работа в парах.

    Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки-задания, раздаточный материал (тексты для исследования) таблицы для заполнения, лингвистические словари разных типов, презентация основных положений урока, выполненная в программе Power Point.

                                   Ход урока

    Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы
                                                                                                                     П.Мериме

    1-ый слайд.

    1. Организационный момент урока (1 мин.).

    Сегодня мы продолжаем исследовательскую работу. Вам предстоит овладеть новым умением: систематизировать научный материал. Постановка задач урока.

    Познакомьтесь с научными материалами, которые вам необходимо исследовать. Перед вами таблицы.  Вы заполните их  в ходе исследования. Вам разрешается обсуждать задания с соседом по парте.

    2. Задание №1. 

    2-ой слайд. Прочитать высказывания. Как вы поняли смысл высказываний? Запишите в тетрадь понравившееся. Оно станет эпиграфом к нашему уроку.

    3-й слайд. Сегодня  мы продолжим путешествие по святым местам Белогорья и отправимся в с. Боголюбовку, Губкинского района, Белгородской области.

    4-й слайд   «Осень в поместье»

    Задание №2. Найдите слова с прямым и переносным значением(3мин.)

    Когда заря, светясь по сосняку,

    Горит, горит, и лес уже не дремлет,

    И тени сосен падают в реку,

    И свет бежит на улицы деревни.

    Н.Рубцов.

    5-й слайд. «Дом-усадьба»

    Задание №3. Найдите в тексте однозначные и многозначные слова. Заполните таблицу примерами (3мин).

    Сколько надо отваги, чтоб играть на века,

    Как играют овраги, как играет река,

    Как играют алмазы, как играет вино,

    Как играть без отказа иногда суждено.

    Б. Пастернак

    6-й слайд. «Мемориальная надпись дома-музея»

    Задание №4. Найдите в тексте синонимы, впишите примеры в таблицу (3мин.)    

    «Почему всегда пишут о человеке — худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой — и мало ли какие еще».

    К.Чуковский.

    7-ой слайд. «Внутренний интерьер дома-музея» Портрет Владимира Федосеевича Раевского

    Задание №5. Впишите в таблицу найденные в тексте антонимы (3мин.)

    И смерть и жизнь – родные бездны:

    Они подобны и равны,

    Друг другу чужды и любезны,

    Одна в другой отражены.

    Одна другую углубляет,

    Как зеркало, а человек

    Их съединяет, разделяет

    Своею волею навек.

    Д. Мережковский.

    8-ой слайд. «Внутренний интерьер дома-музея» 

    9-ый слайд. «Этнографическая часть музея»

    Задание №6. Найдите в тексте диалектизмы (3 мин.)

    Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я, там всегда бывало суготно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка.

    10-ый слайд. «Этнографическая часть музея»

    Задание №7. Впишите в таблицу омонимы, взятые из текста (3мин).

    Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть – осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили, куда попало, им за это и попало.

    Я.Козловский.

    11-13-ый слайды. «Этнографическая часть музея. Куклы-обереги»

    Задание №8. Обратимся к стихотворению Б.Пастернака (текст должен быть размножен или выведен на экран).

    Золотая осень.

    Осень. Сказочный чертог,
    Всем открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озёра.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
    Липы обруч золотой –
    Как венец на новобрачной.
    Лик берёзы – под фатой
    Подвенечной и прозрачной.
    Погребённая земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В жёлтых клёнах флигеля,
    Словно в золочёных рамах.
    Где деревья в сентябре
    На заре стоят попарно,
    И закат на их коре
    Оставляет след янтарный.

    ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

    ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.

    ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить.

    Записать значение слов в тетрадь.

    Вопросы к тексту:

    - Какую картину удалось нарисовать поэту?

    - Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть?

    - Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая?

    *Определения эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения рекомендуется вывести на экран, поместить на стенд и т.п

    3. Подведение итогов урока. 

    Продолжи предложения, оценивая свою работу, работу товарищей, изученный материал:

    Я думаю, что….

    Я открыл (а) для себя…

    Я понял(а), что… (1мин.)

    4. Домашнее задание. Дополнить таблицы собственными примерами из художественной и научной литературы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

    План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

    Урок по русскому языку (с презентацией) по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" (9класс)

    Урок с презентацией по теме «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами» (9 класс)  Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - повторить теоретический материал...

    План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".

    План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....

    Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

    Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

    Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

    Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

    Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

    Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

    конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

     Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...