конспект урока по русскому языку "Удивительный мир фразеологизмов" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воронкевич Елена Николаевна

Урок изучения нового материала. Урок сопровождается презентацией, которую вы можете найти на моей странице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konkursnyy.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по русскому языку.

Тип урока: урок усвоения  нового знаний.

Класс 5.

Тема урока: «Удивительный мир фразеологизмов».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Дать понятие о фразеологизме как устойчивом сочетании слов.
  2.  Учить находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать синонимические и антонимические пары;
  3. Дать понятие о роли фразеологизмов в речи.

Развивающие:

  1. Развивать речь обучающихся.
  2. Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
  3. Развивать познавательный интерес обучающихся.
  4. Обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности

Оборудование: презентация к уроку, бланк с заданиями, письмо, вывод, оформленный в виде ромашки.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы попадем в удивительный мир слов, но сначала  посмотрите внимательно на свои парты, никто не заметил чего-то необычного (ученик находит письмо). Давайте скорее узнаем, что там написано.

Один из учеников читает письмо.

«Привет, ребята.

Меня зовут Миша. Еще совсем недавно мы с Дениской были - не разлей вода. Но однажды я узнал, что он наврал мне с три короба. Теперь мы живем с ним как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук».

Учитель:  О чем мы узнали из этого письма?  Все ли слова вам понятны?

Объясните значение выражений, заменив их одним словом.

Не разлей вода – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

С три короба – очень много.

Как кошка с собакой – быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук – совершенно беспомощен.

Учитель: Молодцы, ребята. Такие сочетания слов, которые близки по значению одному слову,  называются фразеологизмами.

Тема нашего урока  удивительный мир фразеологизмов.  Мы должны будем узнать, что это за сочетания слов, научиться находить их в тексте, правильно объяснять значение фразеологизмов и  выяснить,  чем фразеологизмы отличаются простых словосочетаний.

Положить перед собой бланк с заданиями.

Учитель: Ребята, мне кажется, что все вы очень любите сочинять истории, придумывать что-то новое. Вот и сейчас мы с вами немного пофантазируем. Измените текст письма, поставив вместо точек любые слова, кроме тех, что встретились в письме (читают получившиеся варианты).

Учитель: Как изменился текст письма, понятен ли теперь его смысл?

Текст стал смешной, но стало непонятно, о чем идет речь. Фразеологизмы утратили свое значение. Значит, слова во фразеологизмах менять нельзя.

Записать:  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание, что фразеологизмы состоят из слов, которыми мы ежедневно пользуемся. Прочитайте,  ребята, внимательно предложения, где есть фразеологизмы, а где употреблены обычные сочетания слов.

1.За едой малыш прикусил себе язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.- 2. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

Учитель: Что вам помогло понять, что перед нами фразеологизмы? (одно значение у словосочетаний, нельзя заменить).

Учитель:  А теперь вы побудете поэтами и закончите четверостишия. В этом вам помогут знания по литературе (рифма).

Закончите четверостишия.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(услуга, оказанная из хороших побуждений, но приведшая к плохим результатам)

Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (повсюду, во всех направлениях)
И так устали мы в дороге,
Что еле …волочили ноги

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по …(неслаженно, вразнобой)
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши …(невмоготу слушать)

Глеб у доски повесил  …
Краснеет до корней волос
Он в этот час, как говориться,
Готов сквозь землю …(очень сильное желание исчезнуть)

Учитель: Вот видите,  какие вы догадливые, а знаете, почему вы правильно закончили все четверостишия?! Слова в этих выражениях так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое. Фразеологизмы хранятся у нас в готовом виде в памяти, мы не создаем их сами.

А сейчас, ребята, навострите ушки, приготовьтесь слушать. Вы услышите историю о девочке. Подумайте, чего не знала она о фразеологизмах.

 Рассказ  о девочке: Однажды в летнем лагере, где отдыхали дети разных национальностей, мне пришлось увидеть маленькую девочку. Она старательно закатывала вверх рукавчики на своей блузке и с недоумением, растерянно смотрела на весело работающих в саду ребят. Я спросила, почему она не вместе со всеми, что с нею случилось. Девочка посмотрела на меня и ответила: «На сборе вожатая сказала нам, что  надо работать «засучив рукава», а все работают,  не засучив. Я же хочу делать так,  как сказала вожатая,  и закручиваю рукава, но они не держаться. Как мне быть?»

Учитель: Почему девочка не могла приступить к работе? Чего же не знала девочка о фразеологизмах?

Работать засучив рукава – усердно, хорошо, старательно. Все слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении.

Учитель: Верно, ребята. Фразеологизмов очень много в русском языке. Все они собраны в  словарях. Называется такой словарь ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ. Например, в школьном фразеологическом словаре под ред. В.П. Жукова около 2 тысяч фразеологизмов.  В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.

Мы с вами сейчас проверим, значение каких фразеологизмов вы уже знаете?

Учитель: Ребята, я к нашему уроку подобрала картинки, которые иллюстрируют фразеологизмы. Ой, произошел сбой, все подписи к картинкам перепутались. Давайте,  теперь вместе исправим ошибки.

Жить как кошка с собакой, витать в облаках (мечтать), делать из мухи слона (преувеличивать, предавать большое значение чему-либо), строить воздушные замки (мечтать, грезить), кот наплакал, куры не клюют.

Учитель: Посмотрите на фразеологизмы. Объясните их значение. Встретились ли нам одинаковые значения? Противоположные? Как называются слова близкие по значению? Как называются слова противоположные по значению?

Значит, фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.

Как и слова, фразеологизмы тоже имеют синонимы и антонимы.

1. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Заварить кашу (затеять сложное, хлопотливое, неприятное дело) – ______________________________

Наставить на путь истинный (склонить поведение в хорошую сторону) – _________________

Тяжёл на подъём (с трудом выходит, выезжает куда-либо) – _____________________________

За чужой счет (кому достается что-то не своим трудом)– _______________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.

 Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу – ____________________________

На всех парах (быстро, на полной скорости)– __________________________

 Дать дубу (умереть) – _____________________________

 Ни рыба ни мясо (Ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, неспособный на активные действия, так себе) – ________________________

 Тертый калач (опытный, бывалый человек)– __________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.

Учитель: посмотрите внимательно на экран, вспомните, как звали этого литературного героя.

Ученики: Незнайка.

Учитель: верно, ребята. А вспомните, какая речь у этого героя?

Правильно, смешная, интересная. Сейчас вы прочитаете рассказ Незнайки об одном из своих дней.

Но когда я набирала рассказ,  случайно некоторые слова заменила. Ваша задача восстановить рассказ

Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся рано. На душе скверно. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся усталый.

Съел еле-еле суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он  очень сердился. Велел запомнить,

 что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Слова для справок: ни свет ни заря, на душе кошки скребли, бил баклуши,

не жив ни мертв, с горем пополам, свалился как снег на голову, метал гром и молнии, зарубить на носу,

хоть кол на голове тиши.

Учитель: ребята, а какой текст вам больше понравился, почему? Для чего нам нужны

фразеологизмы в речи?

Ученики: Речь становится более интересной, разнообразной.

Учитель: Верно, молодцы. Речь, в которой употреблены фразеологизмы, более эмоциональная, яркая,

красочная.

Давайте теперь вместе с Незнайкой подведем итоги нашей работы и поможем ему собрать цветок –

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Домашнее задание: Проиллюстрировать понравившийся фразеологизм. Найти в школьном толковом

словаре значение фразеологизма.

На следующем уроке вы будете знакомиться с историей происхождения фразеологизмов.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

аплодисменты золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...