Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Яворская Мария Николаевнв

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования" (раздел "Термины и профессионализмы"). Урок рассчитан сильную группу (большое количество заданий на внимание и сообразительность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_s_tochki_zreniya_ee_upotrebleniya.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

Цели:

1) знакомство учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;

2) формирование знаний о языке и речи;

3) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

4) развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с текстовыми материалами.

5) расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

6) формирование правильной и эффективной речи.

7) обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

Ход урока

  1. ОНУ

Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

На прошлом уроке вам было задано проработать лекцию «Лексика с точки зрения ее происхождения».

Для начала давайте вспомним, что же такое лексика? (словарный состав языка; раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка).

А что такое лексическое значение слова? (тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

На какие группы делится лексика по происхождению? (исконно-русская, заимствованная; исконно русская делится на общеславянскую, восточнославянскую и собственно русскую).

В каком веке возникла общеславянская лексика и в каких языках она сохранилась? (в 6 веке, в русском, украинском, чешском и других славянских языках).

Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский, белорусский).

В каком веке начала формироваться исконно русская лексика? (в 14-15 веках).

Приведите примеры слов, относящихся к исконно русской лексике (скворец, обои, вилка и т.д.).

В результате чего в русском языке появилась и появляется заимствованная лексика? (вследствие взаимодействия России с другими странами: торговля, войны, политика, культурные и научные связи).

Приведите примеры слов иноязычного происхождения (бутерброд, такси, ковбой и др.).

- Так же вам было задано подобрать синонимы к заимствованным словам.

Учащиеся зачитывают синонимы и дают определения заимствованным словам.

Абориген – старожил

авеню – улица

аромат – запах

тинэйджер – подросток

круиз – морское путешествие

вердикт – приговор, решение

гламурный – модный, роскошный

гипотеза – предположение

кутюрье – модельер

корректный – вежливый, тактичный

апатия – безразличие

полемика – спор

миниатюрный – маленький

- Подберите (устно) синонимы к слову «маленький».

Махонький, малюсенький, крохотный, крошечный, мелкий, мизерный, микроскопический, миниатюрный, игрушечный, небольшой, незначительный, жалкий, ничтожный, скромный, скудный, малолетний, малочисленный, компактный, портативный.

  1. Объяснение нового материала.

Слово преподавателя.

- На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Цель нашего урока: познакомиться с такими понятиями как «диалектизмы», «профессионализмы»,  «жаргонизмы» и научиться различать их в речи. И, что немаловажно, будем учиться употреблять слова, относящиеся к этим группам, в соответствии с их значением.

        Итак, тема сегодняшнего урока: «Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления».

(Записывают число тему в тетрадь).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова, которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол, окно, ручка, книга и т.д.). Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления и называется необщеупотребительной.

        

(Я – на доске, учащиеся – в тетрадях чертим следующую схему).

Запись опорной схемы:

                                       

 

        (Запись в тетрадь).

        Диалектизмы (от греч. «говор, наречие»)- слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Диалектные слова используются преимущественно в устной речи, так как и сам диалект - это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности.

(Текст на доске. Преподаватель читает текст.)

        «Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на Севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец, спросил:
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова 
загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. – И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка и указала на шесток».

После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
– Почему Андрюша не сразу понял бабушку? (Бабушка употребила непонятные для него слова 
рогач и загнетка).

– Объясните значение выделенных в тексте слов (Это фразеологизм, который обозначает «долго думать над чем-то»).
– Как она объяснила внуку значения этих слов? (Бабушка показала Андрюше рогач и загнетку).
– Посмотрите и вы на рисунки, изображающие эти предметы.(На доске фотографии этих предметов).
– А как мы можем узнать значения слов, если перед нами нет ни самих предметов, ни их изображения?
– Мы должны обратиться к словарю.

(На доске записаны определения слов-диалектизмов).

УХВАТ  - рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из нее горшков и чугунов: железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубьями на длинной деревянной рукояти.

Загнетка

1) Место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли.

2) Площадка перед устьем русской печи; шесток.

Шесток - часть русской печи, представляющая собой открытую площадку перед устьем (Всяк сверчок знай свой шесток).

- Диалектизмы используют в художественной литературе. Как вы думаете, почему? (для передачи местного колорита, речевой характеристики героев).

Прочтите следующий текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить.

        Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

(В. П. Астафьев «Последний поклон»)

Поскотина – это “место, где пасется скот”;

Бо'тало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”;

тилилюканье – «звон, бренчание»;

заплот – “забор возле дома”;

стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”;

жалица – “крапи’ва”.

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?(Нет. Только при помощи словаря. Потому что в нашем регионе такие слова не употребляются).

- Вы правы. Для нашего края эти слова не характерны. Это говор сибирских деревень, а в центре внимания творчества Виктора Петровича Астафьева как раз и была жизнь современной сибирской деревни.

- Переходим к следующему блоку необщеупотребительных слов - к профессионализмам и терминам. Сейчас вы учитесь по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». У вас уже есть уроки производственного обучения. Скажите, на этих уроках вы узнаете о каких-то новых предметах, явлениях, процессах?

        - Да.

        - А раньше вы часто употребляли слова, обозначающие их?

        - Нет (Да).

        - Почему не употребляли?

        - Прочтите следующее предложение.

(Предложение на доске).

        Источниками питания для электрооборудования и систем автоматизации служат цеховые распределительные подстанции, распределительные щиты и питающие сборки систем электроснабжения автоматизируемого объекта, к которым не подключена резкопеременная нагрузка (электродвигатели большой мощности и т. п.).

        - Скажите мне, почему мне трудно понять это предложение?

        - Этот текст насыщен (словами) терминами, которые употребляются только в данной профессии.

        - Назовите эти термины.

        - Источники питания, электрооборудование, распределительные подстанции и т.д.

(Запись в тетрадь).

        Термины — слова, обозначающие научные или специальные  (лингвистические, литературоведческие, математические, медицинские и прочие) понятия. Термины — это узаконенные названия каких-либо специальных понятий.

Продолжите фразу (устно).

Если человек употребляет слова:
а)  фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ;
б)  локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ;
в)  каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ;
г)  трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .

Д л я  с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.

-Есть еще одна группа слов, которые вы будете употреблять в своей профессии и значение которых будет понятно только вам. Это профессионализмы.

(Запись в тетрадь).

        Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Профессионализмы — специализированная часть нелитературной разговорной лексики.

        К примеру, у электриков тоже есть такие слова (слова на доске). Давайте с ними познакомимся.

Фаза на земле — это короткое замыкание, которое также может называться и «коротышом».

Конец, завести концы, кончик провода — это значит подсоединить провода.

Бросить — это значит проложить куда-нибудь. К примеру «бросить кабель до щита».

Фаза убежала — это значит, что пропало напряжение в 220В между нулем и фазой на одном из проводников.

Повесить соплю — это значит не по правилам и небрежно подсоединить какой-нибудь провод. Так часто говорят о проводке временного типа.

Прозвонить — это значит проверить омметром электрическую цепь на обрыв.

Мама и папа — это обычные разъемы типа розетка и вилка.

Лапша — это двухжильный кабель в специальной пластиковой изоляции.

РК-шка — это прозвонка из лампочки и батарейки с проводами.

Моргас — это индикатор наличия напряжения.

Килограмм — это килоампер.

Грузить — это значит проверять расцепители автоматических выключателей током первичного типа.

Шарманка — это мегометр с ручным приводом.

Мегериться — это значит мерить изоляционное сопротивление.

Нуски — это специальные универсальные секторные ножницы.

Жучок - кустарно сделанный предохранитель в электро- и радиотехнических схемах.

- Ну а мы переходим к следующей группе слов. Но для начала дадим определение следующему слову:

        

        Жаргон - речь какой-л. социальной группы людей, объединенных какими-либо интересами, привычками, социальным положением, содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных.

        Жаргонизмы – слова и выражения, относящиеся к какому-либо жаргону.

Выделяют жаргон молодежный, воровской (арго), лагерный.


Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - стипендия, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность.
Лагерный жаргон, которым пользовались люди, поставленные в особые условия жизни, отразил страшный быт в местах заключения: зек (заключенный), шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка (расстрел), стукач (доносчик), стучать (доносить).
Речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т. д.) называется арго (фр. argot - замкнутый, недеятельный). Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный лишь посвященным и бытующий также лишь в устной форме. Отдельные арготизмы получают распространение за пределами арго: перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер.

Творческая работа в парах.

Прочтите отрывок из сказки. Дайте «литературное» определение жаргонизмам.

        Через минуту великан был уже на месте. Джек едва доходил ему до колен. Великан был бос, одет в рваные штаны, какую-то безрукавку, а выражение лица имел наитупейшее.

– Ага! Попались! – Голос великана был хриплый и глухой. – Хана вам всем!

– Че надо? – невозмутимо ответил Джек.

– Че? Борзеете, кузнечики?

– Не, каков хам, а?! – возмутился колдун. – Пришел, нашумел, распугал всю… компанию.

– А может, ему напинать куда следует? – предложил Сэм.

– О! Собака и кобыла разговаривают?! – поразился великан.

– Я тебе не кобыла! – взревел обиженный до глубины души Лагун-Сумасброд. – Я – конь!

– Он – конь! – строго подтвердили Джек и Сэм.

– А я че? Я ниче! Я че, против, что ли?

– Вот то-то! А кто ты такой? – Джек вдруг стал суровым и подозрительным.

– А? Я – Дибилмэн. Меня так зовут.

– Тьфу, постыдился бы жить с таким именем, – фыркнул Сэм.

– Иди на фиг, – обиделся Дибилмэн. – Ты мне обоснуй. Обоснуй! Не можешь? Значит, ты не прав!

– Кончай базар! – прикрикнул Джек. – Давай лучше выпьем.

– А ты кто такой? – присел великан.

– Я – Джек Сумасшедший король!

– Ха, псих, что ли?

– Кто псих? Сказано тебе – сумасшедший! Иногда у меня… бывают эти… припадки… И вообще, че ты меня злишь?

– Ты мне здесь его не зли, – влез Сэм. – Я и так злой… тут!

(А. Белянин «Джек Сумасшедший король»)

Хана - плохо, конец.

Борзеть - ругаться, наглеть.

Кузнечики – мелкие, ничтожные люди.

Напинать – избить, наказать.

Нафиг – уйди, отстань.

Обоснуй – объясни, докажи.

Кончай базар – перестань тратить слова в пустую.

Псих – психически неуравновешенный, сумасшедший?

        - Почему автор использовал в данном отрывке столько жаргонизмов?

        - Чтобы передать комизм ситуации и дать более яркую характеристику героям.

        - Как вы думаете, допустимо ли использование необщеупотребительной лексики в произведениях художественной литературы?

        - Допустимо, чтобы передать наиболее ярко какую-то ситуацию, сделать образ героя более ярким и колоритным.

  1. Вывод урока.

        Необщеупотребительная лексика при умелом использовании в речи является яркой, экспрессивной, эмоциональной, а иногда и входит с течением времени в общеупотребительную лексику.

  1. Итог урока.

- Какими знаниями вы пополнили представления о лексике русского языка?

- Лексика делится на общеупотребительную и лексику, имеющую ограничения в употреблении. Ко второй группе слов относятся жаргонизмы, диалектизмы, термины и профессионализмы. Все эти слова употребляются в художественных произведениях для передачи местного колорита и речевой характеристики героев.

     VI. Домашнее задание. §15. Проработка лекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Урок русского языка в 10 классе. "Лексика с точки зрения ее употребления"

Урок разработан на основе технологии развивающего обучения....

Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»

Цели:1)    Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2)    формирование знаний о языке и речи  (лингвистической...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...