План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Варганова Любовь Юрьевна

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в начале 10 класса. Можно использовать его для итогового повторения в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_elektivnogo_uchebnogo_predmeta_v_10-m_klasse.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

в 10-м классе


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА


Тема проекта:   Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена.

Творческое название:   Наши старые знакомые

Основополагающий вопрос:   О чём может рассказать парабола?

Проблемный вопрос:   Где кроется тайна знаков квадратного трёхчлена?

Учебные вопросы

Темы исследования

1. Для чего и как мы находим корни квадратного трёхчлена?

2. Каковы варианты расположения корней квадратного трёхчлена на числовой прямой?

3. Какая связь существует между коэффициентами квадратного трёхчлена и знаками его корней?

1. Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена.

2. Расположение параболы на координатной плоскости.

3. Исследование корней квадратного трёхчлена по его коэффициентам и дискриминанту.

© Автор проекта: Варганова Любовь Юрьевна, учитель I категории

Каменниковской сош

Типология проекта: исследовательский, внутришкольный, групповой, краткосрочный, с открытой координацией

Категория учащихся:     учащиеся 10-го класса

Предметная область:      математика

Цели:

Образовательные  

  1. обобщение знаний учащихся по теме «Квадратный трёхчлен»;
  2. вывод связи знаков корней квадратного трёхчлена с его коэффициентами и дискриминантом;
  3. формирование знания учащихся о расположении корней квадратного трёхчлена на числовой прямой;

   

Развивающие         

  1. развитие исследовательских и презентационных умений;
  1. развитие умений работать с информационными ресурсами;
  1. развитие самостоятельности в работе с литературой, в подборе материала по данной теме;
  2. развитие умений обобщать и делать выводы.

Воспитательные         

  1. развитие умения преодолевать трудности;
  2. развитие коммуникативных умений и навыков, умения взаимодействовать в группе.

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный

Начало урока

Формулировка проблемы, деление на группы, выбор тем исследования, планирование работы

  1. Основной

Первая половина урока

Сбор информации, подготовка сообщений по темам, подготовка выступлений

  1. Презентация

Вторая половина урока

Представление учащимися своих работ

  1. Оценивание

Конец урока

Оценивание, использование полученной информации для решения упражнений.

План исследования по теме

«Исследование корней квадратного трёхчлена

по его коэффициентам и дискриминанту».

1. Рассмотрите приведённое квадратное уравнение:

              ___________________________________________

1.

q< 0

Д

Количество

корней:

а) р > 0:     х1 ...             ;   х2 …

б) р = 0:     х1 ...            ;   х2 …

в) р < 0:     х1 ...             ;   х2 …

2.

q = 0

Д

Количество

корней:

а) р > 0:     х1 ...             ;   х2 …

б) р = 0:     х1 ...            ;   х2 …

в) р < 0:     х1 ...             ;   х2 …

3.

q > 0

Д

Количество

корней:

2. Запишите его дискриминант и исследуйте различные по знаку коэффициенты этого уравнения. Попробуйте определить при этом знаки его корней и их расположение на числовой прямой относительно 0. Результаты исследований сведите в таблицу:        

3. Сделайте вывод: Какая связь существует между коэффициентами квадратного трёхчлена и знаками его корней?

Где кроется тайна знаков квадратного трёхчлена?


Проект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс:…» по теме «Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена на числовой прямой».

Блоки

Цели

Учебная деятельность

Формы работы

Методы работы

Учебное задание

Прогнозирование

Оргмомент, актуализация знаний

Познакомить уч-ся с темой занятия, целями урока; подвести к проблеме

1) Слушают вступительное слово, настраиваются на работу по теме.

2) Узнают «старых знакомых» на рисунке;

3) ответить на вопросы

4) Определяют знаки корней квадратных уравнений.

фронтальная

Беседа

2) «Лягушонок»

3) Вопросы

4) Определить знаки корней квадратных уравнений:

х2 – 10х + 21 = 0

х2 + 9х + 14 = 0

х2 + 7х – 18 = 0

х2 – 8х – 20 = 0

2 – 5х + 7 = 0

Узнают на рисунке параболы; ответят на вопросы

Вспомнят теорему Виета и с её помощью определят знаки корней

  х1 + х2 = q    5 м

  х1• х2 = - p

Постановка проблемы

Сформулировать  проблему

Просматривают предложенные задания, думают над вопросом: «Где кроется тайна знаков корней квадратного трёхчлена?»

фронтальная

1.   При каких т корни уравнения х2 + 2тх + 8 = 0  отрицательны?

Предлагают возможные ответы на поставленные вопросы.

       3 мин

Планирование работы по разрешению проблемы

Обсудить вопросы, знание которых поможет решить проблему; разбить уч-ся на группы; распределить темы исследования

Знакомятвся с критериями оценивания работ.

Обсуждают в группах вопросы, планируют свою работу по выбранным темам, вспоминают алгоритм исследовательской деятельности.

Фронтальная, групповая

Беседа

1. Для чего и как мы находим корни квадратного трёхчлена?

2. Каковы варианты расположения корней квадратного трёхчлена на числовой прямой?

3. Какая связь существует между коэффициентами квадратного трёхчлена и знаками его корней?

      3 мин

Поиск информации

Найти в литературе или вспомнить необходимую информацию по выбранным темам

Ищут необходимую информацию по темам в литературе, исследуют свои задания.

Групповая

Работа с

 литера-

турой

Найти ответ на вопрос

Возникают трудности, вопросы – помочь, направить

       12мин

Оформление информации по темам

Оформить выполненное задание, подготовить представление этой работы

Оформляют найденную информацию для презентации другим учащимся.

Групповая

Подготовить сообщение по теме исследования

Одновременно с предыдущим этапом      

        5мин

Презентация полученных результатов

Познакомить уч-ся с результатами работы групп

Выступают с результатами своей работы.

Групповая, фронтальная

Выступления групп по темам

Оценивание работ учащихся по предложенным критериям.

      10 мин

Разрешение проблемы

Сделать выводы по результатам исследований, дать ответ на проблемный вопрос

Выводы по выполненной работе.

Фронтальная, индивидуальная

Обобщить результаты работы всех групп, дать ответ на проблемный вопрос и основополагающий ответ

     

      10 мин

Итог занятия, дом. задание

Подвести итоги: что нового узнали и зачем нам это надо.

фронтальная

1.При каких т корни уравнения х2 + 2тх + 8 = 0 отрицательны? 2.При каких т уравнение х2 – (2т + 1)х + 3т – 4 = 0 имеет корни разных знаков? 3.При каких т уравнение (т +1)х2 – 2тх + 2т – 2 = 0 имеет два различных корня одного знака?  

      3 мин

Оценивание работ учащихся 10 класса в проекте «Наши старые знакомые»

Критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов

1 группа

2 группа

3 группа

Назвали тему исследования

3 балла

Указали цели исследования

3 балла

Дали полный ответ на вопрос

3 балла

Представили наглядно результаты своей работы

3 балла

Выступление было выразительным, эмоциональным

3 балла

Уложились во времени

3 балла

Сделали выводы в своей работе

3 балла

Итог

21 балл

От 7 до 10 баллов – «3»,   от 11 до 16 баллов – «4»,   от 17 до 21 балла – «5».

НАШИ СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ

каменниковская сош


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного учебного предмета Элементарная алгебра

Авторская программа элективного учебного предмета Элементарная алгебра...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)

Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...

Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс:Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"

Рабочая программа элективного курса для углубленного изучения математики, в профильном классе....

Элективного курса по математике для 10 класса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Содержание курсаТема 1. Логика алгебраических задач Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.Уравне...

План-конспект урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе по теме «Отношения» УМК: «Математика.6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир

Тема урока:        ОтношенияТип урока:Урок изучения нового материалаЦели деятельности учителя:Создание условий для знакомства учащихся с понятиями: «отношение...

Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 10 класса 2019

Рабочая программа элективного учебного предмета « Элементы  высшей математики» для учащихся 10  класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, кандидата пед. нау...