Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
план-конспект урока (9 класс) на тему
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
групповая игра для старшеклассников | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г.Владимира».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока – нестандартный урок,
групповая игра «Знатоки»
Учитель высшей квалификационной категории:
Солоненко Татьяна Владимировна
2012 - 2013 год
Цель:обобщить и систематизировать знания по морфологии глагола, умения учащихся определять грамматические категории глаголов, работать над орфографической зоркостью детей.
Задачи урока.
Образовательные:
1.уточнить знания по основным вопросам темы «Глагол»;
2.проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике путем выполнения игровых заданий;
3.продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием, конструирования устного ответа;
4.контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи.
Коррекционно – развивающие:
1.развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач;
2.развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ) через выполнение заданий игры;
3.развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление); 4.развивать речь учащихся;
5.обогащать словарный запас учащихся путём запоминания фразеологизмов через выполнение заданий творческого характера и домашнюю заготовку составления рассказа на одну из предложенных тем;
6.рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления, статопозного утомления.)
Воспитательные:
1.воспитывать любовь к родному языку, к предмету;
2.прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;
3.воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей путем дифференциации заданий по уровню сложности;
4.воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления;
5.формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, толерантного отношения к людям.
Инструментарий:
- ТСО;
- Презентация по материалу урока;
- текст, для развития орфографической зоркости;
- карточки с заданиями различного уровня сложности;
- раздаточный материал;
- запись мелодий;
- Тетрадь для зачетов;
- Итоговые ведомости
САМОАНАЛИЗ УРОКА «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
9 класс
Цель:обобщить и систематизировать знания по морфологии глагола, умения учащихся определять грамматические категории глаголов, работать над орфографической зоркостью детей.
Задачи урока.
Образовательные:
1.уточнить знания по основным вопросам темы «Глагол»;
2.проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике путем выполнения игровых заданий;
3.продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием, конструирования устного ответа;
4.контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи.
Коррекционно – развивающие:
1.развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач;
2.развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ) через выполнение заданий игры;
3.развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление); 4.развивать речь учащихся;
5.обогащать словарный запас учащихся путём запоминания фразеологизмов через выполнение заданий творческого характера и домашнюю заготовку составления рассказа на одну из предложенных тем;
6.рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления, статопозного утомления.)
Воспитательные:
1.воспитывать любовь к родному языку, к предмету;
2.прививатьинтерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;
3.воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей путем дифференциации заданий по уровню сложности;
4.воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления;
5.формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, толерантного отношения к людям.
Инструментарий:
1.ТСО;
2.Презентация по материалу урока;
3.Текст, для развития орфографической зоркости;
4.Карточки с заданиями различного уровня сложности;
5.Раздаточный материал;
6.Запись мелодий;
7.Тетрадь для зачетов;
8.Итоговые ведомости.
Урок проводился в 9 «А» классе. Хотя класс неоднороден по возможностям обучения, но достаточно работоспособен и активен, так как, начиная с 5 класса,я поэтапно использовала на уроках элементы зачетной системы, учащиеся пользовались разработанной мной «Тетрадью для зачетов».
Применение элементов зачетной системы на уроках письма дало положительный эффект в формировании активной жизненной позиции, творческого мышления, самостоятельности, более глубокого усвоения знаний, умений и навыков, в достижении поставленных задач.
Таким образом, к 9-му классу учащиеся были подготовлены к разнообразным видам учебной деятельности, более того, они с большим энтузиазмом и заинтересованностью включались в любой новый, нестандартный вид урока.
Данный урок является нестандартным. В системе уроков по теме «Глагол» урок имеет определённое место: итоговое обобщение и закрепление знаний,умений и навыков учащихся.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности,оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания.
При выборе формы нетрадиционного урока я учитывала особенности своего характера и темперамента. Уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся, старалась руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя для себя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчеств, радости. С удовлетворением могу отметить, что достигла этой цели, так как во время игры команды не только соперничали, но, что особенно ценно, старались в затруднительной ситуации помочь «соперникам» выполнить задание.
Я выбрала такую форму проведения урока, чтобы насытить урок продуктивной деятельностью, обеспечить самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения учебных задач, которые были представлены в форме групповой игры «Знатоки».
Уроку предшествовала большая подготовка: в классном уголке за неделю до предстоящего урока было вывешено красочное объявление о подготовке класса к игре «Знатоки», а так же тема игры, и темы для творческого задания, над которым учащиеся должны были поработать заранее. Учащиеся по желанию разделились на две команды (я незаметно контролировала этот процесс, чтобы в каждой команде присутствовали ученики равные по возможностям обучения). Каждая команда выбрала капитана. Это было просто, так как в классе неоднократно проводились кроки с участием учащихся – консультантов. Ребята хорошо понимали, кто может привести их команду к победе. Каждая команда придумала название и девиз. Капитаны команд начали готовить свои команды, добиваясь того, чтобы даже самые слабые ребята как можно лучше владели материалом. В этом им помогала «Тетрадь для зачетов». Такую игру учащиеся восприняли как праздник. Урок проводился в компьютерном классе, который ребята сами оформляли так,чтобы удобно было играть. В жюри учащиеся пригласили самых компетентных людей: учителей русского языка, завуча по учебной работе, руководителя методического объединения учителей. Ребята понимали, что их знания будут оценены компетентно и объективно. Учителя, присутствовавшие на открытом уроке, выполняли роль зрителей.
Все это обеспечило большой эмоциональный подъем. Ребята рвались «в бой».
Таким образом осуществлялся системно-деятельный подход, выражающийся в интеграции учебной и внеурочной деятельности. Учащиеся развивались через собственную деятельность по подготовке и организации игры.
По длительности времени обучения – классический урок (45 минут)
Урок был направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.
При этом я старалась сочетать формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.
На практике заранее продуманная мной структура урока оправдала себя.
Материально – техническое обеспечение урока было достаточным – я использовала компьютер, электронную доску.
Моя речь на уроке была грамотной, логичной, эмоциональной и образной.
Я старалась гибко реагировать на изменения ситуации на уроке - в затруднительных ситуациях подбадривала детей, направляла их действия в нужное русло. При этом старалась контролировать свой основной недостаток – многословие.
На уроке я эффективно использовала средства наглядности:все задания были представлены на доске в удобной, понятной и интересной для учащихся форме.
Я особо уделяла внимание повышению речевой культуры учащихся, стараясь, чтобы устные и письменные ответы были полными, грамотно построенными, четко проговаривались трудные и новые слова.
Для активизациипроизвольной памяти, осмысления заданий я старалась образно, эмоционально, жизненно, логично и интересно подать задания учащимся, обращала внимание на практические знания учащихся, выделяла главные мысли словесно и наглядно.
Для повышения сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения внимания учащихся на уроке я давала установки быть внимательными и подчёркивала значимость данного материала.
А так же я чётко организовала деятельность учащихся на уроке, дети были активны в течение всего урока. На уроке мне удалось гармонично сочетать словесный, наглядный, практический и частично - поисковый методы преподавания. Для данной темы «Обобщающий урок-игра», я считаю, выбранные мною методы оказались достаточно эффективны.
Для развития обобщённости, логичности, гибкости мышления я подбирала, соответствующие задания, которыедавали возможность учащимся применять на практике приёмы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, учащиеся старались выделить общее в отдельных фактах, выделяли главное, рассуждали вслух.
(Задания: «Найди лишнее», «Укажи ряд, в котором все глаголы прошедшего времени», «Распредели глаголы по двум колонкам», «Лабиринт времени» и т. Д.)
Для обеспечения самостоятельности мышления, я давала возможность искать решение проблемных вопросов. («Конкурс капитанов», «Выбери предложения, в которых допущены ошибки», «Нужно ли вставлять ь?» и т.д.)
На уроке учащиеся работали очень активно, в высоком темпе, заинтересованно. Они стремились к победе своей команды, но при этом были доброжелательны к «соперникам».
Мне удалось выдержать запланированный стиль общения с учащимися: доброжелательность, взаимопонимание, демократичность, взаимосвязь учитель – ученик.
Я осуществляла индивидуальные дифференцированные подходы, формировала задания по уровню сложности, стараясь сделать это незаметно, создавая для группы более слабых ребят ситуацию успеха, личной ценности для команды. Было очень приятно наблюдать, как ребята благодарили слабых учащихся за добытое для команды очко.
Я старалась рационально распределить время по этапам урока, учитывая позиции здоровьесбережения. Урок по расписанию был первым, поэтому в помещении было достаточно свежо и чисто. В начале урока была проведена дыхательная гимнастика.Выполнено упражнение «Кузнечные меха», которое активизировало работу мозга».
Приблизительно на 17 минуте урока была проведена физкультминутка для снятия статонапряжения.
На 27 минуте проведена «Гимнастика для глаз» с использованием «Тренажера Базарного».
Контакт с классом: моя речь на уроке была грамотной, логичной, эмоциональной и образной, тон спокойный, средний темп речи, уважительное общение с учащимся, учёт и оценка знаний соответствовала действительным способностям и знаниям учащихся.
Мне было легко вести урок, ведь дети были хорошо мотивированы, дисциплинированны, активны, заинтересованы в обучающем процессе.
Было 100 процентное участие в работе всего коллектива и каждого учащегося в отдельности.
План урока выполнила, степень достижения цели урока и решение образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной задачурока высокая. Наиболее интересные моменты урока заключались в использовании дидактической игры, ТСО, выполнении творческих заданий.
Домашнее задание не вызвало затруднений у учащихся, так как было разобрано и прокомментировано.
В целом урок считаю удавшимся и эффективным.
Рефлексия показал удовлетворенность учащимися своей работой, желание в дальнейшем участвовать в нестандартных уроках. Считаю необходимым отводить для рефлексии больше временив конце урока.
Литература
1.Багрова Л.А. «Растения», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, ТКО «АСТ» 1997 г.
2.Бузни Евгений «От экватора до полюса», Москва, Терра – книжный клуб, 2003 г.
3.Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И.В. «Загадочные растения», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, Астрель, 2002 г.
4.Головкин Б.Н., Минин А.А. «Чудеса живой природы», Москва, «РОСМЭН», 2006 г.
5.Гумилевская М.В. «Где мороз, а где жара», Москва, Издательство «Просвещение», 2007 г.
6.Колпакова О.В. «Джунгли или путешествие по тропическому лесу», Москва, «Белый город», 2006 г.
7.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География материков и океанов», учебник для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, Москва, «Просвещение», 2004 г.
8.Непомнящий Н.Н. «Загадочные джунгли», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, «Астрель», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)
Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие») ...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...