Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
    план-конспект урока (9 класс) на тему

    Солоненко Татьяна Владимировна

    Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г.Владимира».

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».

    Тип урока – нестандартный урок,

    групповая игра «Знатоки»

    Учитель высшей квалификационной категории:

    Солоненко Татьяна Владимировна

    2012 - 2013 год

    Цель:обобщить и систематизировать знания по морфологии глагола, умения учащихся определять грамматические категории глаголов, работать над орфографической зоркостью детей.

    Задачи урока.

    Образовательные:

    1.уточнить знания по основным вопросам темы «Глагол»;

    2.проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике путем выполнения игровых заданий;

    3.продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием, конструирования устного ответа;

    4.контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи.

    Коррекционно – развивающие:

    1.развивать умение творческого применения знаний для    решения практических задач;

    2.развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ) через выполнение заданий игры;

    3.развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление); 4.развивать речь учащихся;

    5.обогащать словарный запас учащихся путём запоминания фразеологизмов через выполнение заданий творческого характера и домашнюю заготовку составления рассказа на одну из предложенных тем;

    6.рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления, статопозного утомления.)

    Воспитательные:

    1.воспитывать любовь к родному языку, к предмету;

    2.прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;

    3.воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей путем дифференциации заданий по уровню сложности;

    4.воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления;

    5.формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, толерантного отношения к людям.

    Инструментарий:

    1. ТСО;
    2. Презентация по материалу урока;
    3. текст, для развития орфографической зоркости;
    4. карточки с заданиями различного уровня сложности;
    5. раздаточный материал;
    6. запись мелодий;
    7. Тетрадь для зачетов;
    8. Итоговые ведомости

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Индивидуальная работа

    Деятельность учащихся

    I.Организационный момент

    II.Сообщение темы урока.

    Учитель:

    На сегодняшнем уроке все виды работ будут направлены на то, чтобы обобщить и систематизировать ваши знания по теме глагол, а так же проверить умения определять грамматические категории глаголов, применять на практике полученные знания.

    Урок будет проходить в виде интеллектуальной игры «Знатоки».

    Для этого мы заранее разделились на две команды, выбрали капитанов, придумали названия и девизы, подготовили домашнее задание. Представляю вашему вниманию строгое жюри.

    Прежде чем приступить к игре, давайте подготовим свой организм к работе, активируем работу мозга.

    Упражнение «Кузнечные меха»

    III.А сейчас, мы приступаем к интеллектуальной игре «Знатоки».

    Приветствия команд.

    3,4слайды

    Внимание! Начали работу.

    Задание 1. Теоретическая разминка (актуализация знаний)

    1. Что называется глаголом?
    2. Какой грамматический признак мы определяем у глагола первым?
    3. Какие времена глагола ты знаешь?
    4. Какие грамматические признаки у глаголов Настоящего и Будущего времени?
    5. Какие грамматические признаки у глаголов Прошедшего времени?
    6. Какая форма глагола называется Неопределенной?
    7. Как определить спряжение глагола?
    8. Каким членом предложения может быть глагол?

    5слайд – задания для теоретической разминки.

    Задание2. «Найди лишнее слово».  

    1 столбик – 1 команда, 2 столбик -2 команда.

    6 слайд – «Найди лишнее слово»

    Задание 3. Конкурс капитанов«Исправь ошибки».  (задание повышенной сложности. 1 группа).

    Капитан, выполнивший задание, может присоединиться к своей команде.

    Белая биреза

    Белая биреза

    Под маимакном

    Принакрылась снегам,

    Точно серибром.

    На пушыстыхведках

    Снешною каймой

    Разпустилиськизти

    Белай бахромой.

    И стаитбиреза

    В сонной тишыне,

    И горят снишинки

    В залотом огне.

    А заря, линиво

    Абходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серибром.

                        С. Есенин

    7 слайд – текст стихотворения С. Есенина «Береза» данный с ошибками

    Задание 4. А пока капитаны работают, честь команды защищают следующие участники.  «Кто быстрее» Записать 5 глаголов по заданию

    (задание пониженной сложности, 3 группа)

    8 слайд – «Кто быстрее»

    Задание 5. Проспрягайте глаголы. (2 группа)

    9 слайд – Проспрягайте глаголы.

    Физкультминутка.

    В течение урока мы называли различные глаголы-действия, а сейчас я прошу вас показать мне действия, иллюстрирующие мои слова.

    Штанга, плавание, бокс, бег. (Звучит быстрая мелодия).

    Вы знаете, что занятия спортом укрепляют здоровье людей.

    Задание 6. Указать ряд, в котором все глаголы прошедшего времени.

    10 слайд

    Задание 7. Назовите глаголы, которые пишутся раздельно с частицей не.

    11 слайд

    Задание 8. Конкурс знатоков. Распределите глаголы по двум колонкам.

    12 слайд – определение спряжения глагола

    Задание 9. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в неопределенной форме.

    13слайд

    Задание 10. Укажите ряд в котором во всех глаголах в окончании пишется буква и

    14слайд

    А сейчас, поискали глазами следующее задание. (Гимнастика для глаз «Тренажер Базарного»).

    Задание 11. Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка.  

    15 слайд

    Задание 12. Пишется ь или нет?  (команды отвечают по очереди)

    16 слайд

    Задание 13, 14, 15. «Исследователи лабиринта времени» (работа на скорость)

    17, 18, 19слайды

    Задание 16. Назовите глаголы, противоположные по смыслу.

    (1 команда)

    Задание 17.  Назовите глаголы во множественном числе.

    (2 команда)

    20 слайд

    Задание 18. Укажите лицо глагола.  

    21 слайд

    Задание 19. Домашнее задание.  Небольшой рассказ на одну из заданных тем.

    1,2 команда. Напишите небольшой рассказ на одну из тем:

    • «Мой питомец».
    • «Мои друзья»
    • «Наш класс»
    • «Забавный случай»

    22 слайд

    Задание 20. Замените каждую фразу глаголом.  

    22 слайд

    Вы уже назвали достаточно много фразеологизмов. Молодцы! Они сделают вашу речь более яркой, выразительной.

    Дополнительное задание при резерве времени.

    Но, по вашей просьбе, мы начали работу с иностранными словами. Давайте вспомним значение некоторых слов. Будьте активны и внимательны.

     Учащиеся уточняют значение слов, а далее подбирают глаголы, подходящие по смыслу к словам: Банкет, Пари.

    заказывают, оформляют, оплачивают - БАНКЕТ

    заключают, выигрывают, проигрывают - ПАРИ

    IV.Итог урока.

    Выводы жюри, подведение итогов, награждение команд.

    Оценка знаний учащихся.

    V.Д\зПодобрать по 8 глаголов, называющих действия учеников в школе. Первая группа слов (4 глагола) называет положительные действия ребят, а вторая (4 глагола) – отрицательные действия.

    Давайте уточним, какие слова вы будете писать?

    А далее необходимо составить 4 предложения с данными словами.

    .Рефлексия.

    1. На уроке я работал (а)


    2. Своей работой на уроке я


    3. Урок для меня показался
    4. За урок я
    5. Мое настроение
    6. Материал урока мне был


    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно/с интересом

    доволен / не доволен

    коротким / длинным
    не  устал(а) / устал(а)
    стало лучше / стало хуже
    понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    интересно / не интересно

    Команды готовятся приступить к игре.

    Выполняют упражнения

    Команды приветствуют друг друга, объявляют название и девиз.  

    Команды по очереди отвечают на вопросы.

    Объясняют, почему слово лишнее и ставят его в ту же форму, что и остальные глаголы.

     Капитаны выполняют задание (повышенной сложности, 1 группа по В.В.Воронковой)   и присоединяются к своей команде.

    Выполняют задание пониженной сложности(3 группа по В.В.Воронковой.)

    Выполняют задание (2 группа по В.В.Воронковой.)

    Выполняют упражнения по заданию учителя.

    Команды выполняют свои задания, оформляют их и сдают жюри.

    Выполняется гимнастика для глаз.

    Команды отвечают по очереди

    Команды отвечают по очереди

    Каждая команда заранее выбрала для себя тему и подготовила рассказ. От имени команды капитан зачитывает рассказ.

    Команды отвечают по очереди

    Учащиеся уточняют значение слов, а далее подбирают глаголы, подходящие по смыслу к словам: Банкет, Пари.

    Учащиеся приводят примеры подобранных глаголов и составляют предложения.

    Учащиеся устно отвечают на вопросы небольшой анкеты.

           САМОАНАЛИЗ УРОКА «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».

    9 класс

    Цель:обобщить и систематизировать знания по морфологии глагола, умения учащихся определять грамматические категории глаголов, работать над орфографической зоркостью детей.

    Задачи урока.

    Образовательные:

    1.уточнить знания по основным вопросам темы «Глагол»;

    2.проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике путем выполнения игровых заданий;

    3.продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием, конструирования устного ответа;

    4.контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи.

    Коррекционно – развивающие:

    1.развивать умение творческого применения знаний для    решения практических задач;

    2.развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ) через выполнение заданий игры;

    3.развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление); 4.развивать речь учащихся;

    5.обогащать словарный запас учащихся путём запоминания фразеологизмов через выполнение заданий творческого характера и домашнюю заготовку составления рассказа на одну из предложенных тем;

    6.рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления, статопозного утомления.)

    Воспитательные:

    1.воспитывать любовь к родному языку, к предмету;

    2.прививатьинтерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;

    3.воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей путем дифференциации заданий по уровню сложности;

    4.воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления;

    5.формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, толерантного отношения к людям.

    Инструментарий:

    1.ТСО;

    2.Презентация по материалу урока;

    3.Текст, для развития орфографической зоркости;

    4.Карточки с заданиями различного уровня сложности;

    5.Раздаточный материал;

    6.Запись мелодий;

    7.Тетрадь для зачетов;

    8.Итоговые ведомости.

    Урок проводился в 9 «А» классе. Хотя класс неоднороден по возможностям обучения, но достаточно работоспособен и активен, так как, начиная с 5 класса,я поэтапно использовала на уроках элементы зачетной системы, учащиеся пользовались разработанной мной «Тетрадью для зачетов».

    Применение элементов зачетной системы на уроках письма дало положительный эффект в формировании активной жизненной позиции, творческого мышления, самостоятельности, более глубокого усвоения знаний, умений и навыков, в достижении поставленных задач.

    Таким образом, к 9-му классу учащиеся были подготовлены к разнообразным видам учебной деятельности, более того, они с большим энтузиазмом и заинтересованностью включались в любой новый, нестандартный вид урока.

    Данный урок является нестандартным. В системе уроков по теме «Глагол» урок имеет определённое место: итоговое обобщение и закрепление знаний,умений и навыков учащихся.

    Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности,оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания.

       При выборе формы нетрадиционного урока я учитывала особенности своего характера и темперамента. Уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся, старалась руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя для себя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчеств, радости. С удовлетворением могу отметить, что достигла этой цели, так как во время игры команды не только соперничали, но, что особенно ценно, старались в затруднительной ситуации помочь «соперникам» выполнить задание.

       Я выбрала такую форму проведения урока, чтобы насытить урок продуктивной деятельностью, обеспечить самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения учебных задач, которые были представлены в форме групповой игры «Знатоки».

    Уроку предшествовала большая подготовка: в классном уголке за неделю до предстоящего урока было вывешено красочное объявление о подготовке класса к игре «Знатоки», а так же тема игры, и темы для творческого задания, над которым учащиеся должны были поработать заранее.  Учащиеся по желанию разделились на две команды (я незаметно контролировала этот процесс, чтобы в каждой команде присутствовали ученики равные по возможностям обучения). Каждая команда выбрала капитана. Это было просто, так как в классе неоднократно проводились кроки с участием учащихся – консультантов. Ребята хорошо понимали, кто может привести их команду к победе. Каждая команда придумала название и девиз. Капитаны команд начали готовить свои команды, добиваясь того, чтобы даже самые слабые ребята как можно лучше владели материалом. В этом им помогала «Тетрадь для зачетов». Такую игру учащиеся восприняли как праздник. Урок проводился в компьютерном классе, который ребята сами оформляли так,чтобы удобно было играть. В жюри учащиеся пригласили самых компетентных людей: учителей русского языка, завуча по учебной работе, руководителя методического объединения учителей. Ребята понимали, что их знания будут оценены компетентно и объективно. Учителя, присутствовавшие на открытом уроке, выполняли роль зрителей.

       Все это обеспечило большой эмоциональный подъем. Ребята рвались «в бой».

    Таким образом осуществлялся системно-деятельный подход, выражающийся в интеграции учебной и внеурочной деятельности. Учащиеся развивались через собственную деятельность по подготовке и организации игры.

       По длительности времени обучения – классический урок (45 минут)

    Урок был направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

    При этом я старалась сочетать формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

    На практике заранее продуманная мной структура урока оправдала себя.

    Материально – техническое обеспечение урока было достаточным – я использовала компьютер, электронную доску.

    Моя речь на уроке была грамотной, логичной, эмоциональной и образной.

    Я старалась   гибко реагировать на изменения ситуации на уроке - в затруднительных ситуациях подбадривала детей, направляла их действия в нужное русло. При этом старалась контролировать свой основной недостаток – многословие.

    На уроке я эффективно использовала средства наглядности:все задания были представлены на доске в удобной, понятной и интересной для учащихся форме.

    Я особо уделяла внимание повышению речевой культуры учащихся, стараясь, чтобы устные и письменные ответы были полными, грамотно построенными, четко проговаривались трудные и новые слова.

    Для активизациипроизвольной памяти, осмысления заданий я старалась образно, эмоционально, жизненно, логично и интересно подать задания учащимся, обращала внимание на практические знания учащихся, выделяла главные мысли словесно и наглядно.

     Для повышения сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения внимания учащихся на уроке я давала установки быть внимательными и подчёркивала значимость данного материала.

    А так же я чётко организовала деятельность учащихся на уроке, дети были активны в течение всего урока. На уроке мне удалось гармонично сочетать словесный, наглядный, практический и частично - поисковый методы преподавания. Для данной темы «Обобщающий урок-игра», я считаю, выбранные мною методы оказались достаточно эффективны.

    Для развития обобщённости, логичности, гибкости мышления я подбирала, соответствующие задания, которыедавали возможность учащимся применять на практике приёмы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, учащиеся старались выделить общее в отдельных фактах, выделяли главное, рассуждали вслух.

    (Задания: «Найди лишнее», «Укажи ряд, в котором все глаголы прошедшего времени», «Распредели глаголы по двум колонкам», «Лабиринт времени» и т. Д.)

    Для обеспечения самостоятельности мышления, я давала возможность искать решение проблемных вопросов. («Конкурс капитанов», «Выбери предложения, в которых допущены ошибки», «Нужно ли вставлять ь?» и т.д.)

    На уроке учащиеся работали очень активно, в высоком темпе, заинтересованно. Они стремились к победе своей команды, но при этом были доброжелательны к «соперникам».

    Мне удалось выдержать запланированный стиль общения с учащимися: доброжелательность, взаимопонимание, демократичность, взаимосвязь учитель – ученик.

    Я осуществляла индивидуальные дифференцированные подходы, формировала задания по уровню сложности, стараясь сделать это незаметно, создавая для группы более слабых ребят ситуацию успеха, личной ценности для команды. Было очень приятно наблюдать, как ребята благодарили слабых учащихся за добытое для команды очко.

       Я старалась рационально распределить время по этапам урока, учитывая позиции здоровьесбережения.  Урок по расписанию был первым, поэтому в помещении было достаточно свежо и чисто. В начале урока была проведена дыхательная гимнастика.Выполнено упражнение «Кузнечные меха», которое активизировало работу мозга».

    Приблизительно на 17 минуте урока была проведена физкультминутка для снятия статонапряжения.

    На 27 минуте проведена «Гимнастика для глаз» с использованием «Тренажера Базарного».

    Контакт с классом: моя речь на уроке была грамотной, логичной, эмоциональной и образной, тон спокойный, средний темп речи, уважительное общение с учащимся, учёт и оценка знаний соответствовала действительным способностям и знаниям учащихся.

    Мне было легко вести урок, ведь дети были хорошо мотивированы, дисциплинированны, активны, заинтересованы в обучающем процессе.

    Было 100 процентное участие в работе всего коллектива и каждого учащегося в отдельности.

       План урока выполнила, степень достижения цели урока и решение образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной задачурока высокая. Наиболее интересные моменты урока заключались в использовании дидактической игры, ТСО, выполнении творческих заданий.

       Домашнее задание не вызвало затруднений у учащихся, так как было разобрано и прокомментировано.

       В целом урок считаю удавшимся и эффективным.

    Рефлексия показал удовлетворенность учащимися своей работой, желание в дальнейшем участвовать в нестандартных уроках. Считаю  необходимым отводить для рефлексии больше временив конце урока.

    Литература

    1.Багрова Л.А. «Растения», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, ТКО «АСТ» 1997 г.

    2.Бузни Евгений «От экватора до полюса», Москва, Терра – книжный клуб, 2003 г.

    3.Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И.В. «Загадочные растения», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, Астрель, 2002 г.

    4.Головкин Б.Н., Минин А.А. «Чудеса живой природы», Москва, «РОСМЭН», 2006 г.

    5.Гумилевская М.В. «Где мороз, а где жара», Москва, Издательство «Просвещение», 2007 г.

    6.Колпакова О.В. «Джунгли или путешествие по тропическому лесу», Москва, «Белый город», 2006 г.

    7.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География материков и океанов», учебник для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, Москва, «Просвещение», 2004 г.

    8.Непомнящий Н.Н. «Загадочные джунгли», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, «Астрель», 2001 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

    Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

    Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

    План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

    Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

    конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

     Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...