Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Медынцева Мария Валерьевна

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_del.igra_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока русского языка

для 7 класса.

Тема: Деловая игра «В редакции газеты»

(Обобщение изученного материала по теме                                      «Наречие»)                                                                                                  

                                                                    Учитель русского языка и литературы

                                                  Медынцева Мария Валерьевна

Тема: Деловая игра «В редакции газеты»

(Обобщение изученного материала по теме                                      «Наречие»)                                                                                                


Цели:

 - обобщение знаний, умений и навыков, полученных

при изучении темы «Наречие»;

- систематизация практических умений и навыков учащихся по осознанному   применению полученных знаний;

 - знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;

- определение роли наречий в речи;

- развитие памяти, внимания, культуры речи;

-воспитание коммуникативной культуры учащихся, развитие познавательной активности, повышение мотивации к обучению.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Вид урока: деловая игра (нетрадиционная форма).

Оборудование: мультимедийная презентация, доска, дидактический материал, музыкальное оформление.

Эпиграфом к уроку являются слова поэта В.А Луговского.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

                                                                                                          В.А Луговской.

  1. Работа по теме урока.

Мы с вами знаем, что эпиграф - краткая цитата, характеризующая основную идею. Как всякий эпиграф он обобщает мысль урока, итак, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

- Как вы понимаете слова поэта?

- Что значит беречь язык? (правильно произносить слова, не засорять речь, изучать язык, так как любое знание является богатством, помогает беречь язык).

- Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали об этой части речи. Сегодня на уроке обобщим эти знания, но сделаем это в необычной форме. Нам предстоит стать сотрудниками редакции и провести этот урок в форме деловой игры.

- Представьте, что наш класс – редакция газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы, секретари-машинистки. Роли работников редакции будете выполнять вы. Давайте забудем на время о том, что вы учащиеся школы. Сейчас вы – начинающие журналисты.

- Итак, отправляемся в редакцию газеты, но сначала надо придумать название газеты, но одно условие название должно быть наречием.

(Вовремя, Сегодня, По- новому, По - степновски, Вперёд).

2.Проверка д\з

     Словарно – орфографическая работа.

К сегодняшнему уроку я просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать в словарики значение слов: корректор, редактор, журналист, репортаж, корреспондент, интервью.

Журналист - литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах и газетах.

Репортаж - сообщение о событиях, информация в печати, по телевизору.

Корректор – работник издательства, занимающийся  чтением текста, правкой.

Интервью – предназначенная для печати или передачи по радио, телевидению беседа с каким- нибудь лицом.

Типография – предприятие, где производится набор и печатание изданий.

Редактор – лицо, которое редактирует (проверяет, исправляет что- нибудь).

Корреспондент – автор корреспонденций в газете, журнале.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические приемы изложения.

- Запишите эти слова, они будут опорными в нашей работе.

                                       3.Редакторский отдел.

- Мы отправляемся в редакторский отдел. Редакторы – самые главные и ответственные люди в редакции.

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (наречия) пропущены. Догадайтесь, какие это наречия.

Ещё … казалось, что снег навечно заморозили. Но … пригрело солнышко и на улице стало по- весеннему  празднично. Воздух свеж, как будто отворились … небесные окна. Воробьи, щебеча … без устали рассказывают о радостных переменах. Людям, вдоволь насидевшимся дома, хочется выскочить в пальто … и бежать по улицам, … открывая для себя чудесные звуки природы.

Слова для справок: настежь, недавно, чуть-чуть, нараспашку, вразнобой, заново.

- Каким членом предложения является наречие?

- Изменился ли текст?

- За счёт чего?

- Какова роль наречий в тексте? (Ярким, образным, более конкретным, признак указывается точно.)

- Наверное, вы не раз слышали, что журналистов обвиняют в преувеличении событий, поступков. Они, говорят, способны из мухи слона сделать. Второе задание сможет выполнить тот, кто хорошо разбирается в степенях сравнения наречий.

-Образуйте степени сравнения наречий.

Тяжело –

Просто-

                                    4. « Интервью со звездой»

В редакторском отделе лежит черновой вариант интервью со звездой. Ваша задача отредактировать текст и подготовить его к публикации, т.е. наречия, заключённые в скобки, употребить в правильной степени сравнения.

- Какие книги вы обычно читаете?

- Я люблю (большие) детективы, а (рано) я с удовольствием читал фантастику.

-А у вас много друзей?

- Да. Я считаю, что (легче) друга потерять, чем найти.

- Вы (часто) стали посещать театры, выставки?

- К сожалению, у меня в этом году стало (много)соревнований, а свободного времени (мало). Но все, же я посещаю театры, выставки, галереи.

                                  5. Машинописное бюро.

-А теперь мы отправляемся в машинописное бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь словосочетание одним наречием. Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится. Я буду читать словосочетания, а вы записывайте соответствующие наречия.

- из-под насупленных бровей ( исподлобья ).

- из далеких мест (издалека).

- с давних пор (издавна)

- очень дорого, втрое дороже (втридорога).

- на равные части ( пополам).

- два дня тому назад (позавчера).

- на голодный желудок (натощак)

- перегоняя друг друга (наперегонки)

- перебивая друг друга (наперебой)

- вы заметили, что эти наречия имеют что-то общее? (Все они пишутся слитно).

- Составьте предложение с любым наречием.

                           6. Отдел объявлений и рекламы.

         В нашу газету поступают различные объявления.

Объявления – сообщение, знакомство, продажа. Они бывают серьёзные, бывают шуточные. Настало время творческой работы. Вы должны составить объявление, но в нём должно быть как можно больше наречий. Приведу пример: в нашей газете в разделе «Продажа» было помещено следующее объявление.

Снова в втридорога продам дачу на отшибе. По совести скажу, издали вид изумительный: налево течёт ручей, направо дом стоит ничей, вдали наперегонки бегают зверьки, спросонок поутру петух по- сибирски поёт «Кукареку».

- Посчитайте сколько наречий в этом объявлении.

- Вы составляете рекламное объявление для магазина одежды с использованием опорных слов.

По- модному

Немного

По дешевке

В рассрочку

В обтяжку

Нараспашку

Приятно

                          7. Поработаем корректорами.

Корректоры – люди, занимающиеся чтением текста, его правкой. Перед вами отрывок из фельетона начинающего журналиста, многие из вас заметили, что в нём допущены ошибки. Выпишите наречия, но не с ошибками, а правильно.

«Сережа прыгнул вверх не высоко. Друзья немедленно переглянулись. Серёжа давным давно не тренировался и теперь не мог заново повторить трюк. Мальчик ещё раз подпрыгнул, хотел достать шарик, но снова промахнулся. Попрежнему друзья недоумевали. Им было не втерпёжь подбодрить друга, но оказалось, что это будет не разумно».

                                    8. Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество. Сейчас от нашей газеты мы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами?

- Что такое орфоэпия?

- Произнести правильно слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

- Далеко или далёко?

-Задолго или задолго?

-Глубоко или глубоко?

- Красивее или красивее?

- Мастерски или мастерски?

-Назло или назло?

Спецзадание будет выполнять … (карточка).

- Распределите слова в две группы.

    Шн                                             Чн

Точно, скучно, заочно, прочно, нарочно, беззвучно, конечно, мрачно.

                                 9. Творческая работа.

- В редакцию газеты «Вперёд» юный корреспондент прислал репортаж о выставке картин в «Третьяковской галерее. Одна картина ему очень понравилась, и он описал её. Эта картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова « Алёнушка ».

Он же автор картин «Богатыри»,«Иван- царевич на сером волке».

Картина  «Алёнушка» была написана в 1881 году.

Наша задача закончить работу, начатую юным корреспондентом и вставить наречия в текст.

- Кто изображён на картине?

- Какое у неё настроение?

- Обратите внимание  на пейзаж.

Пейзаж связан с содержанием картины, гармонирует с настроением Аленушки. Природа сочувствует горю Алёнушки. Осенняя унылая пора лучше всего подходит к настроению девочки.

Алёнушка сидит на берегу  и … смотрит в воду. Её  тёмные мечтательные глаза … падают на плечи.

        Взгляд Алёнушки прикован к лесному озеру, по которому … плавают осенние листья. За спиной Алёнушки …. Стоит лес. Ели … тянутся вверх. Тучи солнца … освещают верхушки деревьев. Природа охраняет Алёнушку, разделяя с ней горе.

- Молодцы, употребив  наречия, вы сделали текст красивым, образным, выразительным.

                                               10. Итог урока.

– Спасибо всем, кто побывал у нас в редакции. Мы с вами неплохо поработали. Я хочу сказать, что у многих ребят есть склонности к журналистской деятельности!

- В заключении я хочу прочитать стихотворение Вадима Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче.

Но беднее стала речь

Дачи, джинсы, слайды, платья…

Ценам, цифрам-нет конца

Отвлечённые понятия

Улетучиваются.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь-людское чудо

Не скудела в наши дни.

Давайте откликнемся на призыв поэта, который обеспокоен угасанием устной словесности, Выпустим родные, меткие слова из толстых словарей, так как я   надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие,  и сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.

                                                      11. Д/З

Взять интервью у родителей, учителей и подготовить к публикации в рубрике «кто есть кто», «человек недели».

План интервью.

  1. Определить объект интервьюирования (т.е  у кого вы будете брать интервью).
  2. Чем интересен этот человек для будущего читателя.
  3. Вопросы, задаваемые во время интервью

- Область ваших занятий?

- Ваши увлечения?

- Как помогают ваши увлечения  в основной работе.

    4.  Ваши жизненные принципы?

    5.  Как семья повлияла  (влияет) на формирование вашей личности.

    6.  Что вы пожелаете нашим читателям в преддверии нового года!

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра "В редакции газеты"

Урок - деловая игра «В редакции газеты»Тема: Обобщение материала по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»Тип урока: урок повторения и закрепления.Вид: деловая игра.Технологи...

Повторение и обобщение изученного материала по теме Наречие

Цели урока:систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наречие»;развивать у учащихся логическое мышление;воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка....

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

   На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...

конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизирова...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "В гостях у наречия "(Повторение изученного)

Проблемные вопросы , различные виды самопроверки, занимательный  языковой материал- всё это делает урок интересным  мотивирует ребят к изучению темы ....

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5Конспект составлен для детей с ОВЗ, занимающихся по учебнику Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: у...