Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Галич Любовь Алексеевна

         На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствуются умения обобщать, сравнивать и делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, даётся  и кое-что новое, интересное о бессоюзных сложных предложениях. Новое  связано со стилистической функцией  бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

        Для этого используется материал  из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это вызывает интерес у учащихся, так как произведение им уже известно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_-obobshchenie_po_bsp.docx23.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Обобщение изученного  о бессоюзных сложных предложениях.

    Цель урока:

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
    • обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
    • совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
    1. РАЗВИВАЮЩАЯ:
    • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
    • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
    • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
    • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
    1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
    • прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов

    Организационный момент.

    1. Вступительное слово учителя о целях и задачах  урока.

    - Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаём и кое-что новое, интересное о бессоюзных сложных предложениях. И это новое  будет связано с их стилистической функцией в художественном тексте.

      Так как на уроке литературы мы познакомились с творчеством А.С.Пушкина, используем возможность ещё раз обратиться  к самому глубокому и многогранному его произведению – роману  «Евгений Онегин». Для наблюдения за употреблением бессоюзных конструкций и их стилистической ролью возьмём пятую  главу  романа. Почему именно пятую, постараемся ответить в конце урока.

    1. Повторение теории и проверка домашнего задания.

     – Прочитаем формулировку темы урока, найдём в ней ключевые слова и определим содержание терминов (бессоюзное предложение, сложное предложение, отличие бессоюзного  сложного предложения от союзного, пунктуация).

     – А так ли важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их ставить? Ведь есть же примеры, когда без знаков препинания обходятся великие, всемирно известные писатели, такие, как  французский  писатель 20 века Марсель Пруст, который был ярким представителем «потока сознания», или Уильям Фолькнер, написавший свой роман «Шум и ярость» без единой запятой.

    (Следуют  самые противоречивые ответы учащихся. Затем делается вывод, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствии или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию).

     - В классическом примере  Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины:

    Кисель там варят из резины

    Галоши делают из глины

    Кувшины лепят пирожки…

    Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

         Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее, глубже выразить мысль, создать художественный образ. Ведь мы с вами не раз обращали внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтическом тексте.

     - Так как мы с вами пришли к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и так как  никому не хочется варить кисель из резины или делать из глины галоши, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в бессоюзных сложных предложениях.

    ( Два учащихся у доски составляют обобщающую таблицу).

     - Если мы говорим о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении, то как должна называться таблица?

    Пока учащиеся составляют таблицу у доски, остальные зачитывают подобранные дома примеры бессоюзных сложных предложений из романа «Евгений Онегин»  и  объясняют знаки препинания в них. Затем коллективно анализируем таблицу, составленную ребятами у доски.

    Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

    1.Запятая, точка с запятой         перечисление

    2. Двоеточие                1) причина; 2) пояснение; 3) дополнение     смысла.

    3. Тире                                        1) противопоставление; 2)время, условие; 3)вывод, следствие; 4)быстрая смена событий.

     -  Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием из подобранных дома примеров.

    1. Стилистическая роль бессоюзных сложных предложений.

     - Так как предложения используются либо в процессе общения ( устного или письменного), либо в литературных произведениях поговорим об их стилистической роли  и наиболее предпочтительной сфере употребления.

     - В начале урока мы говорили о том, что смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях, в отличие от союзных, выражаются менее определённо и чётко. В связи с этим следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они характерны для разговорного стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения.

    Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому к ним часто обращаются писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

    Понаблюдаем, как ведут себя  бессоюзные сложные предложения в пушкинском тексте, но сначала послушаем чудесные онегинские строки и насладимся их звучанием.

    1. Работа с художественным текстом.

    Чтение учителем 5 главы романа (4-20 строфа). После прослушивания открываем тексты произведения, перелистываем странички 5 главы и обращаем внимание на знаки препинания.

     - Какие знаки здесь встретились? ( Учащиеся называют знаки, учитель записывает на доске. Почти все знаки препинания  встречаются).

     - Какие из них  будут интересовать нас в связи с темой урока и почему? ( точка с запятой, двоеточие, тире; именно они употребляются в бессоюзных сложных предложениях).

     - Только ли в бессоюзных сложных предложениях используется двоеточие и тире?

     - В каких ещё синтаксических конструкциях используются эти знаки? ( прямая речь, обобщающие слова при однородных членах, неполные предложения).

     - Найдём в тексте 5 главы  подобные конструкции.

     - Так. Мы отделили те синтаксические конструкции, с которыми не должны путать бессоюзные сложные предложения, несмотря на то, что в них употребляются  те же знаки препинания. Теперь сделаем пунктуационный анализ предложений.

    Прочитайте, соблюдая правильную интонацию,  и объясните расстановку знаков препинания в строфе 4 (двоеточие – пояснение, а именно),  в строфе 7 ( двоеточие – причина,  потому что). В строфе 8  (двоеточие – дополнение смысла; видит, что).

    Обратим внимание на пунктуационное оформление предложения в 9 строфе: точка с запятой может разделять и придаточные предложения в составе сложноподчинённого, если они соединены однородным подчинением, подчинительный союз употребляется один раз, а каждая из частей предложения осложнена различными синтаксическими конструкциями.

    В строфе 13 точка с запятой – перечисление .

    Запишем под диктовку  предложение из 18 строфы, поясним пунктуацию (тире – быстрая смена событий), составим его схему. Обратим внимание на приём синтаксического параллелизма (говорим о сути этого приёма и цели его использования).

    1. Итоги, выводы, обобщения

    - Чтобы подвести итоги наблюдений за ролью бессоюзных сложных предложений в пушкинском тексте, необходимо немного подкорректировать бессоюзные сложные предложения, заменив их синонимическими союзными       ( строфы 4,7, 8, 13).

     - Изменилось ли что-нибудь? (да, ритм; предложения стали более длинными, логически завершёнными).

    - Почему же Пушкин предпочёл  менее логичные бессоюзные предложения в этой  главе?( Текст имеет ярко выраженную просторечную окраску. Ведь о снах и гаданиях люди повествуют разговорным языком, а для текстов разговорного стиля использование более выразительных  бессоюзных сложных предложений является характерной чертой).

     - Почему же  в качестве иллюстративного материала для беседы о бессоюзных сложных предложениях была выбрана именно эта глава? (Здесь встречаются предложения со всеми знаками препинания, практически со всеми оттенками значения, потому что в данной главе стиль изложения близок к разговорному.)

    1. Задание на дом.

    Придумать небольшой текст  на одну из тем «Моя семья», «Русская зима», « И рады мы проказам матушки-зимы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

    Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

    Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

    Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение"

    Конспект вводного урока по разделу "Бессоюзное сложное предложение", на котором обучающиеся знакомятся с понятием БСП....

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

    Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...