Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение"
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Конспект вводного урока по разделу "Бессоюзное сложное предложение", на котором обучающиеся знакомятся с понятием БСП.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bsp.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Шелокшанская ОШ

    КСТОВСКОГО РАЙОНА

    НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

    Урок русского языка в 9 классе

    Автор: Ершова Ольга Николаевна

    учитель русского языка и литературы

     2016 г.

    Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Место урока в теме: третий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения».

    Форма: урок  русского языка в 9 классе с использованием ИКТ-технологии.

    Цели:

    Образовательные:

    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
    • формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
    • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
    • продолжить работу по подготовке к ГИА.

    Развивающие:

    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
    • развивать умения создавать схемы БСП;
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
    • развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений  доказывать свою точку зрения.

    Воспитательные:

    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
    • воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;
    •  воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование и наглядные пособия.

    • Компьютер.  Интерактивная доска.
    • Презентация по теме урока. Мультимедийное приложение к учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской.
    • Приложение.  (Самостоятельная работа. Раздаточный материал).
    • Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2009г.

    План урока.

    I. Организационный момент.

          II. Постановка темы и целей урока. Ознакомление обучающихся с планом урока. Обсуждение эпиграфа к уроку.

    III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.

    IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Составление опорного конспекта.

    V. Закрепление новой темы.  Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

     VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.  

     VII. Итоги урока. Рефлексия.

    VIII. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

    II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Ознакомление обучающихся с планом урока.

    Слайд 1 – тема урока  (Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения).

    Слайд 2 –  цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

    Знать:
    -правила постановки двоеточия в БСП,
    -сферу употребления БСП.  

    Уметь:
    -выяснять смысловые отношения в БСП,
    -расставлять знаки препинания в БСП, составлять схемы.

    Слайд 3 – план урока

    • Повторение теоретического материала;
    • Проверка домашнего задания;
    • Объяснение новой темы (работа с учебником, составление опорного конспекта);
    • Закрепление темы: синтаксический и пунктуационный анализ БСП,
    • Самостоятельная работа (подготовка к ГИА);
    • Домашнее задание.
    • Итоги урока.

    Слайд 4 – эпиграф к уроку

    Есть имена, как солнце! Имена —

    Как музыка! Как яблоня в расцвете!

    Я говорю о Пушкине: поэте,

    Действительном в любые времена!

                                          (И.Северянин)

          Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти строки Игоря Северянина я выбрала в качестве эпиграфа?

    Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.

     Обратить внимание на портрет А.С.Пушкина. Автор -  В.А. Тропинин. 1827 г.

    Вопросы обучающимся:

    • Какое средство выразительности использует Игорь Северянин, когда говорит об А.С.Пушкине? (Сравнительные обороты).
    • Какова роль данных сравнительных оборотов?

    — Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…

    III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.

    Слайд 5 – повторение теоретического материала.

    Ответить на вопросы:

    1. Какие существуют типы сложных предложений?
    2. Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений?
    3. Какие знаки препинания употребляются в БСП?
    4. От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
    5. Чем характеризуются БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? (интонация, знаки препинания).
    6. Когда в таком предложении ставится запятая?
    7. Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

    Слайд 6 – проверка домашнего задания

       Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 264 или из самостоятельно выписанных из произведений художественной литературы предложений)

       БСП, в которых ставится

    • запятая;
    • точка с запятой.

    IV. Изучение нового материала.

    Слайд 7. Подготовка к восприятию новой темы.

       А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

    (обратить внимание обучающихся на портрет А.С.Пушкина. Автор -  О.А. Кипренский 1827 г.)

     Вопрос классу:

    - Для чего, по мнению А.С.Пушкина, существуют знаки препинания?  

     Знакомство с новым материалом.

         Самостоятельная работа с учебником (параграф 32):

    - прочитать лингвистический текст;

    - составить план параграфа 32;

    - ответить на вопросы: (Слайд 8)

    • Какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
    • Какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП?
    • Каков основной знак препинания в таких БСП?
    • С чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения?

    - составление опорного конспекта

    Слайд 9 - А) Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникают вопросы почему?, по какой причине? вы без труда поставите двоеточие в нужное место.

         Печален я (почему?, по какой причине?): со мною друга нет.

       Если превратить это предложение в предложение с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая.

         Печален я (по какой причине?), потому что со мною друга нет.

    Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

    А) [   ] :  [причина ]  ( потому что, так как, ибо).

    Слайд 10 – Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно?, а какая именно? И другие, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

    Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

    Собака была славная: (а какая именно?) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

    Также между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно?, а каким образом?

    Б) [   ] : [ пояснение ]  (а какой именно?, а какая именно? а как именно?)  (поясняет содержание первой части).

    Слайд 11 -  В) Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.

    Я понимал: выручить нас может только случайность.

    Я понимал, (что?) что выручить нас может только случайность.

    В) [   ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).

    Опорный   конспект

    Знаки препинания в  БСП

    Двоеточие ставится:

    А) [   ] :  [причина ]  ( потому что, так как, ибо).

    Б) [   ] : [ пояснение ]  (а какой именно?, а какая именно? а как именно?)  (поясняет содержание первой части).

    В) [   ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).

     V. Закрепление новой темы.  Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

    Слайд 12 – Вспомнить вместе с обучающимися алгоритм анализа бессоюзного сложного предложения.

    • Найти грамматические основы предложения;
    • Определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП;
    • Поставить необходимый знак препинания;
    • Построить схему БСП.

             Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства.      Давайте сейчас вспомним некоторые произведения А.С.Пушкина, запишем и проанализируем предложения из этих произведений.

    Слайд 13. Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

       Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. ( «Евгений Онегин», Татьяна Ларина и няня).

    Не спится няня здесь так душно!  (А.С.Пушкин)

    Слайд 14  - проверка работы.

                          О.

    Не спится, няня: здесь так душно!  Не спится, няня (почему?): здесь так душно! (причина)

                                           

                      :        

           

    Слайд 15.

     Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

       Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Евгений Онегин» Татьяна Ларина и Евгений Онегин).

    Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

    Слайд 16 – проверка работы.

    Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

    Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение)    

         

                                 

                           :  

                           

            

    Слайд 17.

     Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

       Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Капитанская дочка» Петр Гринев и Мария Миронова).

    Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.

    Слайд 18 – проверка работы.

    Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников

    Страшная мысль мелькнула в уме моем: (какая именно?) я вообразил её в руках разбойников. (пояснение)

            :

    VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.  

    Слайд 19.

    Самостоятельная работа.
    Подготовка к ГИА (В4, В6, В8)
    Соединить стрелками соответствие.  (Таблицы распечатаны для каждого ученика).

    1) Предложение с обращением

    А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.

    2) Простое предложение

    Б) Простите мне: я так люблю

           Татьяну милую мою.

    3) БСП со значением перечисления

    В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

    4) Сложноподчиненное предложение

    Г) Катятся ядра, свищут пули;

    Нависли хладные штыки

    5) БСП со значением причины

    Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

    6) Сложносочиненное предложение

    Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

    Слайд 20. Проверка самостоятельной работы.

    1) Предложение с обращением

    А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.

    2) Простое предложение

    Б) Простите мне: я так люблю

           Татьяну милую мою.

    3) БСП со значением перечисления

    В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

    4) Сложноподчиненное предложение

    Г) Катятся ядра, свищут пули;

    Нависли хладные штыки

    5) БСП со значением причины

    Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

    6) Сложносочиненное предложение

    Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

    1. – А
    2. – В
    3. – Г
    4. – Д
    5. – Б
    6. – Е

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    Подведение итогов урока. Обучающиеся должны вставить в предложение пропущенные слова.

    Слайд 21 - в БСП со значением ….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

    Слайд 22 – проверка.

    В БСП со значением причины, ставится двоеточие, опорные слова потому что, так как, ибо.

    Слайд 23 - в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

    Слайд 24 – проверка.

    В БСП со значением пояснения, ставится двоеточие, опорное слово а именно.

    Слайд 25 -  в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

    Слайд 26 – проверка.

    В БСП со значением дополнения, ставится двоеточие, опорное слово что.

    Слайд 27 Рефлексия. Ответить на вопросы.

    • Интересно ли вам было на уроке?
    • Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
    • Что вами усвоено хорошо?
    • Какие вопросы вызвали затруднения?
    • Над чем надо еще поработать?

    VIII. Домашнее задание дифференцированное.

    Слайд 28

    § 32, опорный конспект.

    1 задание - упражнение №271

     или

    2 задание -  выписать из произведений художественной литературы 8 предложений с двоеточием в БСП.*

    Слайд 29 - Спасибо за работу. До свидания.

    Слайд 30

    Информационное обеспечение:

    Иллюстрации:

    Слайд 4 -  http://portrait-photo.ru/vid-rabot/portret/interesnie-portreti-pushkina.html 

    В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г.

    Слайд 7 - http://900igr.net/kartinki/izo/Portrety-Kiprenskogo/010-Portret-Aleksandra-Sergeevicha-Pushkina-samaja-izvestnaja-rabota.html - О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.

    Слайд 13 - http://www.proshkolu.ru/club/literature9/blog/56291-  «Евгений Онегин»  Татьяна Ларина и няня.

    Слайд 15 - http://polievkt.dpni-tula.org/ Татьяна Ларина  и Евгений Онегин

    Слайд 17 - http://portrait-photo.ru/vid-rabot/portret/portret-pugachva-iz-kapitanskay-dochki.html - «Капитанская дочка» Петр Гринев и Мария Миронова.

    Использованная литература:

    Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010г.

    Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

    Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

    Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"

    Цели: ·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...