Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Конспект комбинированного урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvoetochie_9_klass.docx32.05 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Конспект урока русского языка в 9 классе

    Учитель- Позниченко Валентина Сергеевна, СОШ«Средняя общеобразовательная школа №6 с. Солдато- Александровское» Ставропольского края

    КЛАСС: 9

    ТЕМА: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    УЧЕБНИК: : Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и другие. - М.: Просвещение, 2010 г

    ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал, наглядный материал

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;
    2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
    3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

     

    (Таблица «Гласные в суффиксах причастий»).

    ПЛАН УРОКА:

    Этап урока

    Содержание (цель) этапа

    Время (мин)

    1

    Организационный момент

    Нацелить учащихся на урок

    1 мин

    2

    Орфографическая разминка

    Отработать орфографические умения

    3 мин

    3

    Объяснительный диктант

    Повторить случаи употребления двоеточия в предложениях с обобщающим словом и прямой речью

    8 мин

    4

    Знакомство с новым материалом (фронтальная беседа)

    Сформировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с двоеточием

    5 мин

    5

    Практическая работа

    Отработать умения: производить синонимическую замену союзных предложений бессоюзными с двоеточием

    8 мин

    6

    Объяснительный диктант

    Отработать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с двоеточием; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида

    8 мин

    7

    Развитие речевых умений

    Отработать умение составлять БСП с двоеточием по заданному началу

    3 мин

    8

    Тест

    Самоконтроль

    4 мин

    9

    Подведение итогов урока

    Проверить результаты работы учащихся на уроке

    2 мин

    10

    Сообщение домашнего задания

    Разъяснить содержание домашнего задания

    2 мин

     

                                                         ХОД УРОКА

    1. Организация внимания учащихся
    2. Актуализация изученного

    1. Орфографическая разминка (устная)

    Объясните правописание выделенных гласных в словах, вставьте пропущенные буквы.

     Засеял - засеяв - засеянный. Заклеил - заклеив - заклеенный. Утрат…вший, постро…л, взлеле..ный.( Смотри в тетрадь- памятку) .

          2. Объяснительный диктант

    Работая над исторической картиной «Боярыня Морозова», Суриков прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, как на свидетелей прошлого».

        Родился художник в Сибири, и в создании картины очень помогли ему воспоминания детства. В то время в Сибири еще сохранились черты русского быта шестнадцатого и семнадцатого веков: старинные обычаи, песни одежда.

      (по тексту №35 из сборника для проведения письменного экзамена]

         III.  Изучение нового материала

    1..Фронтальная беседа

    2.Чтение теоретического материала на стр. 98, анализ примеров.

    3. Составление памятки

    Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть поясняет (объясняет) содержание первой. При этом возможна замена:

    Двоеточие в БСП

    1. потому что, так как (причина)
    2. а именно (пояснение)
    3. что, как (= что) (изъяснение)
    4. и увидел (услышал, почувствовал), что

    1. Печален я: со мною друга нет.
    2. Наступила весна: закапало с крыш, появились проталины.
    3. Я знаю: вы мне напишете.
    4. Егор оглянулся: скачет кто-то вдали.

    1. Взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения называются синтаксическими синонимами.
    2. Назовите синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений с двоеточием, (сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и причины)

    4.Практическая работа

        Упр. 221,222 (устно, по заданию).

        5. Объяснительный диктант

           Запись предложений с объяснением постановки двоеточия. В ходе выполнения работы учащиеся устно производят синонимическую замену предложений с двоеточием сложноподчиненными. Объяснение в краткой форме записывается после каждого предложения.

    1. Вернувшись в Петербург, Салтыков-Щедрин всю свою огромную энергию отдает литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Н.А. Некрасова в журнале «Отечественные записки», (а именно:...) (Энциклопедия для детей)
    2. Державин твердо стоял на том, что служить надо не личности царя, а благим законам: для их соблюдения и нужна сама царская власть. потому что) (Энциклопедия для детей)
    3. Никогда не забывайте: театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (...,что) (К.Станиславский)
    4. Я поднял голову: ни насмешки, ни гнева в ее лице, а была лишь ее свежая, веселая улыбка, (иувидел, что...) (Ф. Достоевский)

     6. Развитие речевых умений

    Образуйте бессоюзное сложное предложение с указанным значением (устно). Какой знак препинания необходимо поставить в данном случае?

    Я сильно волновался ... (значение причины).

     Товарищ мой прислушался ... (значение изъяснения).

    7.Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

      1 вариант

    I. Укажите БСП:

     1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

    2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

    3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

    4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

    5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.

    6. Просился на Кавказ - отказали.

     

     II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

     Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

     1) 1, 2, 3. 4- запятые       2)   3, 4- запятые; 2- двоеточие

    3) 2, 4- запятые               4) 2- двоеточие; 4- запятая.

     

    III. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:

     1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

    2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

    3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

    4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

     

     IV. Какое утверждение верно:

     1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

    2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.

    3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

    4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

     

     II вариант

     I. Укажите БСП: 1. Не хочешь ехать - оставайся.

    2. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

    3. Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

    4. Однако, к удивлению моему, ничего интересного не произошло.

    5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

    6. Не отвечать на приветствие - верх невоспитанности.

    7. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

     

     II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

     Начавшиеся в конце октября(1) дожди уже месяц кропили землю (2) и (3) казалось (4) напитали влагой всё на свете (5) и улицы (6) и дома (7) и зябко съёжившихся (8) куда-то бегущих людей.

     1) 1, 2, 3. 4, 5,6, 7, 8 - запятые            2)   3, 4, 8- запятые; 5- двоеточие

    3) 2, 3, 7, 8- запятые; 5- двоеточие     4) 3, 4, 6, 7- запятые; 5 -двоеточие     

                                                                                                                                                                            

     III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

     1) Вдруг он услышал, кто-то зовет его по имени.

    2) По мере приближения к острову стало ясно, не так уж он и мал.

    3) И звуки здесь самые обычные: лёгкий щебет, далёкий звериный рык, какой-то шорох.

    4) Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

     

     IV. Какое утверждение верно:

     1) Смысловые отношения между частями в БСП в устной речи выражаются интонацией. 2) В БСП смысловые отношения выражаются более четко, чем в союзном.

    3) Знаки препинания в БСП зависят от смысловых отношений между частями.

    4) В БСП ставится двоеточие, если вторая часть дополняет смысл первой.

     

    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

    В каких случаях в бессоюзном сложном предложении ставите двоеточие?

    Оценка деятельности учащихся

    V.  Домашнее задание

    Выполните письменно упр. 223 (224) (дифференцированно, зависит от уровня обученности учащихся); повторите теоретический материал параграфа 16; РМ текст № 33 Приложение.

    Источник: http://ku4mina.ucoz.ru/load/russkij_jazyk/dvoetochie_v_bessojuznom_slozhnom_predlozhenii/4-1-0-117


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

    Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

    Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

    Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

    Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

    Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

    На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...