урок русского языка 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Дюдяева Ольга Анатольевна

Материал урока рассчитан на сильную группу учеников. Тест проверочный, диктант, аналитическая работа заставляет учащихся применять знания и отрабатывать навык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка 9 класс

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 16)

Цели урока: познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия между част-ми сложного бессоюзного предложения со значением причины, пояснения и дополнения; научить определять смысловые отношения между частями; сформировать навык поста-новки двоеточия с опорой на синтаксические синонимы; развить умение произносить бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией; совершенствовать ор-фографические и пунктуационные навыки учащихся.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к способам принятия решения. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД. Построение доказательства.Выделение главной информации. Переработка учебного материала в форму таблицы. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Построение схем. Коммуникативные УУД. Совместная работа. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

I. Пунктуационный тренинг.

I. Орфографическая разминка в формате «Четвёртый лишний».

Тема разминки: «Правописание одной и двух букв н». Ответы записываются и ком-ментируются (учащийся указывает часть речи и называет причину написания одной или двух букв н).

1. а) мгнове__ое решение, б) перочи__ый нож, в) коротко стриже__ый, г) листы изре-за__ы

2. а) кова__ый сундук, б) цели__ая земля, в) побеле__ый потолок г) линова__ая тет-радь

3. а) писа__ый красавец, б) ветре__ый юноша, в) ране__ый накануне, г) свежеморо-же__ое мясо

4. а) сви__ая тушенка, б) погаше__ый свет, в) даль тума__а, г) нежда__ый привет

5. а) плете__ое кресло, б) жаре__ый на вертеле окорок, в) топле__ое молоко, г) мо-щё__ый тротуар

6. а) рва__ый рукав, б) широкая масле__ица, в) настоящий муче__ик, г) скромная бес-прида__ица

7. а) нечая__ая радость, б) непаха__ая земля, в) соловьи__ые трели, г) дороги вымо-ще__ы камнем

8. а) овчи__ый полушубок, б) вяза__ый мамой свитер, в) некраше__ый пол, г) дар-стве__ая надпись

9. а) пута__ое объяснение, б) израсходова__ые продукты, в) стари__ая позолота, г) ис-торический подли__ик

10. а) завороже__о глядеть, б) беше__о нестись, в) таинстве__о молчать, г) востор-же__о отзываться

Ответ: 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

а

в

а

б

г

а

в

а

б

2. Сопоставление предложений. Задание: поставьте пропущенные знаки препинания, обоснуйте свой выбор. Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

‒ Как вы могли бы объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?

II. Изучение нового материала.

1. Работа над интонацией в бессоюзных предложениях с двоеточием между частями: по заданию упр. 259. Учащиеся работают в паре, отрабатывая выразительное чтение пред-ложений.

‒ Прочитайте записанное ранее предложение И. Гончарова, сравните интонацию, с которой произносится предложение в месте постановки двоеточия, и интонацию при постановке запятых (перечислительную).

2. Работа с теоретическим материалом учебника – правилом постановки двоеточия между частями бессоюзного предложения (с. 126). Учащиеся могут по заданию упр. 260 составить таблицу. В этом случае в её вторую часть «Примеры» можно будет в течение урока накопить иллюстративный материал.

3. Работа с упр. 261 сопровождается составлением схем предложений, некоторые из бессоюзных предложений вводят в качестве иллюстративного материала к пункту 1 со-ставляемой таблицы.

4. Работа с упр. 262, внесение примеров в таблицу.

По результатам работы учащиеся делают вывод о синонимии союзных и бессоюзных предложений.

5. Под руководством учителя учащиеся выполняют упр. 263. Каждое предложение читается с соблюдением необходимой интонации; после записи составляется его схема.

III. Закрепление изученного.

Объяснительный диктант.

1) Актёр из драматического театра читал, певец пел, художники рисовали в альбомы (А. Чехов). 2) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (А. Грибоедов). 3) Он даже испугался: так было темно, тесно и уныло (А. Чехов). 4) Гляди в окно: Молчалин на ногах давно! (А. Грибоедов) 5) Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан тяжелой пылью, казалось, проникавшей даже в душу (И. Тургенев). 6) В один-два дня степь принимала но-вый вид: по-весеннему темнели равнины, окаймлённые бледно-синеватой далью (И. Бунин). 7) Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал: к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (А. Чехов). 8) В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская, смехотворная игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам (А. Куприн). 9) Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она озарила два белые глаза (М. Лермонтов). 10) Я взошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель (М. Лермонтов)..

IV. Подведение итогов урока.

‒ Перечислите причины постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.

‒ Суммируйте все известные вам случаи постановки двоеточия.

V. Домашнее задание.

1. Устное сообщение по материалам § 16. 2. Упр. 266.

1. а) мгнове__ое решение, б) перочи__ый нож, в) коротко стриже__ый, г) листы изреза__ы

2. а) кова__ый сундук, б) цели__ая земля, в) побеле__ый потолок г) линова__ая тетрадь

3. а) писа__ый красавец, б) ветре__ый юноша, в) ране__ый накануне, г) свежемор-же__ое мясо

4. а) сви__ая тушенка, б) погаше__ый свет, в) даль тума__а, г) нежда__ый привет

5. а) плете__ое кресло, б) жаре__ый на вертеле окорок, в) топле__ое молоко, г) мощё__ый тротуар

 

6. а) рва__ый рукав, б) широкая масле__ица, в) настоящий муче__ик, г) скромная бесприда__ица

7. а) нечая__ая радость, б) непаха__ая земля, в) соловьи__ые трели, г) дороги вымоще__ы камнем

8. а) овчи__ый полушубок, б) вяза__ый мамой свитер, в) некраше__ый пол, г) дарстве__ая надпись

9. а) пута__ое объяснение, б) израсходова__ые продукты, в) стари__ая позолота, г) исторический подли__ик

10. а) завороже__о глядеть, б) беше__о нестись, в) таинстве__о молчать, г) восторже__о отзываться

1. а) мгнове__ое решение, б) перочи__ый нож, в) коротко стриже__ый, г) листы изреза__ы

2. а) кова__ый сундук, б) цели__ая земля, в) побеле__ый потолок г) линова__ая тетрадь

3. а) писа__ый красавец, б) ветре__ый юноша, в) ране__ый накануне, г) свежемороже__ое мясо

4. а) сви__ая тушенка, б) погаше__ый свет, в) даль тума__а, г) нежда__ый привет

5. а) плете__ое кресло, б) жаре__ый на вертеле окорок, в) топле__ое молоко, г) мощё__ый тротуар

 

6. а) рва__ый рукав, б) широкая масле__ица, в) настоящий муче__ик, г) скромная бесприда__ица

7. а) нечая__ая радость, б) непаха__ая земля, в) соловьи__ые трели, г) дороги вымоще__ы камнем

8. а) овчи__ый полушубок, б) вяза__ый мамой свитер, в) некраше__ый пол, г) дарстве__ая надпись

9. а) пута__ое объяснение, б) израсходова__ые продукты, в) стари__ая позолота, г) исторический подли__ик

10. а) завороже__о глядеть, б) беше__о нестись, в) таинстве__о молчать, г) восторже__о отзываться

 

1. а) мгнове__ое решение, б) перочи__ый нож, в) коротко стриже__ый, г) листы изреза__ы

2. а) кова__ый сундук, б) цели__ая земля, в) побеле__ый потолок г) линова__ая тет-адь

3. а) писа__ый красавец, б) ветре__ый юноша, в) ране__ый накануне, г) свежемороже__ое мясо

4. а) сви__ая тушенка, б) погаше__ый свет, в) даль тума__а, г) нежда__ый привет

5. а) плете__ое кресло, б) жаре__ый на вертеле окорок, в) топле__ое молоко, г) мощё__ый тротуар

6. а) рва__ый рукав, б) широкая масле__ица, в) настоящий муче__ик, г) скромная беприда__ица

7. а) нечая__ая радость, б) непаха__ая земля, в) соловьи__ые трели, г) дороги вымоще__ы камнем

8. а) овчи__ый полушубок, б) вяза__ый мамой свитер, в) некраше__ый пол, г) дарстве__ая надпись

9. а) пута__ое объяснение, б) израсходова__ые продукты, в) стари__ая позолота, г) исторический подли__ик

10. а) завороже__о глядеть, б) беше__о нестись, в) таинстве__о молчать, г) восторже__о отзываться

1. а) мгнове__ое решение, б) перочи__ый нож, в) коротко стриже__ый, г) листы изреза__ы

2. а) кова__ый сундук, б) цели__ая земля, в) побеле__ый потолок г) линова__ая тетрадь

3. а) писа__ый красавец, б) ветре__ый юноша, в) ране__ый накануне, г) свежемороже__ое мясо

4. а) сви__ая тушенка, б) погаше__ый свет, в) даль тума__а, г) нежда__ый привет

5. а) плете__ое кресло, б) жаре__ый на вертеле окорок, в) топле__ое молоко, г) мощё__ый тротуар

 Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

Составьте схемы всех предложений.

1) Загорелое лицо его было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (К. Арсеньев)

2) Очутившись на улице, он проявил, однако, неожиданную самостоятельность а именно дошёл до водосточной ямы оглянулся вокруг и исчез в яме с быстротой крысы. (М. Шагинян)

3) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь по-слышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (м...

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...

Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....